Даосизм и буддизм
Большое распространение имела в древнем Китае и другая философская система, принадлежавшая Лао-цзы, резко отличавшаяся от конфуцианства своим ярко выраженным умозрительным характером. Впоследствии из этой философской системы выросла целая сложная религия, так называемый даосизм, который просуществовал в Китае свыше 2000 лет.
Даосизм в Китае занимал скромное место в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. Лидерство конфуцианцев никогда им всерьёз не оспаривалось. Однако в периоды кризисных ситуаций и больших потрясений, когда централизованная государственная администрация приходила в упадок и конфуцианство перестало быть эффективным, картина нередко менялась. В эти периоды даосизм и буддизм подчас выходил на передний план, проявляясь в эмоциональных народных взрывах, в эгалитарных утопических идеалах восставших. И хотя даже в этих случаях даосско - буддийские идеи никогда не становились абсолютной силой, но, напротив, по мере разрешения кризиса постепенно уступали лидирующие позиции конфуцианству, значение бунтарско – эгалитаристских традиций в истории Китая не должно преуменьшаться. Особенно если, принимать во внимание, что в рамках даосских сект и тайных обществ, эти идеи и настроения были живучи, сохранялись веками, переходя из поколения в поколение, и тем накладывали свой отпечаток на всю историю Китая. Как известно, они сыграли определённую роль и в революционных взрывах XX века.
Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру буддийская и индо – буддийская философия и мифология. Многое из этой философии и мифологии, начиная от практики гимнастики йогов и кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае, причём рассказы и легенды из жизни будд и святых причудливо переплетались в рационалистическом китайском сознании с реальными историческими событиями, героями и деятелями прошлого. Буддистская метафизическая философия сыграла свою роль в становлении средневековой китайской натурфилософии.
С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том числе и, казалось бы, специфически китайское. Буддизм был единственной мирной религией, получившей широкое распространение в Китае. Но специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с его структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял своё место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством.
- 3. Источники по культуре первобытного общества: палеолит, мезолит, неолитическая революция (материальная культура).
- 4. Восприятие мира первобытным человеком и основные черты первобытной культуры, их воплощение в памятниках первобытной культуры.
- 9. Какая динамика прослеживалась в развитии культуры Древнего Египта по периодам Раннего, Древнего, Среднего, Нового царств, Позднего периода? Памятники культуры. Раннее царство
- Древнее царство
- Среднее царство
- Новое царство
- Позднее царство
- 10. Культура социальной организации и регуляции Древнего Египта: хозяйство, власть, социальная структура и ее ценности. Реформа Эхнатона и ее культурное значение. Памятники культуры. Хозяйство
- Социальная структура
- Реформа Эхнатона и ослабление Египта.
- Культура вавилона: законы хаммурапи, письменность, литература, архитектура и искусство
- Культура ассирии: военное устройство, письменность, литература, архитектура, искусство.
- Социальная структура: варны и касты.
- Письменность.
- Выдающиеся писатели Древнего Китая
- Конфуцианство
- Конфуцианское воспитание и образование
- Конфуцианство – регулятор жизни Китая
- Даосизм и буддизм
- Неоконфуцианство
- Секстанство
- Период династии шан (инь)
- Период династии Чжоу
- Период династии Цинь и Хань
- Период южной и северной династии
- Период господства Тан
- Период династии Сун
- Период династии Мин
- Период династии Цин
- Заключение