2.1. Образование
Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Также существуют свидетельства о том, что в 1086 году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из монастырей. О том, что преподавали в таких школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим в руки археологов. Эти тетради датированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века - изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Возможно даже, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах.
Один из авторов конца XII века писал: «Я, князь, не ездил за море и не учился у философов (профессоров), но как пчела, припадающая к разным цветам, наполняет соты мёдом, так и я из многих книг выбирал сладость словесную и мудрость» (Даниил Заточник).
- 1. Рассмотреть культуру язычества и христианства на Руси;
- 2. Изучить письменность, литературу;
- 4. Показать архитектуру.
- Глава1. Становление древнерусской культуры
- 1.1. Влияние религии на культуру русского государства.
- 1.2. Феномен русской культуры
- Глава 2. Письменность и древнерусская архитектура.
- 2.1. Образование
- 2.2. Славянская азбука
- 2.3. Грамотность
- 2.4. Берестяные грамоты
- 2.5. Летописание
- 2.6. Древнерусская литература
- 2.7. Архитектура древней Руси
- 1. Даркевич в.П. Происхождение и развитие городов древней Руси. // Вопросы истории. - №4. - 1994.