I. Стандарт второго поколения о воспитании учащихся средствами предмета.
Стандарт второго поколения очень высоко оценивает роль русского языка в воспитании учащихся средствами предмета. Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической(языковедческой), культуроведческой компетенций.
Второй стандарт образования выделяет следующие результаты изучения предмета «Русский (родной) язык» :
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности.
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметными результатами освоения являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике и т. д.
Современный урок русского языка – это не один урок, а система уроков; на нем должна использоваться не только фронтальная, но и индивидуальная, парная, групповая работа; должны учитываться индивидуальные особенности учащегося: уровень его развития, темп работы, особенности памяти; обязательное формирование интереса к изучению языка на котором говорит ученик.
- Реферативный обзор: «Воспитание учащихся на уроках русского языка».
- I. Стандарт второго поколения о воспитании учащихся средствами предмета.
- II. Русский язык как национальное достояние русского народа и государственный язык рф.
- III. Создание ценностной ориентации учащихся на изучение родного языка.
- IV. Воспитание интереса учащихся к русскому языку.
- V. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка.