logo
Анализ метафор в произведении Джона Стейнбека "The winter of our discontent"

Введение

Темой нашего исследования является “Анализ метафор в произведении Джона Стейнбека «The winter of our discontent». Такое средство выразительности, как метафора привлекает внимание многих исследователей, так как всегда существует интерес дать толкование стилистическим приемом и с точки зрения лингвистики рассмотреть выразительность и экспрессивность речи в тексте.

Проблемой определения такого явления, как метафора занимались такие выдающиеся ученые, как Виноградов В.В., Скляревская Г.Н., Толочин И.В., Джордж Лакофф и др., чьи взгляды будут рассмотрены в нашей курсовой работе.

Актуальность выбранной темы доказывается важностью использования метафор в художественном произведении, так как этот троп способствует более глубокому пониманию текста и мысли автора.

Цель данной работы - описать типы метафор в произведении Джона Стейнбека и показать их эффективность как средства выразительности речи и воздействия на читателя.

Мы полагаем, что анализ метафор в художественном тексте поможет определить значимость использования метафор автором для более полного понимания текста

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

· Определить понятие метафора с точки зрения современных исследований

· Выявить случаи употребления метафор

· Определить тип метафор, используемых автором

· Проанализировать отобранные метафоры и дать вариант перевода на русский язык

· Проанализировать контекстуальную значимость метафор

В ходе исследования были использованы следующие методы: метод контекстуального и стилистического анализа языковых средств художественного текста

Объектом для данного исследования являются метафоры в романе Джона Стейнбека “ The Winter of our discontent”.

Предметом исследования являются типы метафор и их значение в передаче авторской идеи в тексте.

Цели и задачи данного исследования определили его структуру. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы

· Во введении определена актуальность исследования темы, выделены цель, объект и предмет работы, предложена гипотеза и поставлены задачи, а также указаны методы исследования.

· В Главе I рассматривается понятие метафоры в современных исследованиях; определено понятие метафоры с различных точек зрения отечественных и зарубежных авторов.

· В Главе II проанализированы отобранные метафоры и показана значимость использования метафор в достижении экспрессивности художественного текста.

· В Заключении представлены выводы по работе

· Далее приведен список использованной литературы

· В Приложении представлен список отобранных метафор

метафора речь когнитивный

Глава 1. Определение метафоры отечественными и зарубежными учеными

1.1 Анализ определений метафоры отечественных и зарубежных ученых

Как известно, слово может менять свое значение в зависимости от контекста. Одним из средств достижения этого изменения в контексте является метафора, исследованием которой ученые занимались многие годы и как следствие давали разнообразные определения. Далее нами будут рассмотрены и сопоставлены основные из этих определений.

Первое определение метафоре дал Аристотель в своей работе «Поэтика», на которое ссылается большинство современных исследователей: «Метафора - перенесение слова с изменением значения из рода в вид, из вида в род, или из вида в вид, или по аналогии» [Аристотель,1998, c.1096]

«Метафор(греч. metaphora перенос) - это употребление слова в переносном значении на основе сходства на каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора - один из наиболее распространенных тропов, так как сходство между явлениями или предметами может быть основано на самых различных чертах» [Словарь-справочник лингвистических терминов, 1976]

Не смотря на то, что Аристотель является основоположником идеи метафоричности языка, спустя многие века, в связи с развитием языка, его работа стала основой для дальнейшего изучения метафоры, это потребовало новых определений и классификаций метафоры.

Согласно Г. Н. Скляревской, метафора - это «готовый элемент лексики». Скляревская вклячает в сферу своего внимания структуру лексических значений слов, обладающих метафорической образностью. Автор выделяет языковую и художественную метафору, таким образом, говоря о ее двоякой сущности: метафора как средство языка и метафора как поэтическая фигура. Далее выделяется языковая и генетическая метафора. Термин «генетическая метафора» характеризуется так: первоначальная метафоричность и утрата образности в современном языке, семантический распад слова - разрыв связи с источником наименования. Для генетической метафоры характерна утрата мотивированности, выпадение элемента сопоставления из семантической структуры слова». Автор также выдвигает такое новое понятие как «символ метафоры» - компонент семантики, связывающий метафорическое значение с исходным. Скляревская доказывает необходимость ввода нового термина тем, что «этот термин связывает источник метафоры и готовую метафору и представляет их в единстве» [Скляревская,1993, с.151]

«Метафора - оборот речи - употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения» [Ожегов, 1992]

Согласно литературной энциклопедии метафора - это вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению. Своеобразие метафоры как вида тропа в том, что она представляет собой сравнение, члены которого настолько слились, что первый член вытеснен и полностью замещен вторым [1925]

С точки зрения испанского философа Хосе Ортега-и-Гассет «метафора - это действие ума, с чьей помощью мы постигаем то, что не под силу понятиям». Автор сравнивает понимание метафоры в науке и в поэзии, говоря об этом так: «Метафора в науке носит вспомогательный характер. Яснее всего это в сравнении с поэзией, где она и есть самая суть. Однако эстетика видит в метафоре лишь завораживающий отсвет прекрасного. А потому мало кто в должной мере понимает, что метафора - это истина, проникновение в реальность» [Хосе Ортега-и-Гассет,1991, c. 28]

