logo search
Referat 2

IV. Воспитание интереса учащихся к русскому языку.

Задача школы – не только сообщение определенной суммы знаний, но и развития у учащихся познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Идея формирования познавательных интересов учащихся сегодня является одной из самых значитмых. «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет», - К. Д. Ушинский. Интерес – это мощный побудитель активности личности, под его влиянием деятельность становится увлекательной и продуктивной. В формировании познавательного интереса учащихся можно выделить следующие этапы: - любопытство; - любознательность; - устойчивый интерес. Любопытство – это естественная реакция человека на все неожиданное. Это неустойчивый, ситуативный интерес, который гаснет и быстро исчезает. Обогащение запаса конкретных знаний приводит процесс перерастания любопытства в любознательность. Поддерживая любознательность, мы формируем у учащихся устойчивый интерес к предмету. Этому содействует опыт самостоятельной деятельности. Таким образом, интересное преподавание приводит к интересному учению. Существует несколько форм проведения уроков и приёмов работы, помогающие развивать интерес к предмету. 1. Традиционные уроки: - дополнительные задания, основанные на каком – либо дидактическом материале; - дифференцированные разноуровневые задания для работы у доски или на месте; - самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника; - задания повышеной трудности. Например: Перестройте и запишите предложение в соответствии со схемой. Волны играют друг с другом, взлетают, спорят с ветром. 1. Волны, (деепричастие) и (деепричастие), (сказуемое). 2. Волны (сказуемое) и, (деепричастие), и (сказуемое). 3. Волны (сказуемое), (деепричастие), и (сказуемое). (Ключ: 1. Волны, друг с другом и взлетая, спорят с ветром. 2. Волны играют друг с другом и, взлетая, спорят с ветром. 3. Волны играют друг с другом, взлетая, и спорят с ветром.) - задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения. Например: Сколько вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группировки. Сторожь, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош. Арианты группировки: • Наличие мягкого знака и его отсутствие; • Тип склонения; • Род; • Падеж; • Собственные – нарицатееельныыые; • Одушевленные – неодушевленные; • С предлогами – без предлогов; • Имеющие только форму единственного числа. - задания на подбор грамматических синонимов;  - задания содействующие формированию навыка самостоятельного добавления учащимися знаний; - работа со словарями;  - творческие задания;  -работа с текстом, дают ощутимые результаты. 2. Нетрадиционные уроки. Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. «Урок – сказка», «Урок – путешествие», «Урок – заочная экскурсия», «Урок – улей», «Урок – КВН», метод проектов, тестирование учащихся. 3. Внеклассная работа. Плодотворно влияет на развитие интереса к предмету внеклассная работа: - тематические классные часы; - участие в различного вида конкурсах и т.д. Современной школе необходима творческая самостоятельная деятельность как на уроках, так и во внеурочной деятельности.