logo search
РЕФ Специфика различных сетевых жанров

Электронное письмо (e-mail)

Electronic mail - электронная почта, система передачи сообщений между компьютерами с помощью сетей (Интернет). Электронную почту можно сравнить с обычной, когда вы пишите письмо и посылаете его на определенный адрес получателю. В отличие от обычной почты адресат может получить ваше письмо в течение 3-10 минут после отправления. Пример е-майл адреса: vasya@mail.ru. 

Создать себе электронный почтовый ящик для отправления писем другим пользователям сети Интернет вы можете на специальных сайтах предоставляющих такую услугу как платно, так и бесплатно. 

Получать (скачивать) свои письма вы можете, через ваш броузер на сайте, где вы создали себе почтовый ящик. А можете установить у себя на компьютере почтовую программу. Если доступ к компьютеру имеете только вы, или ваши близкие, то второй вариант удобнее. В общественных местах (интернет-кафе) лучше не читать по возможности свою почту, даже через броузер, т.к. в этом случае вы имеете все шансы потерять ваш почтовый ящик, т.к. у вас его могут украсть ("взломать").

Наиболее популярные почтовые программы: Outlook Express и The Bat.7

Жанр электронного письма представляет собой взаимодействие участников виртуального дискурса посредством пересылки с одного зарегистрированного на каком-то сайте электронного почтового ящика на другой сообщений в виде обычных текстовых файлов, а также дополнительно прикрепленных к ним файлов как текстового, так и нетекстового характера.8

Коммуникации посредствам e-mail присущи монолог, диалог и полилог в равной степени. Монологичными будут являться письма, содержащие информацию ознакомительную, не требующую от адресата какой-либо реакции, либо не предоставляющую интерес, либо не получившую обратной реакции в связи с техническими особенностями сети (неверный адрес, большой объем письма, сбой в сети). Диалог в чистом виде присущ письмам, в котором либо физически участвуют два коммуниканта, либо участников больше, но активное участие в переписке принимают только двое. Полилог, соответсвенно, представлен более чем двумя активными участниками коммуникации (переписки). Причем один вид может сменяться другим, так же, как и варьироваться участники (их количество) на протяжении процесса общения.

Электронному письму, также как и всем другим жанрам компьютерно-опосредованной коммуникации, присущ особый жаргон (сокращения, эмотиконы и т.д.), а также языковой этикет, соблюдаемый коммуникантами.

Для электронного письма характерна определенная форма и структура, обусловленная интерфейсом почтовых программ. Так как электронное письмо по своей форме является копией письма обычного, то форма предусматривает наличие адресата (электронного адреса) и самого сообщения, которое состоит из приветствия/вступления, основной части и заключения/прощания. В отличие от обычного письма, электронное письмо предоставляет возможность одновременной отправки нескольким адресатам, дополненная опцией «невидимой копии» (blind copy), пересылки сообщения. Письмо можно редактировать, включать в него вложения и ссылки на документы. Также важной чертой интерфейса является возможность сохранения сообщений, причем как полученных, так и отправленных, а также их файлирования. Наряду с формой электронного письма в технических характеристиках мы рассматриваем также структуру сообщения (вступление, основная часть, заключение) и схемы передачи сообщения.9

Форум

Форум - телеконференция. Forum. Скрипт (программа), для общения в Интернет.10

Форум – это взаимодействие участников виртуального дискурса посредством высказываний, помещаемых на каком-то сайте в специальных разделах по той или иной конкретной теме, где одни высказывания являются инициальными, задающими тему, а другие – комментариями, развивающими ее.11

Гостевая книга

Гостевая книга - Guestbook. Скрипт (программа), при помощи которой посетитель может оставить на вашем сайте свой отзыв о нем.12

Гостевая книга является взаимодействием участников виртуального дискурса, предполагающим размещение на специальной странице сайта сообщений-отзывов о данном сайте.13

Чат

Чат - Chat. Специальная программа, скрипт, позволяющая общаться многим пользователям одновременно в реальном времени (текстовый диалог, переписка - вы вводите фразу, и ваш собеседник тут же ее видит).14

