Понятие «сетевой жанр»
Учитывая определение понятия «жанр» в самом общем его понимании как определенный тип высказываний в рамках определенного дискурса и рассматривая дискурс как текст, погруженный в ситуацию общения, выделение жанров виртуального дискурса возможно производить, во-первых, на основе структурности, композиционности его текста. Исчисление жанров дискурса на основе данного критерия происходит на основании реально существующих естественно сложившихся форм общения, для которых можно выделить канонические (прототипные) единицы. Жанры дискурса, выделяемые на этой основе называются дискурсообразующими.
Во-вторых, исходя из интенционального разнообразия высказываний дискурса, исчисление его жанров можно производить по использованию относительно устойчивых типов высказываний в тех или иных ситуациях, как вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей. Такие жанры виртуального дискурса можно назвать дискурсоприобретенными, поскольку использование относительно устойчивых типов высказываний происходит уже в сложившихся формах общения, жестко обусловленных в виртуальной среде определенными техническими параметрами.
Здесь следует отметить, что процесс общения не происходит исключительно в русле того или иного дискурсоприобретенного жанра, жанры сменяют друг друга, один жанр может входить в состав другого, трансформироваться в нем, приобретая особый характер. Реализуясь внутри дискурсообразующих, дискурсоприобретенные жанры, однако, не «привязаны» к какому-то конкретному дискурсообразующему жанру. Каждый дискурсоприобретенный жанр может развиваться внутри любого дискурсообразующего. Кроме того, в виртуальном дискурсе границы между жанрами зачастую мягче и подвижнее, чем в реальном мире, что объясняется незаконченностью формирования жанров, а так же специфическими способами общения, отличными от тех, что приемлемы в ситуациях реального взаимодействия. Также можно говорить о том, что жанры виртуального дискурса более динамичны, по сравнению с жанрами дискурса реального. Постоянное стремительное развитие новых информационных технологий способствует возникновению различного рода изменений и в виртуальном коммуникативном пространстве, вследствие чего жанры виртуального дискурса формируются значительно быстрее жанров реального дискурса, быстрее изменяются и также быстро могут исчезать. Так, например, появление форумов привело к тому, что жанр BBS (досок электронных объявлений) и жанр конференции уже прекратили свое массовое существование, а развитие блогов значительно сократило популярность так называемых домашних страниц. 4
Умение переключаться в процессе коммуникации с одних жанров на другие, в зависимости от условий общения, способствует выработке формул общения, что полностью соответствует тенденции веб-коммуникации к стандартизации и систематизации клишированных конструкций (например, в жанре электронной переписки) (см. сайт «Конференция – обменяемся опытом – DAIHATSU» - http://auto.ru). Механизм кодовых переключений, который вырабатывается у человека в процессе его социализации в культурной речевой веб-среде, так же, как и в реальной действительности, обеспечивает усвоение системы социальных ролей, свойственных обществу, идет в тесном взаимодействии с усвоением норм речевого поведения, обеспечивающих оптимальное исполнение той или иной роли. Репертуарная широта варьирования норм, возможная в реальности потому, что язык предоставляет говорящему различные способы выражения одних и тех же коммуникативных интенций, одних и тех же смыслов, в Интернете сужается из-за ограничений, связанных с особенностями технологических процессов осуществления веб-коммуникации. В Интернете различные способы языкового выражения оказываются тесно связанными с различными условиями общения, разными коммуникативными ситуациями, исполнению тех или иных социальных ролей.
Изменения жанрового репертуара на протяжении человеческой жизни для Интернета пока не так актуальны, во всяком случае, в той их части, которая касается возрастных взаимоотношений. Ведь история Интернета – всего несколько десятилетий. Реализуясь в коммуникативных ситуациях, жанры представляют собой типы текста, соотносимые с коммуникативным актом и являющиеся его текстовым воплощением. Определенному типу ситуации соответствует свой набор жанров. Следовательно, типология жанров в той или иной коммуникативной сфере должна базироваться на типологии ситуаций. Эти правила актуальны и для Интернета, где такие параметры коммуникативного акта, как пространство, время, партнеры по коммуникации и тема, конкретизируясь и взаимодействуя, формируют однотипные коммуникативные ситуации, которые воплощаются в соответствующих типах текстов, то есть в жанрах.
