Тема 6. Прикладная лингвистика
Моделирование языковых процессов
Модель в языкознании – это логическая (знаковая) конструкция (устройство), искусственно созданная в лингвистических целях, которая воспроизводит те или иные характеристики исследуемого нами объекта при условии заранее определенных требований к соответствию этой конструкции объекту.
Несмотря на кажущуюся сложность данного определения, мы можем с легкостью создавать модели объектов, иногда даже не подозревая, что мы делаем это. Правда, не на научном, а на практическом, бытовом уровне. Например, описывая как пройти куда-то, мы можем нарисовать план, который по своей сути является моделью реальной местности. Он не повторяет ее полностью, но изображает лишь те элементы, которые значимы для решения стоящей перед человеком задачи, в данном случае – найти дорогу куда-то. Самое главное – то, что модель обязательно должна отвечать цели и условиям моделирования.
Всякая модель строится на основе гипотезы о возможном устройстве оригинала и представляет собой функциональный аналог, макет оригинала. Это позволяет, изучив модель, переносить знания с модели на оригинал. Критерием адекватности модели может служить практический эксперимент.
Моделирование объекта – необходимый элемент его познания. Но это лишь один из этапов познания. Можно построить бесконечное множество моделей одного и того же объекта, которые соответствуют его свойствам, но отличаются друг от друга, так как модель отражает не только свойства, но и нашу точку зрения на этот объект. Кроме того, в модели должны быть удовлетворены определенные требования к соответствию модели моделируемому объекту.
Например, письменный (печатный) текст, фиксирующий устную речь, и фонетическая транскрипция устной речи – знаковые модели одного и того же реального события, но требования к соответствию объекту у них разные.
Ни одна модель не является полной. Полное описание невозможно и не нужно, так как мы, моделируя, вычленяем только определенные свойства объекта, существенные для нас. Моделирование одних и тех же свойств даже в рамках одной и той же науки может привести к разным моделям; различия в них зависят от задач моделирования.
Например, модель системы фонем русского языка различна в «ленинградской» и «московской» фонологических школах.
В науке все больше утверждается принципиальное положение о множественности моделей одного и того объекта. Следует также понимать, что каждая модель оптимальна для определенной цели: если в компьютерную программу заложить, например, теоретическую грамматику, она окажется бесполезной.
Лингвистические аспекты искусственного интеллекта
Под искусственным интеллектом следует понимать попытки построения действующих, то есть реализованных на компьютере, моделей тех или иных аспектов языковой деятельности человека. Данная область является предметом рассмотрения компьютерной лингвистики, которая в целом изучает лингвистические явления методом компьютерного моделирования.
В прикладном аспекте компьютерная лингвистика ставит следующие задачи:
Создание систем обработки естественного языка (в письменной и устной форме);
Разработка лингвистических технологий и ресурсов (прежде всего словарей и корпусов текстов);
Компьютерная поддержка лингвистических исследований.
Моделирование естественного языка охватывает, в первую очередь, анализ (понимание) и синтез (порождение) текстов. Обе процедуры осуществляются в несколько этапов. Первую можно смоделировать следующим образом:
на входе поступает текст. Он подвергается морфологическому анализу (например, определяется имя, падеж, род, число существительных);
синтаксический анализ текста: строятся синтаксические структуры предложений;
семантический анализ: выявление значений слов;
прагматическая обработка текста (учет контекстной информации).
Модели порождения состоят из тех же этапов, но решающих обратные задачи: прагматический контекст определяет план будущего текста и вырабатывает семантические представления об отдельных словах, связывает их между собой, синтаксический компонент расставляет слова в нужном порядке, а морфологический строит конкретные словоформы.
Качество модели языка зависит от глубины лингвистической теории, лежащей в её основе и формального языка, на котором записывается лингвистическая информация (грамматики модели).
Существуют различные прикладные системы обработки естественного языка. Они включают модули орфографической и грамматической коррекции текста, подключаемые к текстовым процессорам, системы машинного перевода, системы планирования и порождения текста из неязыкового исходного представления (например, из графики), система извлечения информации и автоматического реферирования, вопросно-ответные системы, естественно-языковые интерфейсы с базами данных, распознавание и синтез устной речи и другое.
Текстовые процессоры, называемые системой автоматической обработки текста (англ. text processing или word processing systems) входят в состав системного программного обеспечения практически всех типов ЭВМ. Центральная функция текстовых процессоров – обработка специальными программами текста (как описано выше). Такие программы используют в качестве справочных данных формальные грамматики и словари того языка, тексты которого служат объектом анализа или синтеза.
- Теория языка
- Печатается по решению
- Ббк 81.0 я 73
- Оглавление
- Введение
- Содержание курса «общее языкознание»
- Тема 5. Система и структура языка
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 2. Современная структура знаний о языке.
- 3. Место и роль языкознания в системе наук
- 4. Значение теоретических исследований.
- Литература
- Тема 2. Текст и коммуникация
- 4. Текст и коммуникация
- 6. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента
- Литература
- Тема 3. Социальная обусловленность языка
- 1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка
- 2.Специфика обслуживания общества языком.
- 3.Социолингвистика, её методы и задачи
- 4.Понятие языковой ситуации, языковой политики,
- 5.Язык и культура, язык и этнос.
- Литература
- Тема 4. Язык и мышление
- 1.Проблема соотношения языка и мышления.
- 2.Когнитивные науки. Когнитивная психология
- 3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности
- 4.Развитие речи
- 5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности
- 6. Виды знаний и особенности их функционирования
- 7. Прецедентные феномены
- 8. Проблемы продуцирования и понимания речи
- 9. Двуязычие
- 10. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира
- 11. Языковая личность, вторичная языковая личность
- 12.Язык как знаковая система
- Литература
- Тема 5. Система и структура языка
- Литература
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 3. Искусственные языки
- 4. Лингвостатистические методы
- Литература
- