«Слова» Серапиона Владимирского
События монголо-татарского нашествия отразились также в жанре дидактическом и агиографическом. Талантливым проповедником 13 в. был Серапион — игумен Киево-Печерского монастыря, а с 1274 г.— епископ Владимирский.
Перу Серапиона принадлежит пять «слов»: первое было создано около 1230 г., после битвы на Калке, последние четыре — во Владимире в 1274—1275 гг.
Серапион в нашествии иноплеменников видит карающий перст Божий, возмездие за грехи и призывает людей к покаянию, говорит даже о приближении скорого конца мира.
Приход «языка немилостивого» Серапион изображает довольно образно и живо, прибегая к ритмической форме построения речи. Во втором «слове» Серапион говорит о страшном гневе Божием и вспоминает прошлое в форме риторических вопросов: Не пленена ли бысть земля наша? Не взъяти ли быша гради наши?Не вскоре ли падоша отъци и братия наши трупием на земли? Не ведены ли быша жены и чада наша в плен? Не порабощена ли быхом оставьте горькою си работою от иноплеменик ?»Бедствия, постигшие Русскую землю, изображены в третьем «слове». Четвертое и пятое «слова» Серапиона посвящены осуждению народных предрассудков и суеверий: они направлены против испытания «ведьм» водой и огнем и против откалывания из могил утопленников, которые, по народному поверью, вредили урожаю.
В последних «словах» Серапиона пессимистический тон начинает постепенно исчезать, что свидетельствует об изменении настроения в русском обществе.
Также:
«Слово о погибели земли русской и по смерти великого князя Ярослава» - Возникло вскоре после монголо-татарского нашествия. Это — плач по утраченному величию Русской земли, по жанру близкий к ряду фрагментов «Слова о полку Игореве». Поводом к написанию послужило известие из Северо-Восточной Руси о вторжении в неё Батыя и гибели в бою с монголами в битве на реке Сити брата Ярослава — Юрия. «Слово о погибели Русской земли» первоначально представляло собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смерти Александра Невскогого.
«Житие Ал.Невского» - кн.Новгородский
Все произведение представляет собой образец воинской повести, которая вобрала в себя значительные элементы фольклора!
-
Yandex.RTB R-A-252273-3
Содержание
- Русская народная сказка: общефольклорные традиции и национальное своеобразие
- 2)Бытовые
- 3) О животных
- Русская фольклорная песня (жанровые разновидности, поэтический стиль)
- Русский былинный эпос (циклизация, тематика, образы, поэтика)
- «Повесть временных лет». Основные идеи и типы летописного повествования
- «Слово о полку Игореве». Идейное содержание, художественная форма, связь с фольклором.
- Повести о татаро-монгольском нашествии в древнерусской литературе. Их патриотический пафос и поэтические формы его выражения
- 1.«Повесть о битве на реке Калке»
- 2.«Повесть о разорении Рязани Батыем»
- «Слова» Серапиона Владимирского
- Демократическая и гуманистическая тенденция в «Повести о Петре и деве Февронии»
- Жанровые традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума
- Идейно-художественное своеобразие поэзии русского классицизма (м.В. Ломоносов)
- Развитие классицизма в конце 18 века. Новаторские черты поэзии г.Р. Державина.