logo search
По СРЯ!!

16. Жаргонная и арготическая лексика. Содержание терминов жаргон, сленг, жаргонизм, арго. Причины проникновения жаргонизмов в разговорную речь. Словари жаргонной лексики.

От лексики диалектной и специальной отличается так называемая жаргонная лексика, которая составляет основу особой социальной разновидности речи, называемой жаргоном, иногда – сленгом (англ. slang – слова и выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек). Жаргоны являются «принадлежностью относительно открытых социальных и профессиональных групп людей, объединённых общностью интересов, привычек, занятий, социального положения и т.п.» (Скворцов Л.И.).

Социальные жаргоны возникают на основе литературной лексике чаще всего путём переосмысления её. Немало таких слов появилось до революции в речи господствующих классов, что объясняется попыткой искусственно создать особую разновидность языка – социальные жаргоны – и тем самым отдалить людей своего круга от остальных носителей национального языка. Так возникли русско-французский салонный жаргон дворян, торгашеско-купеческий жаргон и др.

Жаргоны возникают в том случае, когда или отсутствует однословное профессионально-терминологическое наименование, или появляется потребность ярче, эмоциональнее передать представление о предмете.

К лексике ограниченной, малоупотребительной относят и так называемое арго (замкнутый, недеятельный). Эта группа слов характеризуется:

  1. узкопрофессиональной направленностью (например, в дореволюционном обществе существовало арго торговцев-коробейников; профессиональных сборщиков пожертвований и др.);

  2. особой искусственностью, условностью, строгой засекреченностью (например, в дореволюционном обществе существовало арго профессиональных преступников).