Чат предполагает взаимодействие участников виртуального дискурса в режиме реального времени посредством обмена на том или ином сайте небольшими по объему сообщениями любой тематической направленности, доступными для одновременного восприятия многими коммуникантами.15

Блог

Блог понимается как взаимодействие участников виртуального дискурса через сайт или веб-страницу, представляющие собой новостную ленту (часто в хронологическом порядке), имеющие набор ссылок на различные сайты и краткое их описание, а так же дающие возможность комментирования всей этой информации. Сетевой дневник является разновидностью блога.16

Блоги являются асинхронными системами с односторонней передачей сообщений и высокой степенью постоянства записей. Размер буфера сообщений составляет десятки тысяч знаков в случае стандартных блогов и 140 знаков в случае микроблогов. Блоги допускают те же средства мультимедиа, что и обычные веб-страницы (текст, изображения, аудио, видео). В блогах возможны анонимные комментарии (но невозможны анонимные блог-записи), личные сообщения, фильтрация сообщений, однако, как правило, отсутствуют специальные средства для цитирования сообщений. В блогах записи появляются в обратном хронологическом порядке и состоят из заголовка, даты, тела записи, меток записи, указания на количество комментариев, ссылки на добавление комментария и постоянной ссылки на запись. Что касается комментариев к блог-записям, то они состоят из имени пользователя, картинки пользователя, времени отправки комментария, факультативного поля «заголовок» и тела комментария. В зависимости от блог-платформы, комментарии могут располагаться один за другим (напоминая структуру форумов), либо же иметь древовидную структуру. Наличие древовидной структуры стимулирует полемику между пользователями.

Что касается социальных параметров, то блоги характеризуются структурой участия один—многим в случае блог-записей (за исключением записей в коллективных блогах) и многие—многим в случае комментариев к блог-записям. Для блогов характерно раскрытие собственной личности. Аудитория одного блога колеблется от нескольких человек до нескольких десятков тысяч человек. Участники общения, а также цель, тема, тональность и нормы коммуникации могут быть крайне разнообразными.

Модель данного жанра в соответствии с концепцией Т. В. Шмелевой выглядит следующим образом:

Мгновенные сообщения

Жанр мгновенных сообщений представляет собой взаимодействие участников виртуального дискурса, как правило, в режиме реального времени посредством мгновенного обмена сообщениями при помощи мессенджера, специальной программы.18

Многопользовательская ролевая игра on-line

Многопользовательская ролевая игра онлайн предполагает взаимодействие участников виртуального дискурса посредством обмена сообщениями и действиями в рамках определенной модели какой-либо ситуации, где каждый из коммуникантов полностью ассоциирует себя с каким-либо литературным или воображаемым персонажем и «живет» от его лица.19

СМС

СМС является взаимодействием участников виртуального дискурса путем обмена короткими текстовыми сообщениями при помощи мобильного телефона.

При описании дискурсообразующих жанров во внимание принимаются такие параметры организации коммуникации, как характер направленности на адресата (массовая или персонифицированная (персональная) ориентация), принцип взаимодействия (направление коммуникации), временнáя ориентация (синхронная или асинхронная коммуникация), степень интерактивности (скорость реакции коммуникантов на сообщение), регламентированность (то есть наличие более или менее жестких требований к форме изложения и/или содержанию). На основе данных критериев все дискурсообразующие жанры могут быть классифицированы следующим образом:

Жанр

Параметры

Организации

коммуникации

Характер направленности на адресата

Степень интерактив

ности

Временная ориентация

Регламентированность

Принцип взаимодействия

высокая

средняя

низкая

1. Электронная почта

персональный / массовый

+

асинхронный

по форме

один – одному, один – многим

2. Форум

массовый

+

асинхронный

по форме и содержанию

многие – многим

3. Гостевая книга

массовый

+

асинхронный

по форме и содержанию

многие – одному

4. Чат

массовый

+

синхронный

по форме

многие – многим

5. Блог

массовый

+

асинхронный

по форме

один – многим

6. Жанр мгновенных сообщений

персональный

+

синхронный

по форме

один – одному

7. Многопользовательская ролевая игра онлайн

массовый

+

синхронный

по форме и содержанию

многие – многим

8. СМС

персональный

+

синхронный

по форме

один – одному

20

Дискурсоприобретенными жанрами являются флейм, сетевой флирт, виртуальный роман, креатифф, флуд, спам и послание.

