logo
Экономика профиль Финансы (1 семестр) ФДПО / Культура речи и деловое общение

Литература:

Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.: Знание, 1987

Иваненко В.А. Как выбирают имена. - М., 1988

Калакуцкая Л.П. Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке. -М.: «Наука», 1984

Симина Г.Я. Из истории русских фамилий. - М., 1971

Симина Г.Я. Фамилия и прозвище. Ономастика. - М., 1969

Суперанская А.В. Имя через века и страны. - Л.: Лениздат, 1990

Суслов А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Изд. 2-е, испр. и доп. - Л.: Лениздат, 1991

Унбегаун О.А. Русские фамилии. / Пер. с анг. / Общ. Реб. Успенского Б.А. - М.: Прогресс, 1989

Успенский Л. Ты и твое имя. - М., 1990

Федосюк Ю.А. Русские фамилии. - М., 1981

Вариант 19. В мире географических названий.

Задание 1.

  1. Топонимика - наука, изучающая географические названия.

  2. «Строительный материал» для топонимов.

  3. «Экология топонимов»

Вопросы для контроля:

  1. Каково происхождение слова топонимика?

  2. Как появляются топонимы? Их разнообразие?

  3. Как связаны топонимика и история?

Понятия и термины:топонимика, топонимы, антропонимы.

Задание 2.

Напишите рассуждение на одну из тем.

«Слово не воробей,вылетит - не поймаешь».

«Человек спрятан за словами : хочешь понять человека, вслушайся в его речь».

«Молчание не всегда доказывает присутствие ума,но доказывает отсутствие глупости».

Задание3.

Отметьте предложения, в которых лексическое значение слова указано неверно,и объясните, почему.

1.Ландшафт - морской пейзаж.

2.Коалиция - совместный документ, принимаемый представителями крупных государств.

3.Кардинальный - главный, самый существенный.

4.Менталитет - умственные способности человека.

5.Дублет - лицо - заменяющее, дублирующее актера в спектакле.

Задание 4.

Итоговое упражнение по всему пройденному материалу. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

В семь часов вечера я напившись чаю выехал со станц_и которой названия (не) помню. Было уже темно когда я закутавшись в шубу рядом с Алешкой уселся в сани.

Едва миновав темные фигуры мельниц из которых одна (не) уклюже махала своими большими крыльями и выехав за станицу я заметил что дорога стала тяжелее ветер стал дуть мне в левую сторону. (Не) проехали мы четверти часа как ямщик остановив лошадей передал вожжи Алешке (не) ловко выпростал ноги из сиденья и хрустя большими сапогами по снегу пош_л искать дорогу.

Куда ты? Сбились? Спрашивал я но ямщик (не) отвечал мне а отвернув лицо от ветра который сек ему глаза отош_л от саней.

Ну что. Есть повторил я когда он вернулся. Нету (н_) чего сказал он мне вдруг (не)терпеливо и с досадой (как)будто я был виноват в том, что он _бился с дорог_ и медленно опять просунув ноги в передок стал разб_рать вожжи.

В это время (с)зади нас послышались колокольчики (н_)скольких троек которые догоняли нас.

А то поедемте барин сказал мне ямщик люди проехали. Я согл_сился и мы снов_ повернули против ветра и потащились (в)перед (по) глубокому снегу.

Я смотрел (с)боку на дорогу что(бы) (не) сбит_ся со следа проложен_ого санями. Вдруг впереди послышался знакомый мне колокольч_к. Это были те (же) тройки сложившие почту и с обратными лошадьми привязан_ыми сзади возвр_щавшиеся на станци_ю. Глядя на них мне стало стыдно что я боялся ехать и мой ямщик должно быть испытал то(же) чу_ство потому(что) мы в один голос сказали Поедем за ними. С тех пор как ямщик мой ехал сзади он _делался как(будто) веселее и разговорчивее чем я. Я стал его рас_прашивать (от)куда как и что он и скоро узнал что он земляк мне. Большая пегая лошадь вытянув шею и напрягши спину мерно ступала по совершен_о занесен_ой дорог_.

Проехав еще (н_)сколько времени я увид_л как мне пок_залось д_леко на самом г_ризонте ч_рную длин_ую полосу.

Ст_новилось ужасно холодно и едва я высовывался из воротника как сухой снег крутясь набивался в ресниц_ нос рот и заскакивал за шею.

Через (н_)сколько минут сани заскр_пели по доскам под_езда станцин_ого дома и Игнашка повернул (ко)мне свое засыпан_ое снегом лицо. Доставили (таки) барин сказал он.

(по Л. Толстому)

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр. 3)

Прот_реть, неук_снительно, еж_нок, внуш_нный, бе_шерстный, без_интересный, пр_восходство, ненавид_т, рубле_ый дом, журавли_ый, карта изуче_а, (не)смотря на жару, (не)медля ни минуты.

