Заключительные положения
Младограмматики главную причину языковых изменений видят во внутрилингвистических факторах, в строении самого языка как самодвижущейся системы, в процессе функционирования которой происходит ее саморазвитие, что роднит язык с естественноисторическими объектами. Естественноисторическое развитие языка происходит через индивидуальные или коллективные психологические отклонения, реализующиеся в звуковой сфере и физиологии производства звуков.
Младограмматизм приблизительно в течение 50 лет выступал как одно из влиятельнейших течений и школ языкознания, не имеющих себе равных по широте распространенности, количеству конкретных лингвистических работ, отработанности принципов и приемов исследования, по воздействию на общественно-языковую практику конца XIX - начала XX века.
Младограмматизм как лингвистическое течение обнаруживает свою неоднородность как по научному мировоззрению, так и по разрабатываемой проблематике в различных школах.
Младограмматические идеи получили широкое распространение. Их можно обнаружить во Франции — у М. Бреаля («Опыт семасиологии», 1897), в Италии — у Г. Асколи, в Америке — у У. Уитнея, в Швейцарии - у ф. де Соссюра, в России — у Ф. Ф. Фортунатова и И. А. Бодуэна де Куртенэ. Младограмматизм сказывается особенно явно в исторической фонетике и грамматике конкретных языков, диалектологических исследованиях.
Младограмматизм представляет историко-сравнительное психологическое языкознание.
Младограмматики отвергли многие высказывавшиеся ранее идеи: учение Гумбольдта, что внутренняя форма языка обусловлена национальным духом народа; учение Шлейхера о том, что язык — это природный организм и что в истории языка есть период творческого развития и период упадка.
Живые языки, легче, чем мёртвые древние, поддаются наблюдению, и следовательно, дают больше материала для вскрытия закономерностей развития языка. Это объясняется тем, что древние языки представлены нам лишь в письменном виде, а, по мнению младограмматиков: «Буквы – это лишь грубые, неумелые отражения звуков живой речи». Нужно изучать не «язык на бумаге», а говорящего человека.
Используют диахроный анализ языка.
В их теории носитель языка – коллектив в целом.
Единица анализа: говорящий человек; языка: звук живой речи.
Основные черты младограмматической концепции: подчеркнутый историзм, ндивидуальный психологизм, эмпиризм и индуктивизм, отказ от рассмотрения слишком широких и общих вопросов.
Младограмматики не только изучали языки по преимуществу исторически, но и считали принцип историзма важнейшим теоретическим требованием научного изучения языка. Пауль в своем основном теоретическом труде «Принципы истории языка» утверждал: «То, что понимают под неисторическим и все же научным рассмотрением языка, есть по сути дела также историческое, но несовершенное изучение языка — несовершенное отчасти по вине исследователя, отчасти же в силу особенностей изучаемого материала. Как только исследователь переступает за пределы простой констатации единичных фактов, как только он делает попытку уловить связь между явлениями и понять их, так сразу же начинается область истории, хотя, быть может, он и не отдает себе ясного отчета в этом».
При решении проблемы логического и исторического младограмматики ценили больше историческое.