Большой энциклопедический словарь дает такое определение метафоры: «метафора - это троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов» [1991]

Один из основоположников крупнейшей школы в отечественном языкознании, Виноградов В.В. в свое работе говорит о метафоре так: «Языковые метафоры, хотя они и бывают разных типов, есть всегда продукт нового познания. Они рождаются обычно не из внутренней динамики самих слов, а в сближении речевых представлений; результатом этого сближения является новый термин, который их замещает». Также, важно сказать, что автор акцентирует внимание, что языковая метафора и метафора в художественном тексте значительно различаются. Так, литературный текст имеет собственные законы и нормы, поэтому художественные метафоры больше продукт чисто словесных сочетаний, тогда как языковая метафора образовывается на основе понятий внешнего мира [Виноградов, 1980, с. 249]

По мнению Толочина, метафоричность - важнейшая черта художественного текста. Он придерживается мнения, что метафору в соответствии с ее лингвистической природой, можно выделить три подхода:

· Метафора как способ существования значения слова

· Метафора как явление синтаксической семантики

· Метафора как способ передачи мысли в коммуникативном акте

Толочин объясняет эту классификацию следующим образом:

«В первом случае метафора рассматривается как лексикологическое явление. Такой подход является наиболее традиционным, поскольку наиболее тесно связан с представлением о языке как относительно автономной от речевой деятельности и стабильной системе. Соответственно представители данного подхода считают, что метафора реализуется в структуре языкового значения слова.

При втором подходе основное внимание уделяется метафорическому значению, возникающему при взаимодействии слов в структуре словосочетания и предложения. Он является наиболее распространенным: для него границы метафоры более широки - она рассматривается на уровне синтаксической сочетаемости слов.

Третий подход - самый инновационный, поскольку рассматривает образное сравнение как механизм формирования смысла высказывания в различных функциональных разновидностях речи. Для данного подхода «метафора - это функционально-коммуникативное явление, реализующееся в высказывании/тексте» [Толочин, 1996, с.219].

Американский лингвист Джордж Лакофф говорит о метафоре, так: «Для большинства людей метафора - это поэтическое и риторическое выразительное средство, принадлежащее скорее к необычному языку, чем к сфере повседневного обыденного общения. Более того, метафора обычно рассматривается исключительно как одно из проявлений естественного языка - то, что относится к сфере слов, но не к сфере мышления или действия. Именно поэтому большинство людей полагает, что они превосходно могут обойтись в жизни и без метафор. В противоположность этой расхожей точке зрения мы утверждаем, что метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии. Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по самой своей сути». Ученый также подчеркивает, что действие метафор не ограничивается одной лишь сферой языка, а важнее всего то, что метафоричны наши процессы мышления. Таким образом, он делает вывод, что использование метафор в языке становится возможным благодаря тому, что метафоры уже существуют в понятийной системе сознания [2004,с. 387]

Артюнова Н.Д. исследует метафору и ее функции в практической (обыденной и деловой), научной и художественной речи. Рассмотрев метафору в практической речи, автор делает следующий вывод: «Метафора не нужна практической речи, но она ей в то же время необходима. Она не нужна как идеология, но она необходима как техника. Всякое обновление, всякое развитие начинается с творческого акта. Это верно и по отношению к жизни и по отношению к языку. Акт метафорического творчества лежит в основе многих семантических процессов - развития синонимических средств, появления новых значений и их нюансов, создания полисемии, развития систем терминологии и эмоционально-экспрессивной лексики». Далее автор исследует метафору в научной речи, и подчеркивает следующее: «Естественно, что пафос резкого размежевания рациональной и эстетической деятельности человека, науки и искусства, стремление противопоставить строгое знание мифу и религии, гносеологию - вере, всегда оборачивались против использования метафоры в языке науки». Когда речь идет о художественной речи, Артюнова Н. Д. подчеркивает естественность и органичность метафоры, как способа передачи художественного видения мира [1990, c.512]

Гальперин И. Р. подчеркивает, что не совсем верно будет определить метафору как сокращенное сравнение. «Метафора есть способ отождествления двух понятий благодаря иногда случайным отдельным признакам, которые представляются сходными. Однако степень отождествления двух понятий зависит, в значительной степени от того, какую синтаксическую функция несет слово метафора в предложении, и от того, какой частью речи это слово является». Далее, автор ссылается на мысль академика Виноградова: «…метафора, если она не штампована, - есть миропонимания, акт субъективной изоляции. В метафоре резко выступает строго определенный, единичный субъект, с его индивидуальными тенденциями мировосприятия. Поэтому речевая метафора - узка, субъектно замкнута, и назойливо «идейна», то есть слишком навязывает читателю субъективно-авторский взгляд на предмет и его смысловые связи» [1958, c. 459]