Литература:

Агеева Р.А. Происхождение имен, рек и озер. - М., 1985

Балабанов В. В дебрях названий. - М., 1985

Вартаньян Э.А. История с географией, или жизнь и приключения географических названий. - М., 1986

Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.: Знание, 1987

Мурзаев Э.М. География в названиях. - М., 1982

Нерознак В.П. Названия древнерусских городов. - М., 1983

Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. - М., 1990

Суперанская А.В. Что такое топонимика? - М., 1985

Вариант 20. Словари - наши помощники и друзья.

Задание 1.

  1. Из истории создания словарей.

  2. Две основные группы словарей: толковые, словари-справочники.

  3. Роль словарей в жизни человека.

Вопросы для контроля:

  1. К какому времени относят первые словарные опыты? Как назывались тогда словари?

  2. Перечислите основные виды толковых словарей?

  3. Какие словари относятся к справочным?

Понятия и термины:лексикография, лексикон.

Задание 2.

Напишите рассуждение на одну из тем:

1. «Язык мой - враг мой: прежде ума глаголет».

2. «Языком и лаптя не сплетешь».

3. «Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

(пословицы)

Задание 3.

Объяснить значение следующих слов (письменно):

Преамбула, превалировать, приоритет, прерогатива, панацея, одиозный, дилетант, альянс, мораторий, эмбарго, инсинуация.

Поставить ударение в словах:

договор, каталог, раскупорить, индустрия, обеспечение, баловать, сироты, водопровод, усугубить, намерение, диспансер, таможня, алфавит.

Задание 4.

Итоговое упражнение по всему пройденному материалу. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том что хорошо(бы) составить (н_)сколько новых словарей русского языка кроме конечно уже существующих общих словарей.

В одном таком словаре можно пр_дположим собрать слова имеющие отношение к природ_ в другом хорошие и меткие мес_ные слова в третьем слова людей разных проф_ессий в четвертом - мусорные и мертвые слова засоряющие русский язык.

Этот последний словарь нужен для того что(бы) отучить людей от скудоумной и ломан_ой речи.

Мысль о том что(бы) собрать слова имеющие отношение к природ_ пришла мне в голову в тот день когда на луговом озерце я услыш_л как хр_пловатая девочка переч_сляла разные травы и цветы.

Словарь этот будет конечно толковым. Каждое слово должно быть об_яснено и после него следует пом_щать (н_)сколько отрывков из книг писателей поэтов и ученых имеющих научное или поэтическое к_сательство к этому слову.

Например после слова «сосулька» можно нап_чатать отрывок из Пришвина: Повислые под кручей частые длин_ые корни деревьев теперь под темными сводами берега превр_тились в сосульки и нар_стая больше и больше достигли воды. И когда ветерок даже самый ласковый волновал воду и маленькие волны дост_гали под кручей концов сосулек то волновали их они к_чались стуча друг о друга звенели и этот звук был первый звук весны.

А после слова «сентябрь» хорошо(бы) нап_чатать отрывок из Баратынского:

И вот сентябрь замедля свой восход

Сияньем хладным солнце блещ_т

И луч_его в зерцале зыбком вод

(Не) верным золотом тр_пещ_т

(К. Паустовский)

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Расст_лать, зар_внять (яму), ш_лк, мозжеч_к, пр_одолеть, кол_т, неслыш_мый, на юбиле_, неглаже_ый костюм, овощи испорче_ы, (н_)куда идти, (полу)улыбка, (не)весело.

Литература:

Агеенко В.Л., Зарва М.В. Словари ударений русского языка. - М., 2000

Крысин А.П. Толковы словарь иноязычных слов. - М., 1998

Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. - М., 1990

Толковый словарь русского языка конца XXвека. Языковые изменения. - СПб., 1998

Шанский Н.М., Иванов В.В. Важнейшие словари русского языка. - М., 198

Вопросы для самоподготовки:

  1. Что такое функциональный стиль речи?

  2. Назовите функционально-смысловые стили литературного языка.

  3. Назовите особенности научного стиля.

  4. Назовите особенности официально-делового стиля.

  5. Назовите особенности художественного стиля.

  6. Назовите особенности публицистического стиля.

  7. Назовите особенности разговорного стиля.

Вопросы к зачету

  1. Понятие о культуре речи. Аспекты изучения культуры речи.

  2. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды норм.

  3. Речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие как основные единицы общения.

  4. Устная и письменная разновидности литературного языка (сфера употребления, языковые средства, характер нормы и отношение к ней и т.д.)

  5. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты речи.

  6. Функциональные стили современного русского языка.

  7. Научный стиль: сфера применения, жанры, языковые особенности.

  8. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

  9. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие.

  10. Стандартизация и унификация деловой документации как важнейшие особенности делового стиля.

  11. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

  12. Язык и стиль распорядительных документов.

  13. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

  14. Язык и стиль инструктивно-методических документов.

  15. Графические, лексические, синтаксические особенности жанров «Заявление» и «Доверенность».

  16. Реклама в деловой речи.

  17. Речевой этикет в документе.

  18. Публицистический стиль речи: сфера функционирования, жанровая дифференциация, языковые средства.

  19. Публичная речь, её особенности.

