Введение
Одним из ярких проявлений системных отношений в лексике русского языка является соотносительное противопоставление двух и более слов, противоположных по самому общему и наиболее существенному для их значения семантическому признаку. Такие слова называются антонимами (гр. anty - против + onyma - имя).
Антонимы широко используются в художественной и публицистической литературе как изобразительное и выразительное средство. В одном случае они конструктивно организуют текст, в другом - контрастно оттеняют характеры героев, в третьем выступают в уточняющей функции.
Наблюдение за функционированием антонимов в качестве языкового «материала» для создания антитезы и оксюморона также имеет научное и практическое значение. Изучением антонимов занимались виднейшие ученые в области языкознания: Н.М.Шанский, М.Фомина, Л.А.Новиков, Е.Н. Миллер и др.
Предметом данного исследования стали слова с противоположным значением, их типы и приемы использования в текстах художественных произведений. Объект исследования - поэтические тексты М.Ю.Лермонтова.
Актуальность проблемы данного исследования связана с недостаточной изученностью языкового материала создания антитезы и оксюморона.
Цель работы: выявить, какую роль играют антонимы в языковой манере М.Ю.Лермонтова, какие закономерности могут быть в использовании антитезы и оксюморона поэтом.
Нами были выделены следующие задачи исследования:
- рассмотреть типы антонимов в русской лингвистике;
- выявить функции антонимов в текстах художественных произведений;
- собрать практический материал, иллюстрирующий наличие антитезы и оксюморона в текстах поэтических произведений М.Ю.Лермонтова;
- дифференцировать собранный материал в соответствии с принятой классификацией;
- объяснить причины употребления поэтом индивидуально-авторских антонимов и оксюморона.
Цели и задачи работы определили е структуру. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Первая глава посвящена выявлению типов антонимов в русской лингвистике, здесь же рассмотрены имеющиеся в науке основные подходы к их классификации. Данная часть исследования опирается на работы Н.М.Шанского, М.Фоминой, Л.А.Новикова и др.
Вторая глава носит практический характер, она опирается на приложение, состоящее из 100 карточек, которые иллюстрируют функционирование антонимов, антитезы и оксюморона в поэтических текстах М.Ю. Лермонтова в ней характеризуются антонимы, встретившиеся при анализе поэтических текстов М.Ю.Лермонтова.
Заканчивается работа библиографическим списком литературы.
- Введение
- Глава Й. Типы антонимов в русском языке
- Глава ЙЙ. Многообразие стилистических функций антонимов в произведениях М.Лермонтова
- §1. Антитеза как ведущее средство изобразительности в произведениях М.Ю.Лермонтова
- §2. Нейтрализация противоположностей
- §3. Фигура соединения
- §4. Фигура противоречия
- §5. Фигура разделения
- §6. Стилистические фигуры со значением чередования, последовательности, смены
- §7. Стилистическая фигура сопоставления
- §8. Фигура сравнения
- §9. Оксюморон в произведениях М.Ю.Лермонтова
- Заключение