Введение
Отрицание является свойственной всем языкам мира категорией, которая отражает отсутствие каких-либо связей между элементами реальной действительности. Английский язык обладает богатой системой средств выражения отрицания, выбор, которых регулируется целями и конкретной ситуацией общения
Отрицание придает предложениям новый отличительный оттенок, тем самым, подчеркивая противопоставление реальности его положительного содержания. Данная работа посвящена изучению средств выражения отрицания и их взаимодействие в языковой системе, также изучению речевого акта несогласия в современной прагматической теории английского языка. Исследуемые проблемы в области прагматики, а в частности, речевого акта несогласия, являются, несомненно, важными и актуальными в связи с развитием коммуникативной лингвистики, в основу которой положено изучение коммуникативной компетенции, что представляет собой внутреннюю способность и готовность индивида осуществлять речевой акт общения на иностранном языке. Речевой акт несогласия, являющийся центром данного исследования, обычно рассматривается через категорию отрицания: она может выражаться предложениями, имеющими формальный признак отрицания. Но в языковом сознании носителя английского языка эту же ситуацию могут выражать и предложения без формального признака отрицания. Существует ряд особенностей речевого акта несогласия, которые будут учитываться в данном исследовании. Прежде всего, речевой акт несогласия представляет собой сложное и многоаспектное явление, исследовать которое необходимо с учётом семантического, грамматического и прагматического аспектов. С другой стороны, исследуемый речевой акт несогласия выражает отрицательное отношение к действию или высказыванию собеседника, тем самым представляет собой информативное, оценочное или императивное высказывание и имеет в речи определённое воплощение с помощью средств выражения, использование которых в конкретной ситуации зависит от ряда причин: от намерений говорящего, от характера стимульной реплики и от особенностей речевой ситуации. Среди речевых актов несогласия выделяют несколько типов отдельных актов, отличающихся друг от друга оттенками значений. Каждый тип речевого акта несогласия имеет особую коммуникативную цель.
Отрицания является одной из сложных явлений в грамматике английского языка. Отрицание представляет собой языковую проблему, над которой работают лингвисты. Многие нюансы до сих пор остаются не решенными при рассмотрении данной проблемы. Отрицание является немаловажной темой в школьной программе курса английского языка, т.к. у учащихся возникают затруднения при построении отрицательных конструкций.
Проблема отрицания в лингвистике представляет собой одну из тех немногих языковых проблем, интерес к которой не только не ослабевает со временем, но, напротив, неуклонно растет по мере развития лингвистической науки и совершенствования методов ее исследования. Объяснение этому можно найти в масштабности данной проблемы, в ее многоплановости и многоаспектности, в свою очередь, обусловленных многообразием форм проявления в различных языках планеты, а также наличием разных средств его выражения в одном, отдельно взятом языке, их постоянным взаимодействием и взаимопроникновением.
В настоящее время в английском языке, как и в лингвистике в целом, не существует такого определения отрицания, которое бы удовлетворяло менее значительный круг исследователей. Характерно, что многочисленные и весьма не похожие друг на друга определения отрицания четко отражают два основных подхода к его пониманию - широкий, понятийный, и узкий, грамматический.
Тема данной дипломной работы: Способы выражения отрицания в английском языке.
Актуальность данной темы. Подход к речевому акту несогласия как к способу достижения человеком опредёленной цели и рассмотрения под этим углом зрения используемых им языковых средств - главная особенность данной темы, привлёкшая к ней языковедов, которых перестала удовлетворять простая концепция того, что язык есть средство, орудие, инструмент общения в этом состоит актуальность данного исследования.
Цель данной работы: исследование способов образования отрицательных конструкций в английском языке, выявление и систематизация основных особенностей выражения несогласия в англоязычной речи.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
-пояснить историческое развитие отрицания;
-исследовать особенности отрицания на основе изученной литературы;
-показать роль отрицания в английском языке;
-сделать выборку средств выражения несогласия из произведений англоязычных авторов.
-выявить и систематизировать средства выражения несогласия
-выявить особенности несогласия в английском языке с учетом прагматических параметров.
-определить его ситуативную характеристику и других прагматических параметров использования несогласия.
Предмет исследования: особенности употребления отрицательных элементов в современном английском языке.
Объект исследования: средства выражения несогласия.
Гипотеза: для выражения несогласия наряду с эксплицитными (прямыми) отрицательными структурами используются имплицитные (косвенные), причем косвенные способы выражения несогласия несут в себе дополнительную информацию о коммуникативных намерениях говорящего.
Теоретическая значимость может послужить основой для дальнейшего изучения данного материала, также учебным пособием для изучения отрицания в английском языке.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что материалы, используемые в работе, могут быть использованы преподавателями в ходе чтения лекций в курсе лингвистики, а также в процессе обучения успешному общению на английском языке в целях снятия возможной интерференции при формировании коммуникативной компетенции.
Методы исследования: анализ отечественной, зарубежной литературы, наблюдение современных тенденций употребления и образования отрицательных структур на материале зарубежной прессы, сопоставление эксплицитных отрицательных структур с имплицитными.
Новизна исследования состоит в попытке анализа, рассмотрения форм образования отрицательных структур, а также речевого акта несогласия.
Структура: Работа состоит из введения, двух частей (теоретической и практической), заключения, и библиографии.