logo search
в1

2. Социально-политические взгляды Вольтера, Дидро, Гельвеция

Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя – Франсуа Мари Аруа, –1694-1778). Творчески восприняв учения Д. Локка и И. Ньютона, он приходит к пониманию философии, как великого орудия разума в борьбе против неразумного, отживающего в устройстве общества.

Его «философские письма» явились по сути дела, первым наброском французского Просвещения. Все произведения Вольтера проникнуты антифеодальными настроениями. Критику феодальных порядков он проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права – право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и т.д. Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Он сводил свободу к независимости граждан от произвола. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Равенство людей понимается Вольтером только в строго формальном политико-правом смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом. Такое равенство в его трактовке весьма содержательно и социально эффективно. Однако сторонником имущественного равенства и общности имущества он не был.

Политическую организацию будущего «царство разума» Вольтер не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим разработку проектов идеального устройства государства. Управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство, Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. Теоретически он отдавал предпочтение республике, но считал, что она малоприменима на практике. Образцом государственной организации своего времени Вольтер называл

парламентские учреждения в Англии. Политический идеал мыслителя, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей.

Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел, прежде всего, в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм. В историю общественной мысли мыслитель вошел как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия.

Именно религиозный фанатизм, единомыслие, которые насаждает церковь, умерщвляет, как убежден Вольтер, жизненное начало всякой свободы – свободу совести и слова. Однако, относясь крайне враждебно к католической церкви и католицизму, мужественно сражаясь с ними, Вольтер отнюдь не отвергает религию и религиозность как таковые. «Христианство и разум не могут существовать одновременно» - писал философ. Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушить непросвещенным нравственный образ поведения. Отсюда – известное изречение Вольтера: «Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать». Антиклерикальный настрой не мешал Вольтеру полагать, что религия должна оставаться необходимой уздой для народных масс.

Намеченная Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству. Что же касается помещичьих крестьян, то их следовало, по мнению Вольтера, освободить лишь с согласия владельца и притом за выкуп. В этой части учения, как ни в какой другой, проявилось стремление мыслителя учесть интересы дворянства.

Грядущее преобразование общества философ связывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ.

Отношение Вольтера к революции было типичным для французских просветителей XVIII в. Оправдание предшествующих революций, мечты о свержении тирании у просветителей сочетались с рассуждениями о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны и т.п. В идеологии предпринимательских кругов к этим соображениям прибавляется страх перед выступлениями трудящихся масс. «Когда чернь примется философствовать, - утверждал Вольтер, - все погибло».

Историческое место Вольтера как мыслителя определяется тем, что оно наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французского общества. По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они нацеливали прогрессивные силы общества на управление феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма. Вольтер принадлежал к числу тех идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовили почву для последующего развития политических учений. Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали все французские просветители.

Взгляды французских просветителей Денни Дидро (1713-1784) и Клода Андриана Гельвеция (1715-1771) были умеренными. При всем различии их учения имели много общественного, и поэтому можно охарактеризовать лишь одно из них, к примеру – Гельвеция, которому принадлежит заслуга выяснения вопроса о роли социальной среды в формировании человека. Следуя учению Дж. Локка, Гельвеций пришел к выводу, что личность есть продукт того общества, в котором она существует и действует. Личности не рождаются, их делают обстоятельства. В самой же социальной среде главными являются политические и правовые учреждения. Гельвеций отделяет государство от гражданского общества. Он пишет о зависимости политики от имущественных интересов, о противоречиях гражданского общества и соответственно общества политического. По мнению некоторых, Гельвеций понимал обусловленность права экономическими отношениями.

Допуская монархию, Гельвеций считал лучшей формой государства демократическую республику, причем рассматривал её и как и федерацию. Народ имеет право на сопротивление тирании, т.е. на революцию. Право на революцию вытекает из естественных и неотчуждаемых прав на свободу, собственность и безопасность. Оно соответствует принципам общественного договора, согласно которому власть не может быть навечно отчуждена от народа.

Но все же Гельвеций полагал, что революция - шаг отчаяния, крайняя мера. Он надеялся, что изменение общества можно осуществить путем справедливого законодательства. Отсюда же надежда посредством хорошего законодательства и просвещения народа изменить права в обществе.