9. Логичность речи
Человек, который хочет научиться говорить и писать логично, должен прежде всего научиться логично мыслить.
Среди множества логических законов можно выделить четыре основных: законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.
Закон тождества гласит: мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе, иметь устойчивое содержание, чтобы не произошла подмена понятия.
Согласно закону противоречия два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными.
Закон исключенного третьего: два противоположных суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них истинно.
По закону достаточного основания всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание, доказательство.
Логичность речи - это соответствие структуры речи законам логики, мышления.
Условия логичности:
• овладение логикой рассуждения - "нормами или принципами правильного рассуждения" в поисках новой истины;
• знание языковых средств, которые организуют правильную и логичную речь.
Нарушение законов логики приводит к логическим ошибкам, алогизмам.
Алогизм - тип логической речевой ошибки, состоящий в нарушении логических связей в тексте, в логических разрывах, в бездоказательных, неправильных выводах. Встречаются алогизмы в устной и в письменной речи. Пример из речи В. С. Черномырдина: «Моя специальность и жизнь проходили в атмосфере нефти и газа».
10. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Выразительность речи - её способность выразить мысли и чувства, привлечь внимание и интерес адресата, используя особые стилистические приемы: тропы и фигуры.
Выразительность речи зависит от разных условий: самостоятельности мышления человека, его неравнодушия, интереса к тому, о чем говорится, намерения говорить (или писать) выразительно и, конечно, хорошего знания языка, его выразительных возможностей. Выразительность обычно подразумевает оригинальность, неожиданность и отражает творческие способности человека.
По мнению исследователей (Е. Гофман), говорящий в коммуникации выступает одновременно в трех ролях: «принсипала» – чья позиция выражена в высказывании; автора – создателя текста; аниматора – того, кто произносит высказывание. Следовательно, выразительность должна быть присуща самой идее, ее оформлению и преподнесению слушателям.
Исследователи говорят о выразительности информационной, связанной с воздействием на ум, и эмоциональной выразительности, воздействующей на чувства. Выразительность содержания обеспечивается свежестью информации, новизной идей, близостью мыслей автора представлениям слушателей и пр. Но человек - существо не только разумное (Homo sapiens), но и существо играющее (Homo ludens). Язык предоставляет широчайшее поле для игры, которая и создает эмоциональную выразительность речи.
Тексты всех функциональных стилей могут обладать выразительностью, но средства ее создания при этом будут различаться. Так, выразительность научной речи базируется на открытой логичности и точности словоупотребления, что не исключает воздействия на эмоциональную сферу сознания адресата.
Выразительность создается языковыми средствами разных уровней языка: фонетическими, лексическими, морфологическими и т.д.
1) Выразительность устной речи
В процессе устного общения особую роль играют невербальные средства: жест, мимика, поза, – поддерживающие выразительность звучащей речи. Г. Гайар писал: «Выразительный взгляд, кстати сделанное телодвижение стоят иногда гораздо больше всех речей».
Звучащая речь обладает особыми средствами выразительности, ими являются тон и тембр голоса, ритмо-мелодическая структура фразы, звуковая организация речи с помощью специальных способов.
Звукопись – повтор звуков, создающих слуховые впечатления от изображаемого явления. Необычный пример звукописи встречается в воспоминаниях Лили Брик: "Шкловский писал афоризмы: "Раздражение на человечество на-кап-кап-ливается по капле". В зависимости от того, какие звуки повторяются, различают ассонанс и аллитерацию.
Ассонанс (от лат. assonare - звучать в лад) – повтор гласных звуков как стилистический прием:
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе , Свеча горела… (Б. Пастернак)
Аллитерация (от лат. al - к, при + litera - буква) - повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин).