18. Понятие гипертекста, гипертекстовые технологии
Гипертекст (нелинейный текст) — это организация текстовой информации, при которой текст представляет собой множество фрагментов с явно указанными ассоциативными связями между этими фрагментами.
Основная идея гипертекстовых технологий состоит в том, что поиск документальной информации происходит с учетом множества взаимосвязей, имеющихся между документами, а значит, более эффективно, чем при традиционных методах поиска.
Считают, что первым идею гипертекста, не используя самого термина гипертекст, выдвинул в 1945 г. Венневер Буш, советник президента Рузвельта по науке. Им был предложен проект технической системы нового типа (или лучше сказать — технической среды), названный им Metex. Основное преимущество этой системы состояло в возможности соединения и совместного просмотра отдельно существующих, но ассоциативно связанных единиц информации (статей, текстовых документов, фотографий, чертежей).
Термин гипертекст ввел Т. Нельсон. Он определил гипертекст как соединение текста на естественном языке с создаваемой компьютером возможностью интерактивного создания внутри Него новых ветвей или динамичной организации нелинейного текста, который уже не может быть напечатан обычным образом на обычной странице.
Гипертекстовые технологии.Гипертекст с одной стороны, это особый способ представления, организации текста, с другой - новый вид текста, противопоставленный по многим своим свойствам обычному тексту, сформированному в гутенберговской традиции книгопечатания. Обычный текст, как правило, имеет автора. Гипертекст автора в традиционном понимании не имеет - у него множество авторов. Множественность авторства имеет и еще одно следствие: в гипертексте представлено много точек зрения на проблему, а в обычном тексте - только одна. Именно поэтому гипертекст более объективен и более толерантен к читателю. Гипертекстовые технологии позволяют легко сочетать различные виды информации - обычный текст, рисунок, график, таблицу, схему, звук и движущееся изображение. Разнородность гипертекста - это первое технологическое свойство гипертекста, технологическое в том смысле, что оно непосредственно следует из используемой компьютерной технологии. Второе технологическое свойство гипертекста - его нелинейность. Гипертекст не имеет стандартной, обычной последовательности чтения. Прочие свойства гипертекста в той или иной степени являются следствиями из этих двух технологических свойств. Различия текста и гипертекста: конечность, законченность традиционного текста vs. бесконечность, незаконченность, открытость гипертекста; линейность текста vs. нелинейность гипертекста; точное авторство текста vs. отсутствие авторства (в традиционном понимании) у гипертекста; снятие противопоставления между автором и читателем; субъективность, односторонность обычного текста vs. объективность, многосторонность гипертекста; однородность обычного текста vs. неоднородность гипертекста.
Компоненты гипертекста. Структурно гипертекст может быть представлен как граф, в узлах которого находятся традиционные тексты или их фрагменты, изображения, таблицы, видеоролики и т.д. Узлы связаны разнообразными отношениями, типы которых задаются разработчиками программного обеспечения гипертекста или самим читателем. Отношения задают потенциальные возможности передвижения или навигации по гипертексту. Отношения могут быть однонаправленными или двунаправленными. Соответственно, двунаправленные стрелки позволяют двигаться пользователю в обе стороны, а однонаправленные - только в одну. Цепочка узлов, через которые проходит читатель при просмотре компонентов текста, образует путь или маршрут.
Элементы типологии гипертекста.По структуре гипертекста. Гипертекст может быть иерархическим или сетевым. Иерархическое - древовидное - строение гипертекста существенно ограничивает возможности перехода между его компонентами. В таком гипертексте отношения между компонентами напоминают структуру тезауруса, основанного на родо-видовых связях. Иерархический гипертекст не реализует всех возможностей технологии гипертекста. Сетевой гипертекст позволяет использовать различные типы отношении между компонентами, не ограничиваясь отношениями «род-вид».
По возможности программного обеспечения. Здесь различаются простые и сложные гипертексты. Примером простого программного обеспечения гипертекста может служить электронное оглавление документа, которое позволяет перейти к любой части оглавления, минуя этап просмотра всего текста. К простому гипертексту относится и система, которая дает возможность просматривать отсылки к литературе, содержащиеся в тексте, не обращаясь непосредственно к списку литературы. Сложные гипертексты обладают богатой системой переходов между компонентами гипертекста, в них отсутствует представление о базовом тексте, с которым связаны второстепенные по значимости тексты. В некотором смысле нормальный, обычный гипертекст и является сложным гипертекстом.
По способу существования гипертекста выделяются статические и динамические гипертексты. Статический гипертекст не меняется в процессе эксплуатации; для динамического гипертекста изменение является нормальной формой существования.
Отношения между элементами гипертекста могут изначально фиксироваться создателями, а могут порождаться всякий раз, когда происходит обращение пользователя к гипертексту. В первом случае речь идет о гипертекстах жесткой структуры, а во втором - о гипертекстах мягкой структуры. Жесткая структура технологически вполне понятна. Технология организации мягкой структуры должна основываться на семантическом анализе близости документов (или других источников информации) друг к другу.
Гипертекстовые системы.Технологически в основе гипертекста лежат компьютерные программы, которые поддерживают следующие базовые функции: обеспечение быстрого просмотра информационного массива (браузинг); обработка ссылочных отношений (обращение и вызов фрагмента текста или другой информации, на которую производится отсылка); навигация по гипертексту, запоминание маршрута движения; представление пути движения в легко воспринимаемой форме; возможность формирования обычного линейного текста как результата движения по гипертексту; дополнение гипертекста новой информацией; введение новых отношений в структуру гипертекста (для систем с жесткой структурой).
- 1. Макроструктура словаря. Микроструктура словаря.
- 2. Типы лингвистических словарей
- 3. Компьютерная обработка текста: описание моделей и направлений разработок
- 4. Статистика речи и автоматический анализ текста
- 5. Речевое общение в системах «Человек - пк»
- 6. Предмет прикладной лингвистки. Связь прикладной лингвистики с теоретической лингвистикой. Российский и западный подходы к термину «прикладная лингвистика»
- 7. Государственное регулирование языка: языковая политика, языковое
- 13. Корпусная лингвистика: цели, задачи, методы.
- 14. Судебная лингвистика: цели, задачи, методы.
- 8. Применение лингвистических знаний в компьютерных технологиях (компьютерная лингвистика)
- 1 Этап: Выбор материала-корпуса языковых данных.
- 2 Этап: Выбор концептуальной переменной и определение ее значений — языковых репрезентантов в тексте
- 4 Этап: Отбор кодировщиков и формулировка инструкций по кодирования
- 5 Этап. Кодировка данных
- 6 Этап.
- 12. Перевод как прикладная лингвистическая дисциплина. Машинный перевод
- 15. Автоматизированные информационные системы, их классификация
- 16. Информационные языки
- 17. Прикладное и теоретическое терминоведение. 3 формы неоднозначности термина.
- 18. Понятие гипертекста, гипертекстовые технологии
- 20. Понятие модели. Моделирование в лингвистике. Типы лингвистических моделей.
- Теория формальных грамматик
- 9. Язык как средство социального влияния и контроля