Рубрикация.
Рубрикацией называют членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации. Рубрикация является внешним выражением композиционной структуры текста. Степень сложности рубрикации зависит от содержания текста – его объема, тематики и назначения.
Простейшей рубрикой является абзац – отступ в право в начале первой строчки каждой части текста. Словом «абзац» обозначается также часть текста между двумя такими отступами. Абзац служит показателем перехода от одной мысли (темы) к другой.
Разделение текста на абзацы позволяет читателю делать небольшие остановки перед дальнейшим чтением, мысленно возвращается к прочтенному.
Абзац может состоять из одного предложения, если этому предложению придется особое значение, последовательно раскрывающих сложную мысль. Но абзац всегда является внутренне замкнутой смысловой единицей.
Абзацное членение текста нередко сочетается с нумерацией – цифровым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения составных частей текста. Нумерация подчеркивает необходимость самостоятельного рассмотрения каждого из нумеруемых элементов перечисления. В настоящее время используются две системы нумерации. Одна, традиционная, строится на использование знаков разных типов – римских и арабских цифр, прописных и строчных букв (в сочетании с абзацами отступами). Другая допускает применение только арабских цифр, расположенных в определенном порядке.
При использовании знаков разных типов система цифрового и буквенного обозначения должна строиться по нисходящей:
А … Б … В … Г …
I…II…III...IV…
1 … 2 … 3 … 4 …
1) … 2) … 3) … 4) …
а) … б) … в) … г) …
Более крупные по сравнению с абзацами рубрики могут получать и словесные наименования – часть, раздел, глава, параграф (обозначается знаком §) и т.д., которые также нумеруются.
При разделении текста на рубрики важно учитывать, что:
Рубрики могут нумероваться лишь в том случае, если имеется, по крайней мере, два однородных элемента перечисления.
Неправильно: Правильно:
Авторемонтный завод №2 Авторемонтный завод №2
просит дополнительно просит выделить
выделить: мазут топочный – 20 т. дополнительно 20 т. мазута.
Однотипные средства нумерации (слова, цифры, буквы) могу применяться по отношению лишь к однотипным (по значению, по месту в структуре текста) частям.
Неправильно: Правильно:
Авторемонтный завод №2 Авторемонтный завод №2
просит дополнительно просит выделить 20 т.
а) мазут топочный – 20 т. топочного мазута, в том
б) в том числе в апреле – 10 т. числе в апреле 10т.
Комбинированные способы нумерации требуют строгого соблюдения правил пунктуации.
В настоящее время в научно-технических текстах, а также в служебных документах внедряется цифровая система нумерации. В ее основе лежат следующие правила :
каждая составная часть текста, соответствующая понятиям части, раздела, главы, параграфа, пункта, подпункта (исключая образцы) получает свой номер (номера обозначается только арабскими цифрами, после каждой цифры ставится точка);
номер каждой составной части включает все номера соответствующих составных частей более высоких ступеней деления.
Таким образом, номера самых крупных частей текста (первая, высшая ступень деления) состоят из одной цифры. На второй ступени деления составные части получают номера из двух цифр, на третьей из трёх.
Важным средством рубрикации являются также заголовки и подзаголовки. Заглавие всегда являются структурной частью текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику документа, а нередко и его основную идею. Заголовок должен строго соответствовать содержанию документа (или его части), быть логически полноценным – не двузначным и непротиворечивым, по возможности кратким.
- Что такое культура речи?
- Язык как знаковая система передачи информации.
- Основные функции общения.
- Невербальная коммуникация.
- Различие понятий “язык” и “речь”.
- Виды речевой деятельности:
- Устная и письменная форма речи.
- Мировые языки.
- Язык научных текстов.
- Логическая схема и композиция научного текста.
- Выводы и предложения.
- Рубрикация.
- Виды вторичных текстов.
- Композиционно – языковые особенности деловых бумаг и рекламы.
- Культура публичной речи.
- Лингвистические способности и сфера функционирования устной публичной речи.
- Выбор темы, цели задачи, поиск необходимого материала.
- Композиционно-речевое оформление публичного выступления.
- Оратор и аудитория.
- Речевой этикет.
- Правильность как качество грамотной речи.
- Понятие нормы. Нужна ли норма?
- Виды норм современного русского литературного языка.
- Нарушение норм современного русского литературного языка.
- Логичность как качество грамотной речи.
- Чистота как качество грамотной речи.
- Уместность как качество грамотной речи.
- Выразительность и богатство как качества грамотной речи.
- Правила цитирования.