  20. Оратор и его аудитория.

  21. Основные этапы подготовки к публичному выступлению.

  22. Источники подбора материалов для публичного выступления.

  23. Словесное оформление публичного выступления. Основные качества публичной речи.

  24. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

  25. Жанровые, лексические и грамматические особенности разговорного стиля речи.

  26. Пути совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Литература

а) основная литература:

  1. Изюмская С.С. Русский язык и культура речи. - М.: Дашков и К, 2010.

  2. Корнилова Е.Р. Русский язык и культура речи. – М.: Проспект, 2010.

  3. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этике; Практикум вежливого речевого общении. – М.: Либроком, 2009.

  4. Нормы русского литературного языка: Учебник по культуре речи. – М.: флинта, 2010

  5. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи. – М.: Проспект, 2008.

  6. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи. – М.: Флинта, 2007.

  7. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку: Учебное пособие. – М.: Просвещение, М.: Эксмо, 2007

  8. Голуб И.Б. Культура письменной и устной речи: Учебное пособие. – М.: кнорус, 2010

  9. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005.

  10. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2007..

  11. Русский язык и культура речи. – М.: ИНФРА-М, 2009.

  12. Русский язык и культура речи – М.: Высшая школа, 2008.

  13. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2006

  14. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. –

– Р/н/Д: Феникс, 2006.

б) дополнительная литература:

  1. Сычева Н. Пишем без ошибок. Все правила русского языка. 100% грамотность за 20 минут в день. М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009.

  2. Иванова Т.Ф.Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. М., 2006..

  3. Русский язык и культура речи: Учебник 17 практических занятий / Е.Г. Ганапольская, Т.Ю. Волошина, Н.В. Анисина и др. / Под ред. Е.Г. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб.: Питер, 2005.

  4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник / И.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – М.: Флинта: Наука, 2002.

  5. Русский язык и культура речи: Учебник/ А.И.Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк – М.: Высшая школа, 2003.

  6. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007.

  7. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007.

  8. Курьянович А.В. Культура письменной речи: Практикум – Томск: ТПУ, 2007.

  9. Иванова-Лукьянова Г.И. Культура устной речи: интонации, паузированме, логическое ударение, темп, ритм. – М.: Флинта: Наука, 2006.

  10. Мальканова И.А. Коммуникативный тренинг. – М.: Проспект, 2006

  11. Темиз Я.В. Практикум по русскому языку: Бизнес-лексика. – М.: Рольф, 2000.

  12. Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: почему мы не говорим по-русски.- М: Флинта, 2007.

  13. Сборник упражнений и тестовых задач по культуре речи. – СПб.: Сага, 2008.

  14. Максимова А.Л. 10 уроков русского речевого этикета. – СПб: Златоуст, 2006.

  15. . Русский язык и культура речи: Сб. упражнений. – М.: Высшая школа,. 2010.

  16. Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языкаю – М.: Академия, 2010

  17. . Барышникова Т. Вся орфография русского языка: правила и упражнения. – М.: Тип. «Континет Пресс», 2002.

  18. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык и культура речи. – М.: Флинта, 2007.

  19. Романов Н.Н. Стилистика и стиль: Учебное пособие. – М.: Оникс, 2009.

в) словари

  1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М. : ООО «Издательство Оникс», 2006.

  2. Лопатин, В.В. Русский толковый словарь / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. – М. : Рус.яз., 1998.

  3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М., 2005.

  4. Крысин, А.П. Толковый словарь иноязычных слов / А.П. Крысин. – М., 1998.

  5. Словарь иностранных слов / отв. ред. В.В. Бурцева, Н.М. Семенова. – М. : Рус. яз.–Медиа; Дрофа, 2008.

  6. Брусенская, Л.А. Учебный словарь лингвистических терминов / Л.А. Брусенская, Г.Ф. Гаврилова, Н.В. Малычева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005.

  7. Орфографический словарь русского языка / под ред. С.Г. Бархударова. – М. : ООО «Издательство Оникс», 2008.

  8. Новинская, Н.Н. Орфоэпический словарь русского языка / Н.Н. Новинская. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.

  9. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка / З.Е. Александрова. – М. : Рус. яз.–Медиа, 2007.

  10. Школьный фразеологический словарь / сост. М.И. Степанова. – Ростов-на-дону : Феникс, 2008.

  11. Шанский, Н.М. Этимологический словарь русского языка / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. – М., 2004.

  12. Розенталь, Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М. : Айрис-пресс, 2008.

  13. Бельчикова, Ю.А. Словарь паронимов русского языка / Ю.А. Бельчикова, М.С. Панюшева. – М. : АСТ: Астрель, 2007.

  14. Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь русского языка / А.Н. Тихонов. – М. : Цитадель-трейд, 2008.

  15. Жуков, В.П. Словарь русский пословиц и поговорок / В.П. Жуков. – М. : Рус. яз., 1993.

Программу составил

доцент кафедры

теоретической и прикладной лингвистики Сутурина Т.А.

«____»______________2011 г.

Yandex.RTB R-A-252273-3