13. Деловой разговор и основные требования к нему
Деловой разговор - это устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем.
Каждодневно ведя деловые разговоры друг с другом, а также со своими клиентами, люди проявляют порой вопиющую речевую безграмотность, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет в полной мере реализовать свой потенциал.
Деловой разговор - это, прежде всего, устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника, что делает возможность непосредственно воздействовать на него.
Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения, что существенно отличает устную речь от ее письменной формы.
К деловому разговору предъявляются требования правильности, краткости и доступности речи.
Правильность речи - это первое и непременное требование к деловому разговору. Хотя нормы устной речи не так строги, как у ее письменной формы, говорящие обязаны стремиться к правильности своего языка.
Чтобы речь была правильной, слова следует употреблять в строгом соответствии с их значением. Между тем ошибки в словоупотреблении - наиболее распространенный речевой недостаток участников деловых разговоров.
Не всегда говорящие умело пользуются в своей речи антонимами.
Небрежное отношение к языку может стать причинно речевой недостаточности - пропуска слов, необходимых для точного выражения мысли. В отдельных случаях пропуск слов может исказить мысль.
Очень важно не только правильно выбирать слова, но и строить из них предложения. Между тем в деловых разговорах часто не обращают внимания на правильность построения высказываний. Ошибки возникают тогда, когда говорящие вместо фразы без предлога неоправданно употребляют сочетания с предлогом.
Часто в разговорах встречаются следующие ошибки:смешиваются временные значения причастий;
ошибочно используются формы причастий на -щий от глаголов совершенного вида; неудачно используются возвратные формы ( на -ся ),которые могут иметь различные значения;усложнение речи;
использование слов, имеющих искусственный характер словообразования; неправильный выбор союза.
Точность и ясность речи - важнейшее требование к любому деловому разговору. Под точностью деловой речи понимается соответствие высказываний мыслям говорящего. Чтобы речь делового человека была точной, нужно употреблять слова в соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены. Точность и ясность высказываний взаимосвязаны. Точность придает им ясность, а ясность высказываний вытекает из их точностей.
В деловой речи часто встречаются слова, не ставшие общеупотребительными, но активно используемые в деловой сфере. Это профессионализмы, которые служат для обозначенияразличных производственных процессов, орудий производства, сырья, продукции и т.д.
Они воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие научного характера.
Преимущество профессионализмов перед их общеупотребительными эквивалентами в том, что они служат для разграничения близких понятий, которые для неспециалиста имеют одно общее название. Благодаря этому специальная лексика для людей одной профессии является средством точного и лаконичного выражения мысли.
Краткость - важнейшее требование к деловой речи, поскольку такая речь характеризуется сугубо прикладным характером в подаче сообщаемых сведений. Это означает, что говорящий незлоупотребляет временем и терпением слушателя, избегая ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.
Многословие, или речевая избыточность, чаще всего проявляется в употреблении лишних слов. Оно проявляется в различных формах.
Речевая избыточность может выражаться в применении одновременно близких по смыслу и потому лишних слов. Суда же можно отнести и употребление без надобности иностранных слов,которые дублируют русские слова и тем самым неоправданно усложняют высказывание. Для доступности речи необходимо использовать определения, сравнения, примеры.
- 9. Особенности общения через переводчика
- 12. Деловая переписка
- Классификация писем по назначению в деловой деятельности
- 4. Письма-ответы --письма, составляемые в ответ на письмо-просьбу, предложение, запрос, приглашение.
- 5. Письма, содержащие обязательства, подтверждения, гарантии:
- 6. Этикетные письма - письма, целью которых является выражение внимания, участия. Основные разновидности этикетных писем следующие:
- 13. Деловой разговор и основные требования к нему
- 14. 5. Правила вербального этикета