logo
ИСТОРИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА

Роль транспорта в развитие туризма. Морской транспорт.

1818 г. американская фирма Вlасk Ваll Linе стала первой компанией, которая предложила регулярные по расписанию рейсы из Британии в США.

Строятся мега-корабли. «Луизиана», «Мавритания», «Олимпик», «Куин Мэри», «Титаник» - каюты трех классов, рестораны, бассейн, теннисный корт, концертный зал и др. Развлекательная программа. Круизные корабли.

Железнодорожный транспорт. Сеть железных дорог по Европе и Северной Америке.

1869 г. – трансконтинентальный экспресс (Запад-Восток США).

1872 г. братья Пульман организовали компанию, которая стала организовывать туристские путешествия по ж/д США.

1883 г. – первое путешествие на «Восточном Экспрессе» из Лондона через Париж, Цюрих, Инсбрук в Венецию. Поезд состоял из 11 спальных вагонов и 3 вагонов-ресторанов.

Автомобильный транспорт. 1918 г. – первый прокат авто. Комфортное перемещение по стране и за рубежом. Мотели. Борьба за пассажиропотоки с железной дорогой.

Авиационный транспорт.

1910-1920 гг. – первые авиапутешествия. В 1919 г. создана Международная ассоциация воздушных перевозчиков (Англия, Дания. Германия, Швеция, Норвегия). Одними из первых авиакомпаний были - «Люфтганза» и «Эр Франс».

Трансатлантические перелеты. Снижение времени на путешествие.

Дирижабли. Более комфортные условия для пассажиров, чем в самолете. Но менее безопасный полет.

Конкурентная борьба за пассажира привела к росту комфорта транспорта, безопасности поездок, удешевления стоимости и др.

В отличие от массового элитарный туризм рассчитан на состоятельную клиентуру. Для данной категории потребителей уровень цен на рынке не имеет особого значения, но они предъявляют повышенные требования к качеству предлагаемых товаров и услуг. В этой связи нельзя не отметить ту роль, которую элитарный туризм играет в развитии туристского бизнеса в целом. Здесь задается импульс всей индустрии туризма. Он способствует утверждению и распространению новых, более высоких стандартов обслуживания и, в конечном итоге, содействует улучшению качества жизни населения. Поэтому не случайно элитарный туризм нередко называют «туристским локомотивом».

Туристская деятельность Томаса Кука. В первой половине XIX в. основная масса путешествующих были европейцами, но они еще не объединялись в клубы, группы, а путешествовали поодиночке.

Первое массовое организованное путешествие состоялось в 1841 г. Организовал и осуществил его предприимчивый англичанин Томас Кук, который на льготных условиях закупил оптом 570 билетов для общества трезвости на турпоездку из Лейстера в Лафборо поездом. В предлагаемый им комплекс услуг, продаваемый по единой цене, входили:

- 20-ти мильная поездка по ж/д; - чай и булочка в поезде; - духовой оркестр.

Далее была организация нескольких дешевых экскурсий для детей и взрослых.

Основной принцип в деятельности – контракты с владельцами отелей, железной дорогой, объектами питания и развлечения. Обязательная проработка маршрута.

В 1847 г. Т. Кук организовал первую в мире туристскую фирму «Томас Кук и сын», которая стала распространять билеты (путевки) не только в Англии, но и за ее пределами. Путешествия стали организовываться в другие страны.

В 1853 г. организовано первое зарубежное путешествие в Париж.

В 1865 году Т. Кук посетил США с целью организации поездок англичан в США и американцев в Европу. В 1866 г. первые две группы туристов посетили США.

В 1867 г. состоялось пятимесячное путешествие парохода «Квейкер Сити». На нем находилось 60 пассажиров, а среди них – Марк Твен, который описал это путешествие в книге “Простаки за границей”.

В 1872 г. Кук предложил первое кругосветное путешествие для желающих.

Англичанин Томас Кук считается первым туристским агентом и создателем нового туризма. Он впервые создал специфический туристский продукт – тур, заключая договора с железнодорожными и пароходными компаниями, гостиницами и ресторанами на обслуживание туризма. Он же первый стал изучать спрос на туристические услуги, который постоянно увеличивался. Об этом говорит появление в 1862 г. первых каталогов турпоездок, а вскоре и каталог гостиниц (8000). Клиентами туристической фирмы «Томас Кук» в XIX в. были более 500 тыс. англичан.

Вслед за Англией бюро путешествий, туристические клубы возникают во многих странах Европы.