Флейм

Флейм - Flame. Бурное обсуждение какой-либо темы, например в Форуме.21

Флейм, во-первых, представляет собой грубое провокационное сообщение, направленное на разжигание ссоры, а так же сам процесс этой ссоры, заключающийся в отходе от темы дискуссии, переходе на личности спорящих и использовании упреков и брани вместо аргументов, а, во-вторых, трактуется как пустой разговор, то есть разговор ради самого факта разговора, разговор с нулевой информативностью.22

Он близок к вырожденной форме такого жанра общения, как обмен мнениями, спор».23 Приведем пример данного явления в виртуальном общении, обнаруженного на сайте http://ou.tsu.ru/seminars/sem13/tezis/7-vavilova.htm:

SH>>>> но я не могу придумать, каким словом можно заменить слово флэйм :)

TM>>> Перепалка.

SH>> Имхо, устаревшее слово, его никто в pазговоpной речи не употpебляет.

TM> Hе устаpевшее, и очень точно линкуется к коpню flame (огонь, палить :)

EL>> Интересно, а что имеется ввиду под словом «флеймить»?

KR> Много и безтолку писать

EL>> А для меня флейм – это именно нецензypная лексика...

PZ> не, это yже pyгань, а флейм не так стpашен, это, скоpей, пpосто бессмысленный обмен

PZ> мнениями, споpы типа сакс vs pyлез и пpочее, когда заpанее известно, что каждый

PZ> останется пpи своем, по кpайней меpе в данный момент.

Как видим, участники приведенного полилога определяют двойственную семантику явления флейм: 1) близкий к полемике по цели (перетянуть на свою точку зрения оппонента или уничтожить его);2) имитирующий эвристический спор; ведется для одностороннего или общего удовольствия, близок к игровому полилогу.24

Сетевой флирт

Сетевой флирт – это любовная игра участников виртуального дискурса в процессе их взаимодействия, не предполагающая выхода за рамки виртуального дискурса.25

Виртуальный роман

Виртуальный роман подразумевает длительный процесс взаимодействия участников виртуального дискурса, питающих друг к другу интерес на психосексуальной почве, но в силу каких-либо причин (отсутствие возможности или желания) ограничивающих общение только дистанционной формой с помощью опосредованной коммуникации.26

Креатифф

Креатифф является сочетанием специфического сленга, гиперкоррекции орфографической формы слов и/или мата, используемых в процессе унижения или травли пользователей Сети или с целью языковой игры.27

Флуд

Флуд - Flood. Ситуция, когда во время обсуждения какой-либо темы, допустим, на форуме, разговор уходит в совершенно иное русло. Также иногда под флудом подразумевается бесполезный разговор, болтовня, треп.28

Флуд – это поток сообщений, не несущий никакой смысловой нагрузки в отношении того контекста, в который он помещается, это «мусорный трафик», который вполне можно удалить без нарушения всего контекста.29

Флуд является разновидностью спама, это сообщения, не несущие никакой информативности30.

Спам

Спам - Spam. Рекламные сообщения или уведомления, на которые вы не подписывались. Грубо говоря спам - это мусор.31

Спам понимается как анонимная массовая рассылка корреспонденции адресатам, не желающим ее получать.32

Спам - нежелательная и несанкционированная корреспонденция рекламного или иного характера, массово рассылаемая пользователям Интернета, не желающих ее получать.33

Послание

Послание представляет собой короткое сообщение, оставляемое посетителями того или иного сайта в гостевой книге с целью выражения своего мнения по поводу представленной на сайте информации, благодарности создателям, критических замечаний и пожеланий по поводу сайта.