«Метафора -- это сокращенное сравнение или, сближение двух понятий на основании их сходства. В основе метафоры лежит сходство. В метафоре образ и предмет совмещены в одном слове, таким образом, что слово обладает сразу двумя значениями: прямым и переносным. Прямое значение есть образ, переносное значение есть предмет. Между этими двумя значениями нужно найти сходство. Элемент сходства и есть тот признак, который писатель возбуждает в воображении читателя, когда употребляет метафору» - такое определение дает тропу Б. В. Томашевский [1983, c. 288]

Гусев С.С. характеризует метафору как самую обширную форму тропа, риторическую фигуру, представляющую собой уподобление одного понятия или представления другому, перенос на него значимых признаков или характеристик последнего, использование его в качестве неполного сравнения или принципа функциональной интерпретации [1984]

Таким образом, проанализировав исследования ученых прошлых лет, занимающихся проблемой метафоры, мы сопоставили определения метафоры и пришли к выводу, что многие из ученых берут за основу своих исследований определение данное Аристотелем. Однако, необходимо сказать, что в связи с развитие языкознания в совокупности с другими сферами в XX веке, такими как философия, литература, психология и многие другие, ученые находили новые пути для определения метафоры как феномена играющего роль во многих сферах науки.

В нашем исследовании, мы будем опираться на толкование метафоры из Литературной энциклопедии как наиболее краткое и в то же время близкое тематике нашей работы: «Метафора - это вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению» [1925]

1.2 Современные статьи на тему метафоры в художественном тексте

В рамках темы нашей курсовой работы также следует сказать о том, какое определение дается метафоре в современных статьях. Например, Боева Е.Д. и Кулькина Е.А. в своей статье дают следующее определение метафоры в художественном тексте: «Под авторской (художественной) метафорой понимается образный троп, используемый для реализации эстетической, а не номинативной функции в художественном произведении, в основе которого лежит перенос названия одного предмета на другой на основе их сходства. Авторская метафора отличается оригинальностью, новизной, тесной связью с контекстом. Кроме того, она несет в себе образ автора, особенности его развернутые, состоящие из словосочетания, предложения или текста, и простые метафоры, представленные в виде одной лексической единицы [2014,c.41]

В статье Шикалова С.В., посвященной способам перевода авторской метафоры за основу взята работа Питера Ньюмарка «Теория метафоры» и дан ее подробный разбор. В рамках исследования, под метафорой подразумевается: слово или выражение, использованное в его переносном значении [Приводится по:Newmark,2008] Говоря о переводе метафоры в художественном тексте, автор рекомендует переводить ее дословно в большинстве случаев [2010]

Лебедева Д.А. и Литвинова М.Н. анализируют в своей статье очерк Джона Стейнбека - «Travels with Charlie: In search if America» на наличие метафор и ссылаются на самое раннее определение метафоры, данное Аристотелем - «перенесение необычного имени или с рода на вид, или с вида на вид, или по аналогии» [1998,с.1096] Следует сказать о то, что авторы акцентируют свое внимание на развитии понимания метафоры в когнитивной науке. Авторы подчеркивают, что когнитивное направление в исследовании метафоры исходит из того, что метафора возникает на уровне глубинных структур человеческого разума и является способом осмысления действительности, тем самым является одним из важнейших инструментов для передачи авторской мысли в художественном произведении. Таким образом, метафора как «основная ментальная операция, как способ познания, структурирования, оценки и объяснения мира» помогает читателю лучше понять идею и мысль текста [2011,c.170]

Петросова Е.Г. говорит в своей статье о метафоре в художественном тексте как способе познания национального характера. «Образ родной страны как нельзя лучше отражается в метафорическом зеркале, которое фиксирует подлинную картину национального самосознания, а также содержит как традиционные черты народной ментальности, так и новые общественные преобразования» - пишет автор. Таким образом, автор приходит к идеи того, что метафора не является исключительно лингвистическим феноменом, а также представляет собой важный компонент познавательной деятельности. Петросова Е.Г. делает вывод, что метафора сегодня рассматривается не только как языковое средство, но и как результат сдвига контекста, так как в основе метафоры лежит заимствование и идей и смена контекста [2011, c. 262]

Хамитова Э.Р. в своей статьи дает различие языковой метафоры и художественной: «художественная метафора ? результат целенаправленных эстетических поисков, языковая ? дана в языковом сознании в готовом виде. Языковая метафора легко заменяется буквальными эквивалентами, что невозможно в отношении художественной метафоры. Художественная метафора нарушает привычную таксономию объектов, тогда как языковая метафора вербализует логико-понятийную систему в языке, т.е. художественная метафора отражает индивидуальную картину мира своего создателя, а языковая метафора - общеязыковую». Также автор делает вывод, что языковые и образные метафоры ограничены сферой языка и не распространяются на другие сферы жизни человека [2011, c. 155]

