logo search
ИСТОРИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА

Паломничество как форма путешествий.

Широкое распространение в средние века получило паломничество. Покровителями паломников в средневековье становятся волхвы: Бальтазар, Мельхиор и Каспар, совершившие странствие для поклонения Младенцу Иисусу. Они стали почитаться христианами со II века.

Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III – IV вв. При императоре Константине были построены храмы в Иерусалиме, в частности Храм «Гроба Господня».

По мере распространения христианства, в Европе все больше появлялось желающих посетить Палестину. В IV в. паломничество в Святую Землю сделалось настолько массовым явлением, что и среди самих паломников оно часто стало восприниматься просто как «зарубежный туризм».

Но в VII в. Священный город Иерусалим был захвачен мусульманами.

Начиная с IX в., паломничество стало налагаться в виде публичной кары и средства к искуплению вины. Помимо Палестины, местами паломничества были Рим, Афон, Бари (св. Николай Чудотворец) и др.

Паломничество породило еще один вид путешествий – странствия с миссионерскими целями. Наряду с миссионерами и купцами, путешествия совершали пилигримы (странствующие монахи), которые переходили из одного монастыря в другой. Их принимали везде и вместо платы за проживание просили, чтобы они молились за хозяев. Пилигримов было столь много, что во второй половине VIII в. специально для них были созданы путеводители (итинерарии).

В IX–XI вв. в Европе продолжал развиваться паломнический туризм, который в большей степени совершался с целью замаливания грехов. Начиная с IX в. паломничество стало налагаться в виде публичной кары и средства к искуплению вины. Известной белорусской паломницей была св. Ефросинья Полоцкая XII в. Для приема паломников и других странников устраивались гостиницы – госпитали (hospes).

Основным центрами паломничества у мусульман являлись Мекка (Кааба) и Медина (гробница Мухаммеда). Иерусалим – мечеть Омара, Маком Азиз – место вознесения Мухаммеда.

Крестовые походы. Основные причины крестовых походов:

- противостояние христианского и мусульманского мира (религиозные)

- экономические – желание европейцев владеть богатством Востока

- политические – передел сфер влияния

В 1095 г. папа Урбан II перед тысячной толпой верующих города Клермона произнес проповедь, призывавшую к священной войне против неверных. Так началась эпоха крестовых походов. Официально провозглашаемыми целями крестовых походов было освобождение Святой Земли от неверных – мусульман – и завладение общехристианскими святынями, отданными на «поругание» исламу.

Весной 1096 г. начался первый поход на Палестину. Продвигаясь к Иерусалиму крестоносцы захватывают армянские и турецкие княжества. И создают свои. Весной 1099 г. крестоносцы взяли штурмом Иерусалим.

Западные европейцы впервые большими массами поднялись со своих мест, что дало им возможность познакомиться с неизвестными им странами и народами. Они частично усвоили их нравы и обычаи, частично передали им свои (в Европу пришли – гигиена, вилка, баня).

Разнообразнее стала пища. Европейцы стали культивировать до этого им неизвестные рис, абрикосы, лимоны, гречиху, арбузы, фисташки, употреблять сахар, получаемый из сахарного тростника. До этого в Европе единственным сладким продуктом был мед.

В XII в. в Европе начали сооружать ветряные мельницы. Крестоносцы их увидели в Сирии. Восточного происхождения некоторые ткани, например атлас, что в переводе с арабского означает «красивый». С конца XII в. стали разводить почтовых голубей, которых давно уже использовали арабы.

Крестовые походы дали значительный толчок сухопутным путешествиям.