При описании дискурсоприобретенных жанров во внимание принимается тот факт, что та или иная интенция, являющаяся определяющей чертой любого речевого жанра, развивается на основе определенных стереотипов речевого поведения, получает реализацию в определенных стереотипных действиях. Иными словами, интенция, представляющая собой ключевой момент любого дискурсоприобретенного жанра, реализуется через определенную последовательность типичных действий, облекается в стандартную форму и может быть смоделирован (по А.Вежбицкой) при помощи последовательности простых предложений:

Жанр

Моделирование жанра при помощи последовательности простых предложений

Жанр

Моделирование жанра

при помощи последовательности простых предложений

Флейм

знаю, что ты думаешь про Х нечто другое, чем я

говорю, что ты думаешь плохо

говорю это, потому что хочу, чтобы ты сказал, что ты говорил плохо

понимаю, что ты не скажешь так

говорю, что ты сам плохой

говорю это, потому что хочу обидеть тебя.

говорю что-то обидное, неприятное или так или иначе способное задеть тебя

говорю это, потому что хочу вывести тебя из равновесия

говорю это, потому что хочу, чтобы ты начал говорить что-то нехорошее в ответ

надеюсь, что ты отреагируешь так, как я ожидаю

говорю это, потому что хочу получить удовольствие от того, как ты будешь раздражаться и реагировать на мои слова.

говорю что-то не особо значимое

говорю это, потому что просто хочу поговорить, неважно о чем

надеюсь, что ты поддержишь меня и поговоришь со мной

говорю это, потому что хочу получить удовольствие от самого процесса общения.

Креатифф

говорю это, используя преимущественно эрративы

говорю это потому, что хочу задеть, обидеть или унизить тебя

думаю, что я лучше тебя, и показываю это

хочу, чтобы ты почувствовал после моих слов свою неполноценность, а я испытал радость и удовлетворение от этого

говорю это, используя преимущественно эрративы

говорю это потому, что мне такая манера изъяснения, игра с языком кажется смешной

думаю, что ты понимаешь это

хочу, чтобы ты оценил это и посмеялся вместе со мной, возможно, ответив тем же.

Сетевой флирт

говорю: я хочу, чтобы ты себе представил(а), что я говорю Х

думаю, что ты понимаешь, что, скорее всего, я этого совсем не думаю,

говорю это, потому что хочу, чтобы ты принял, будто нравишься мне как лицо противоположного пола

думаю, что ты понимаешь, что мне сейчас просто не хватает общения с противоположным полом.

Спам

хочу, чтобы ты сделал нечто

говорю это, потому что хочу, чтобы ты сделал это

знаю, что это может быть тебе вовсе ненужно

говорю это так, чтобы оно могло привлечь тебя

знаю, что ты можешь не сделать этого, потому что не обязан это делать

не знаю, сделаешь ли ты это, потому что знаю, что подобные предложения тебя уже, скорее всего, раздражают

надеюсь, что ты сделаешь то, что я хочу.

Виртуальный роман

знаю, что мне интересно и приятно общение с тобой более, чем с кем-либо еще

думаю, что даже люблю тебя

думаю, что вне Сети у нас вряд ли что-то могло бы получиться

представляю себе, что это могло бы получиться

говорю, что люблю тебя

чувствую, что тебе это будет очень приятно

надеюсь, что ты ответишь мне тем же

говорю это потому, что хочу чувствовать себя любимым и незаменимым в твоей жизни, хочу, чтобы ты чувствовал(а) себя также, чтобы нам было очень хорошо от общения друг с другом.

Послание

думаю, что тебе важно мое мнение о Х, и ты хотел бы его знать

говорю это потому, что хочу, чтобы ты знал мое мнение, чтобы все знали это.

думаю, что тебе важно посещения твоего сайта другими

говорю что-то хорошее

говорю это потому, что хочу, чтобы ты заметил меня, чтобы другие заметили меня

надеюсь, что смогу привлечь твое внимание и внимание других к себе, к своему собственному сайту.

Флуд

говорю все, что придет мне в голову

знаю, что мои высказывания практически не связаны с контекстом в смысловом отношении

говорю таким образом, что мои высказывания невозможно не услышать (заметить)

думаю, что смогу привлечь твое внимание, что ты заметишь мою неординарность

говорю так, потому что хочу, чтобы ты заметил меня и выделил среди остальных.

34

Вадим Станкевич выделяет ещё один жанр, близкий к спаму и флуду, - «троллинг».

Троллинг - размещение сообщений, призванных разжечь конфликт между пользователями на форумах, в чатах, в комментариях к записям в блоге.35

Спам, флуд, троллинг стимулируют нарушение языковой нормы в целях установления и поддержания виртуальных контактов. Ситуация установления и поддержания контакта приводит к коммуникативному новаторству, делая это общение необыденным и оригинальным. Креативность языковой виртуальной личности в коммуникативном пространстве сети постоянно растет. Причем этот рост «идет» по всем языковым уровням, что делает сетевой язык уникальным исследовательским объектом для лингвистического изучения: в Интернете мы наблюдаем взрыв народного речетворчества, захватывающий все языковые уровни, но особенно ярко это видно по сетевой лексике и особому компьютерному сленгу, возрождению эпистолярного жанра, частому использованию приемов языковой игры и прочее. Однако часто это новаторство выражается в отклонении от графических и грамматических языковых норм36.

Сфера веб-коммуникации – это ситуация «вне дома», в комплекс условий которой безусловно вписывается ориентация на типовые ситуации, «статичную» ситуативную «рамку» будущего действия. Круг же «исполнителей» этого действия, наоборот становится в ряде случаев заранее запрограммированным (коммерческая сфера) или, наоборот, непредсказуемым (чаты).

Цели веб-коммуникации соотносятся с реализацией языковых функций. Внутри монолога, диалога или полилога отдельно разграничиваются жанры собственно фатического (обмен репликами в чатах)), информативного (сетевые СМИ), апеллятивного (реклама, спам), поэтического (произведения сетературы) и метаязыкового характера (тематический форум по проблемам русского языка). Тенденции жанрового развития «городского» веб-общения просматриваются и в малых письменных жанрах, которые также присутствуют в Интернете: баннеры, тематические указатели и т.д.

Два наиболее распространенных жанра общения в сети: деловое и фатическое или презентационное. В жанре делового общения функционируют электронные магазины, сайты компаний, сетевые печатные издания. Фатическая коммуникация реализуется на сайтах, посвященных неформальному общению, каковыми являются блоги, чаты и конференции неспециального назначения: «Разговоры с кошками», «Только для вампиров», «Безвкусные и грязные шутки», «Криминальное остроумие и вербальное насилие» и т.д. Немало в Интернете и примеров игрового общения. Устав что-либо обсуждать, можно просто посоревноваться в составлении русских слов только из латинских букв и арабских цифр, как это сделано, например, на сайте «Русский по-латыни»: YTPO. TAET PACCBET (http://www.tema.ru:8080/RRR/ruslat/dialog.html).

Игровая направленность коммуникации в Интернете в большей или меньшей степени проявляется во всех жанрах как сопутствующая экспрес-сивно-эмоциональная окраска смысла высказывания. В некоторых жанрах сетевого общения, прежде всего, в литературных и языковых играх игровые формы коммуникации становятся особенно популярными («Русский по-латыни», «Емеля», проект «Буриме» и т.д.).