В статье «Метафора в пространстве художественного текста» автор, Догих О.В., задается целью обнаружить сущностные характеристики художественного текста как на уровне его смысловой структуры, так и в его языковом своеобразии. Автор данной статьи выделяет особый уровень художественного текста, выражаемый посредствам разнообразных форм переносного употребления языковых единиц. Говоря о метафоре также следует сказать, что согласно данной статье, в ее основе лежит иносказание. Долгих О.В. ссылается на слова испанского философа Хосе Ортега-и-Гассет о том, что метафору можно сравнить с орудием, которое удлиняет радиус действия мысли и позволяет посредствам близкого и подручного мысленно коснуться отдаленного и недосягаемого. Так, метафоричность художественного текста традиционно отмечается не только в лингвистике, но и в других науках, таких как философия, как его наиболее яркая и неотъемлемая характеристика [2011]

Куниловская М.А. исследует авторскую метафору в художественном тексте как объект перевода, а также дает сопоставления анализа метафор в произведениях английской литературы и их переводах на русский язык. В рамках данной статьи метафора характеризуется, как образный троп, используемый для передачи эстетической, а не номинативной функции в художественном произведении, в основе которого лежит перенос имени одного предмета на другой на основе их сходства. Далее автор говорит о переводе метафоры и приводит статистику того, что чаще всего при переводе метафоры ее значение сохраняется переводчиком [2011]

Во время современных исследований, в рамках нашей курсовой работы, было выбрано несколько статей современных авторов, характеризующих метафору как образный троп, несущий эстетическую ценность в литературном тексте. В большинстве данных статей авторы заключают, что одна из основных задач автора художественного текста - это передать собственную мысль, образ, идею и, именно, эта задача, наилучшим способом достигается по средства использования метафор, так как это не только литературный троп, но и средство когнитивной деятельности человека, что упрощает процесс восприятия читателем текста.

Вывод по Главе 1

Мы проанализировали основные работы прошлых лет, посвященные определению метафоры. Понятия о метафоре схожи. Так все ученые говорят о скрытом сравнении, лежащим в основе метафоры. Проанализировав исследования ученых прошлых лет, занимающихся проблемой метафоры, мы сопоставили определения метафоры и пришли к выводу, что многие из ученых берут за основу своих исследований определение данное Аристотелем. Необходимо отметить, что в связи с развитием языкознания в совокупности с другими сферами в XX веке, такими как философия, литература, психология и многие другие, ученые продолжали искать новые пути для определения метафоры как феномена играющего роль во многих сферах науки и жизни. Однако, в нашем исследовании, мы будем опираться на толкование метафоры из Литературной энциклопедии как наиболее краткое и близкое тематике нашей работы: «метафора - это вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению» [1925]

Сегодня, ученые все больше акцентируют внимание на том факте, что метафора не только как о языковом явлении, но и когнитивном, то есть свободно существующем в нашем сознании. Если говорить о материале современных статей, то нами было выбраны статьи, в которых метафора исследовалась в контексте художественного текста. В большинстве отобранных статей авторы заключают, что одна из основных задач автора художественного текста - это передать собственную мысль, образ, идею и, именно, эта задача, наилучшим способом достигается по средства использования метафор, так как это не только литературный троп, но и естественное средство когнитивной деятельности человека.

Анализ теоретических исследований по проблеме нашей курсовой работы позволил сделать следующие выводы: в связи с развитие языкознания в совокупности с другими сферами в XX веке, такими как философия, литература, психология и многие другие, ученые продолжают находить новые пути для определения метафоры, как феномена, играющего роль во многих сферах жизни. Актуальность темы метафоры подтверждается беспрерывным развитием художественного и разговорного языка.

Глава 2. Метафора в системе романа «The Winter of Our Discontent»

Перейдя к анализу метафор в романе «The Winter of Our Discontent» , так как нас интересовала применение метафоры в художественной литературе с точки зрения ее контекстуального значения и функций в тексте. Так, с помощью такого анализа нами была поставлена цель, показать образность художественного текста как одну из важнейших его ценностей.

Начнем с того, что нами был определен следующий алгоритм работы:

· На основе текста было выбрано 25 метафор, наиболее заинтересовавших нас

· Далее из выбранного перечня мы определили, что все метафоры являются простыми

· Также мы разделили 25 отобранных метафор по трем основным типам согласно их функции, особенности употребления в тексте:

1. Номинативные (2): clock hand; the sun rise

2. Образные(12):

To have a pirate blood; bird of a woman; break heart; the house boiled with emotion; snake of population, horse-face; dream is a moment that melted; smile of ancient Greek Gods; a roving eye; piligrims talk; bonfire of the world; skin becomes a petal and eyes are stamens

3. Когнитивные(11):

The winter of our discontent; to have a dead wood on bills; beauty is only skin deep; roly-poly country; desolate caves of the mind; deep down underwater change in smb; found the valve of smb weakness; to have a silly bone in the body; a library for the stomach, trace seeds of smb change right back to birth; his color come back

· Был представлен перевод и объяснено сравнение, лежащее в основе каждой метафоры

· Таким образом, на основе анализа нами был сделан вывод, что в данном художественном тексте преобладают образные и когнитивные метафоры, а номинативные представлены в наименьшем количестве

Приступая к анализу, будет правильно начать с метафоры, выбранной для названия романа - «The Winter of Our Discontent». Надо сказать, что это когнитивная метафора, однако, она заимствована из пьесы У. Шекспира « Richard III»:

Now is the winter of our discontent

Made glorious summer by this sun of York;

And all the clouds that lourd upon our house

In the deep bosom of the ocean buried.

Данная метафора объясняет суть произведения. В основе ее лежит сравнение с зимой, как наиболее суровым временем года и этапом в жизни человека. Она связана с главным героем и трудным временем в его жизни, когда он пытаясь доказать свою состоятельность в мире бизнеса и защитить честь своей семьи, так и не достиг этого. Однако, он нашел гармонию и тепло в своем доме, жене и детях. Название подтверждает и сам писатель: «моя цель - озарять путь».

Следующая метафора - “Piligrims talk” используется в диалоге между главным героем и его женой в следующем отрывке:

“Darling chicken-flower - Marullo is a Catholic and wop. He probably wont show up at all. Ill close at noon till the exicutions over.”

“Thats Piligrim talk. Its not nice.”

Данную метафору мы переводим фразой “в тебе заговорили Пилигримы”. Данная метафора связана с родословной главного героя в частности и с историей образования США в целом. Предки Итана Хоули были теми самыми китобоями, одними из основателей первой маленькой колонии Британии на территории будущих США. Надо пояснить, что в контексте автор говорит о казни, слово “execution” является для анализируемой нами метафоры, так как согласно истории, пилигримы использовали казнь как средство законного наказания в обществе еще в 1630 году, которая применялась не только в отношении индейцев, но и самих основателей колонии по отношению друг другу.

Автор также использует выражение “to have a pirate blood”, которое является образной метафорой связанной с историей с первыми Пилигримами. Данная фраза звучит в следующем отрывке:

“-Now Ethan, dont you talk like that. Margies a good friend. Shed give you that shirt off her back.”

“Yah? Whered she get that shirt?”

“Thats Piligrim talk again.”

“I bet you anything were related. Shed got pirate blood.”

Это выражение переводится, как “В ней есть пиратская кровь”. Таким образом, имеется ввиду характер и поведение человека близко к жизни пиратов, которые были известны своими разбоями и разгульной жизнью. Такое мнение складывается о человеке из-за эмоционального поведения и несдержанной натуры, под пиратами в данной фразе понимаются Пилигримы, которых некоторые считают не первыми католиками-колонистами, а пиратами.

“A library for the stomach” - это когнитивная метафора возникает при описании аккуратно и правильно расставленных консервных банок, заготовок с едой в продуктовом магазине. Под впечатлением от такого порядка у главного героя возникает ассоциация с полками в библиотеке, где книги являются пищей для ума, а здесь еда как книги, аккуратно расставленные в библиотеке на любой вкус. Метафора используется в следующем фрагменте:

“The store was greeny from drawn shades over the big front windows. Again shelves to the ceiling, filled neatly with gleaming canned and glassed foods, a library for the stomach.”

При описании внешности одной из героинь романа используется характеристика “a roving eye”, на русский язык эта образная метафора переводится как “блудливый взгляд”. Однако в контексте объясняется, что это выражение относится не только к ее взгляду, но также к манере поведения отчасти, так как она охотилась за капиталом и богатым мужем.

Когнитивная метафора “to have a silly bone in the body” означает “неужели не можешь немного подурачиться” и используется во время флирта между героями в следующем отрывке :

“I was just thinking - if I knew as much about men as I do about women, Id put out my shingle. Why dont you teach me about men, Ethan?”

“You know enough. Maybe too much.”

“Oh, come on! Dont you have a silly bone in your body?”

Слово “bone” здесь выступает в значении небольшой части целого, в данном случае характера героя.

Метафора “to have a dead wood on bills” яляется когнитивной и используется в диалоге между главным героем и банкиром о счетах в банке, которые не растут, а остаются недвижимыми. В основе лежит сравнение с чем - что остается мертвым, неизменным как сухостойный лес. Так Банкир мотивирует героя использовать данные вложения в диалоге:

“A, B, C - who knows? Its on the card, aint it? Now, we going to have a nice talk. We got dead wood on our bills. Anybody dont pay the fifteenth - off the books.”

“We cant do that. Some of these people have been trading here for twenty years.”

“Listen, kid. Chain stores wont let John D. Rockefeller charge a nickel.”

Образная метафора “smile of ancient Greek Gods” используется при описании героини: “She sighs one and at the end of it her eyes close and her lips, untroubled, fall into that wise and remote of the ancient Greek gods.” Мы переводим данную метафору как “улыбка греческих богов”. Объясняя эту метафору можно сказать, что в основе метафоры лежит сравнение с мудростью и таинственностью, которая присутствует при изображении богов Древней Греции.