Жанровая стилистика веб-коммуникации имеет свои характерные особенности. Если в реальной ситуации действие факторов, определяющих выбор жанра, осуществляется одномоментно, то в Интернете понятие времени становится более растяжимым и выбор жанра осуществляется в замедленном режиме. В то же время в Интернете на выбор жанра более активно влияет сторона адресанта, во многих случаях заранее определяя жанр веб-коммуникации.
В Интернете границы между речевыми жанрами мягче и подвижнее, чем в реальной действительности. Отчасти это объясняется продолжением их становления таких жанров, но в целом говорит о том, что в сети законы общения изменяются и развиваются.
Наряду с отличиями речевые жанры в Интернете обладают и некото-рыми общими свойствами. Они все ориентированы на более свободную и непосредственную коммуникативность. Сохраняя определенную функционально-стилевую специфику, присущую им изначально, они, вместе с тем, получают новую, виртуальную, окрашенность, будь то разговорная речь, молодежный или профессиональный жаргон или язык художественной литературы.
Специфика многофункциональности русского языка в Интернете определяет многоуровневость жанровых классификаций. Прежде всего, по традиционно выделяемой в русском языке функционально-стилевой принадлежности сетевые тексты определяются как «устойчивые, закрепленные бытием и обстоятельствами формы жизненного общения» (Бахтин 1979: 99). В соответствии с тематическим принципом разграничения текстовые структуры возможно разделить на группы новостных текстов (соответствующую газетно-публицистическому стилю), научные публикации (научный стиль), литературно-художественные тексты (язык художественной литературы), деловые документы, включая переписку (официально-деловой стиль) и обиходно-бытовые диалоговые структуры (разговорная речь).
По направленности интенций тексты в Интернете подразделяются на развлекательные, познавательные, справочно-информационные, императивные и репрезентативные.
По степени развернутости синтаксической структуры сетевые тексты выстраиваются от свернутого текста в ключевом слове поискового запроса до разветвленной гиперструктуры, оформленной с помощью гиперссылок.
Языковой контекст киберкоммуникации актуализировал вопросы разделения форм речи по концептуальному и формальному конструктивному принципу. В Интернете присутствуют как концептуально письменные (научные или публицистические статьи, деловые документы, механически перенесенные в цифровую форму), так и концептуально устные (разговоры в чате или в ICQ), причем и те, и другие формально являются письменными.
Наконец, тексты в Интернете можно разделить на выложенные, следовательно, подготовленные заранее и подвергнутые тщательной подготовке, и появляющиеся спонтанно, но несмотря на это, не менее глубоко отражающие интернет-специфику. В каждой из выделяемых классификаций возможны межжанровые подмены и взаимопроникновения стилей. Так, все сетевые тексты: от публикаций в сетевых СМИ до реплики в чате, включая сетевую рекламу и справочно-информационные порталы, обладают как спецификой, так и обобщенной заданностью. В Интернете такими глобальными векторами являются информативная и коммуникативная функции.
В сущности текст в Интернете становится политекстом, так как в его содержание, независимо от стилевой принадлежности, включаются и элементы живых либо статичных иллюстративных фрагментов, «бегущая» реклама, нередко обладающая и звуковым сопровождением.
По степени включенности в веб-контент тексты разделяются на традиционные тексты, размещенные в сети; традиционные тексты, отредактированные для размещения в сети; тексты, созданные специально для сети и заранее учитывающие её соответствующие особенности (сетевые СМИ, презентации); тексты, рождающиеся в сети (электронная переписка, веб-диалоги и веб-полилоги). В отдельную группу выделяются ключевые слова и слова-запросы или темы-сообщения, а также слова-команды, являющиеся разновидностями свернутого текста.5