По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи в разговорной веб-коммуникации можно выделить такие жанры, как беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, дневник и др. Беседой при кооперативной стратегии является целенаправленный или фатический обмен мнениями между веб-коммуникантами. Особенно популярен в Интернете жанр праздноречивой беседы в сфере неформального общения. Жанр целенаправленного разговора при осуществлении кооперативной или некооперативной стратегии реализуется чаше всего в электронных письмах, причем разговор бывает предписывающим, информативным, межличностным и др. Спор как обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины – ведущий жанр на веб-форумах и в блогах. В жанре истории как передачи сведений о происшедших событиях с подведением итога осуществляется коммуникация как в сфере неформального общения, так и на форумах. Этот жанр активно используется в текстах интернет-рекламы. Стилистике этого жанра свойственны черты разговорного синтаксиса: тематическая фрагментарность, ассоциативные отступления, эллиптированные конструкции, вопросно-ответные ходы, экспрессивность, спонтанность, неподготовленность, обилие конкретизирующих лексем и вводных слов, указывающих на контроль говорящего за ходом изложения и способом выражения.

Письмо и записка – это традиционные жанры письменной разговорной речи, которые в виртуальной презентации обретают новые характеристики. Необходимые условия жанра письма – искренность и контекст согласия - становятся более актуальными в виртуальном пространстве в связи с персонализацией присутствия личности в Интернете. В то же время условие солидарности и согласия, выражающееся в «формулах» приветствия и прощания, в Интернете становится более стандартизированным. Записка – это жанр наиболее приближенный к устной разновидности, где развернутое рассуждение заменяется одним–двумя словами, играющими роль намека, информиру-ется общим миром чувства-мысли адресата и адресанта и актуальностью обстоятельств. Основными признаками этого жанра являются свобода выражения и недоговоренность. В Интернете реплики чатовских полилогов являются именно такими записками и записочками, которыми обмениваются участники веб-коммуникации. Интересно, что этот же жанр охотно используют авторы рекламного спама.

Дневники – это тексты адресованной разговорной речи, в жанре которой нередко создаются тексты сетевых газет и журналов. Стилистика дневника отличается точностью выражения мыслей, синонимами-конкретизаторами, синтаксической градацией, вопросно-ответными ходами, риторическими вопросами, сигналами авторской рефлексии – вводными словами и предложениями. Такой «разговор» о себе и о времени, «поток сознания» с ассоциативными подтемами «главных» мыслей дня становится излюбленным жанром авторов сетевой публицистики. В Интернете жанр дневника реализуется в форме блогов (слово образовано путем стяжения двух частей сложного слова weblog – публичный дневник или журнал юзера сети). Это один из оригинальных сетевых жанров, так как само традиционное понятие дневника исключало прежде даже предположение публичного обнародование его записей. Интимность, вынесенная на всеобщее не только обозрение, но и обсуждение, редактирование и проч., - один из результатов влияния особенностей интернет-существования на личность веб-коммуниканта.

Холодно... очень холодно в офисе... а ведь скоро зима, как представлю, так вовсе зуб на зуб не попадает.

Где же бабье лето??? или... как сегодня услышала фразу, мол какие бабы такое и лето??? пойду-ка выпью очередную чашечку кофе, может согреюсь (www.lifeinternet.ru)

Национальные особенности русского менталитета, склонного к реф-лексии и душевным монологам «на кухне», дают поразительные результаты интенсивного развития блогов как по их количеству, так и по тематическому разнообразию. Причем в случае с блогами тематическая структуризация, принципиально характерная для Интернета, не так прозрачна, как, например, в каталогах, так как ключевое слово определяет сам автор дневника в соответствии со своим субъективным мнением (например, дневник автора по имени Самаритянин зарегистрирован по ключевым словам «Хе-хе, хо-хо и хи-хи», хотя его содержание вполне философское).

Я так давно ничего не писала!!!! У мя просто комп щас без инета... Вот мучаюсь... А я по натуре втюрилась. Просто жуть.

В сети не только обновляются старые жанры, но и рождаются новые. К таковым можно отнести, например, презентацию, текст-заголовок, ключевое слово - свернутый запрос или тему (как свернутую презен-тацию). 37

Существуют также и другие жанры Интернет-коммуникации, такие как электронная доска Сети, жанр виртуальных миров, синхронный виртуальный дискурс, жанр мгновенных сообщений (ICQ), электронное письмо и др. 38