Следующая образная метафора - “dream is a moment that melted” . Как известно метафора создается на основе сходства каких-либо качеств, эта метафора связана с физическими качествами в природе, например таянье льда при повышении температуры. В данном случае, будет ближе сравнить то, что лед тает при прикосновении ладонями, так и мечта как лед, тает на глазах в один момент. Используется эта метафора в таком отрывке: “they say a dream is a moment. This on went on and on and the more I tried, the more he melted.”

“Beauty is only skin deep” так рассуждает герой Итана Хоули, когда думает о своей внешности. Мы переводим метафору, как “красота только снаружи”. Выражение “skin deep” переводится на русский язык как “ поверхностный, несерьезный”, поэтому мы в русском варианте мы интерпретируем данную метафору, основываясь на сравнении с кожей человека, которая только оболочка, нельзя на нее полагаться. Герой использует эту фразу в таком контексте:

“Its quite possible to shave every day and never really to see your face, particularly if you dont care much for it. Beauty is only skin deep, and also beauty must come from inside. It better be the second if I was to get anywhere. It isnt that I have ugly face.”

Метафора “roly-poly country” является когнитивной и ключевое слово здесь “roly-poly”, которое, согласно словарю, является австралийским разговорным выражением, и используется при описании растений, которые отделяются от корней и перекатываются ветром. В русском языке такое растение называется “перекати поле”. В контексте Америка сравнивается с плохо-заселенной, пустынной местностью, где катаются эти растения:

“In this roly-poly country the Taylors once had a house set in the middle of a big meadow, the only level place for miles around.”

Фразовая метафора “ to break heart” используется в своем значении как “ разбить сердце”, в основе лежит сравнение с механическим действием, как например разбивание стекла, головы или любого объекта, состоящего из прочного материала. Данная метафора имеет медицинское обоснование. Так, при расставании или стрессе человек испытывает стресс и тяжелое эмоциональное состояние и это называется “синдром разбитого сердца”. Такое состояние, называемое официально кардиомиопатия такоцубо или стрессовая кардиомиопатия, чаще возникает у женщин, чем у мужчин и при таких стрессовых ситуациях, как смертельный диагноз, крупные финансовые потери и природные катастрофы. Часто состояние ассоциируют с депрессией, и оно похоже на сердечный приступ, хотя при этом не повреждаются коронарные артерии. В контексте данная метафора используется в разговоре о доверии денег другому человеку:

“Even thought I tell you never to trust a drunk? Even if I assure you I would take your money and break your heart?”

“You are breaking my heart now, Danny. I had a dream about you…”

Такая метафора как “desolate caves of the mind” воплощает в себе сравнение потаенных уголков человеческого сознания, то есть того что человек может и не осознавать и объекта природного ландшафта, такого как пещера, которая спрятана и недоступна. Данная когнитивная метафора реализуется в тексте так:

“Then one day, facing a piece of time to face the problem, I have found it already completed, solved, and the verdict taken. This must happen to everyone, but I have no way of knowing that. Its as though, in the dark and desolate caves of the mind, a faceless jury had met and decided.”

В данном случае герой говорит о то, что часто то, что ему остается неясным, для остальных людей является понятным и принятым решением.

“Horse-face”- это метафора, в основе которой лежит сравнение лица человека и доброго и безобидного выражения морды животного и переводится нами дословно, как “лошадиное лицо”. Так можно отметить, что из контекста понятно, что человек привносит в эту метафору положительное значение, используя прилагательное “kindly” перед фразой. Это можно понять в следующем предложение:

“His kindly Irish horse-face grew bestial.”

Следующая метафора - “the house boiled with emotion” является развернутой метафорой и основывается на сравнении дома как посуды для кипячения воды, например чайника с кипящей водой, однако в данном случае эмоции в доме бьют через край. Таким образом, мы переводим данную метафору как “дом бурлящих эмоций”. Данный троп используется в таком контексте:

“The house boiled with emotion - Ellen in slow, dripping, juicy tears, Mary tried and flushed with frustration, Allen sitting sullen and withdrawn with his little radio blasting in his ear…”

Такая метафора, как “ trace seeds of smb change right back to birth”, которая является когнитивной метафорой и переводится, как “искать изменения кого - то начиная с самого детства”. Ключевую роль в данной метафоре играет выражение “trace seeds”, которое дословно переводиться как “разбрасывать, сеять семена”, так в основе лежит сравнение начала выращивания зерен и начала поиска героя информации в прошлом. В контексте метафора используется следующем образом:

“I think I believe that man is changing all the time. But there are certain moments when the change becomes noticeable. If I wanted to dig deep enough, I could probably trace the seed of my change right back to my birth or before.”

“His color come back” - образная, развернутая метафора, в которой слово “color” используется в значении настроения или манеры поведения человека. Из контекста становится понятно, что в ее основе лежит сравнение цвета лица, когда человек раздосадован или зол с его нейтральным, обычным цветом:

“What do you want here, Eth?”

“I want to help you.”

“You know better than that.”

“You are sick.”

“Think I dont know it? I know it better than anyone.”

“No, Danny. Thats expensive whisky. Who gave it to you?”

“Thats none of your business, Eth.” He took a drink and kept it down, but for a moment it was not easy. And then his color came back.”

Такая метафора, как “bird of a woman” является простой, образной метафорой, а в ее основе лежит сравнение маленьких размеров птички и женщины. Переводится нами дословно “женщина-птичка” и используется в тексте таким образом:

“…with her fluttering feet, a small, bright-eyed of a woman, but a seed-eating bird.”

Следующая метафора “deep down underwater change of smb” является развернутой, когнитивной, в основе ее лежит сравнение глубины человека, которая вмещает в себя понятие сознательного и бессознательного, того что движет человеком и глубины воды или точнее того, что находится под водой. То есть, как и у воды есть то, что лежит на поверхности, так и у человека есть качества, поведение которые видны всем, а есть то, что скрыто и до конца не объяснено. Данный троп реализуется так:

“But two things did happen that proved to me at least that some deep-down underwater change was going on me.”

“Bonfire of the world” - это простая, художественная метафора, переводимая нами, как “костер мира”. Выделить сравнение возможно из контекста, так автор использует слово “light” по отношению к человеку, когда герой размышляет о том, что в каждом человеке есть огонь, искра жизни или другими словами жизненная сила. Однако, слово“bonfire” является собирательным и обозначает жизненные силы, искры всех людей которые собраны воедино:

“It isnt true that theres a community of light, a bonfire of the world. Everyone carries his own, his lonely own.”

Также, одна из метафор, заинтересовавшая нас- “snake of population”. Данная метафора является простой, художественной метафорой и переводится как “змея заселения”. В данном случае в основе тропа лежит сравнение длины змеи, манеры передвижения, которая кажется бесконечной и способа заселения территории последовательно. Реализуется эта метафора в таком контексте:

“The snake of population crawling out from New York passed New Baytown by, leaving it to its memories.”

Такое выражение, как “skin becomes a petal and eyes are stamens” является простой, художественной метафорой и переводится на русский язык, как “ кожа становится лепестком и глаза тычинками”, в основе ее лежит сравнение женщин с распускающимися бутонами весной. Этот троп используется в тексте следующим образом:

“Woman looks at the curling edge petals of a rose and melts a little and sighs, and her skin becomes a petal and her eyes are stamens.”

Метафора “valve of smb weakness” является простой, когнитивной метафорой, в основе которой лежит сравнение рычага управления механизмом и знание одним человеком способа воздействия на другого, то есть в частности знание слабостей другого человека и умение ими воспользоваться. Можно сказать, что слово “valve” здесь как ключ к этим слабостями. Переводится эта метафор дословно - “рычаг для управления чей-то слабостью”. Так используется этот троп в тексте:

“She had been lucky in her first husband. He was weak and she soon found the valve of his weakness.”

“Clock hand” является номинативной метафорой, так как значение слова “hand” в данном случае стирается и не становится таким явном, поэтому найти и определить выражение как метафору не всегда возможно. Стоит сказать, что на русский язык мы переводим это выражение также номинативной метафорой - “стрелки часов”, а в английском тексте она используется так:

“They practically stood at attention as the clock hand crossed nine.”

Другой пример номинативной метафоры - “the sun rise”. Переводим данную метафору, “солнце встает”, которая и в русском языке является номинативной. В основе лежит сравнение постепенного, поступательного движения вверх солнца, как подъем по лестницу. Реализуется такая метафора в следующем отрывке:

“I wished I could stay to see the sun rise straight out from the place.”

Вывод по Главе 2

Таким образом, в Главе 2 нами был проведен анализ 25 метафор, выбранных при прочтении 200 страниц произведения «The winter of our discontent» Джона Стейнбека с целью определить их функции и реализацию на примере художественного текста.

Метафоры были проанализированы согласно их структуре: развернутые и простые. В итоге, был сделан вывод, что все 25 метафор являются простыми, так как в основном представляют собой словосочетания или небольшие простые предложения.

Далее был проведен анализ тех же метафор по их функции в художественном тексте. В данном случае мы руководствовались общей типологией метафор и разделили их следующим образом: номинативные, образные, и когнитивные. Наибольшее число было выделено среди когнитивных и образных метафор, а наименьшее количество метафор вобрал в себя номинативный тип.

Так, по средствам анализа метафор художественного произведения с точки зрения их структуры и функциональности применительно к тексту нами была достигнута цель - показать многогранность, эмоциональность и образность, приобретаемых с помощью использования данного тропа.

На практике, нами был дан анализ 25 метафор выбранных на объеме 200 страниц текста произведения Джона Стейнбека «The winter of our discontent». Такой анализ был проведен с целью - показать образность художественного текста как одну из важнейших его ценностей, на примере использования автором метафор.

Заключение

В начале курсовой работы мы проанализировали основные работы прошлых лет, посвященные определению метафоры. Понятия о метафоре схожи. Однако, в нашем исследовании, мы будем опираться на толкование метафоры из Литературной энциклопедии как наиболее близкое тематике работы: «метафора - это вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению».

Далее в рамках нашей курсовой работы, было выбрано несколько статей современных авторов, характеризующих метафору как образный троп, несущий эстетическую ценность в литературном тексте. В большинстве статей авторы заключают, что одна из основных задач автора художественного текста - это передать собственную мысль, образ, идею и, именно, эта задача, наилучшим способом достигается по средства использования метафор, так как это не только литературный троп, но и естественное средство когнитивной деятельности человека.

На практике, нами был дан анализ 25 метафор выбранных на объеме 200 страниц текста произведения Джона Стейнбека «The winter of our discontent». Такой анализ был проведен с целью - показать образность художественного текста как одну из важнейших его ценностей, на примере использования автором метафор. Мы разделили метафоры согласно их функциям в тексте (номинативные, образные, когнитивные) и объяснили контекст, в котором используется метафора. В итоге анализа нами был сделан вывод, что в художественный текст отличается своей образностью и экспрессивностью благодаря преобладанию в нем образных и когнитивных метафор, что наилучшим образом помогает передать атмосферу в романе, а также многие образы самого автора.

Список используемой литературы

1. Арутюнова Н.Д. Метафоры и дискурс // Теория метафоры / Н.Д. Арутюнова, М.А. Журинская. - М.: Прогресс, 1990. - С.512

2. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. - М.: Гос. Учепедгиз, 1957. - С.230

3. Боева Е.А., Кулькина Е.А. Способ перевода авторской метафоры в художественном тексте. Тамбов: Грамота, 2014. - С.41-44

4. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: 1958 - С.459

5. Гусев С.С. Наука и метафора. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. - С.147

6. Томашевский Б.В. Стилистика. Учеб. пособ. - 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - С.288

7. Долгих О.В. Метафора в пространстве художественного текста // Сер. Общественно-политические и гуманитарные науки. М: МГОУ, 2011. - С.15-19

8. Куниловская, М.А., Короводина, Н.В. Авторская метафора как объект перевода // Lingua mobilis: Научный журнал, № 4 (23). - ЧелГУ: Лаборатория межкультурных коммуникаций, 2010. - С. 73-82

9. Лакофф Джордж, Джонсон Марк. Метафоры, которыми мы живем. Теория метафор./Пер. Баранов А.Н. - М: Едиториал УРСС, 2004 - С.387

10. Лебедева Д.А., Литвинова М.Н. Особенности метафорического представления путешествия по Америке в эссе «Travels with Charley: in search of America» Джона Стейнбека. Пермь: ФГБОУВПО, 2011. - С.169-172

11. Петросова Е.Г. Метафора в художественном тексте как способ познания национального образа. М.:МГУ им. Ломоносова, 2011. - C. 262-263

12. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. - СПб: Наука, 1993. - 151с.

13. Толочин И.В. Метафора и интертекст в англоязычной поэзии. СПб., 1996. - с. 219

14. Хамитова Э.Р. К вопросу о соотношении индивидуально-авторских, языковых и концептуальных метафор // Вестник Башкирского Университета. Уфа: РИО БашГУ, 2010. - C.155-157

15. Хосе Ортега-и-Гассет. Две главные метафоры./ Перевод Б. В. Дубина. М.: изд-во АСТ, 1991.С. 3-28

16. Шикалов С. В.Способы перевода метафоры по Питеру Ньюмарку // Вестник МГЛУ. М.: МГЛУ. Выпуск № 9 (588), 2010. - С.156-162

17. Список англоязычных источников

18. John Steinbeck. The Winter of our discontent. USA: Penguin books ltd, 2001. - 200 p.

19. Newmark P.A Textbook of Translation. - Harlow: Pearson Education Limited, 2008. - C. 292

20. Список словарей

21. БЭС - Большой энциклопедический словарь / А.М. Прохоров., в 2т., М.: Советская энциклопедия., 1991.

22. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. -- М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.

23. Ожегов С.И., Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М: Изд-во Азъ, 1992.

24. Петровский М. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. -- М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

25. Англо-русский словарь ABBYY Lingvo-Online

26. Ссылки на электронные ресурсы:

27. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998. - С. 1064-1112

28. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. - М., 1980. - С. 240-249

Приложение 1

1. The Winter of Our Discontent

2. Piligrims talk

3. to have a pirate blood

4. A library for the stomach

5. a roving eye

6. to have a silly bone in the body

7. to have a dead wood on bills

8. smile of ancient Greek Gods

9. dream is a moment that melted

10. Beauty is only skin deep

11. roly-poly country

12. to break heart

13. desolate caves of the mind

14. Horse-face

15. the house boiled with emotion

16. trace seeds of smb change right back to birth

17. His color come back

18. bird of a woman

19. deep down underwater change in smb

20. Bonfire of the world

21. snake of population

22. skin becomes a petal and eyes are stamens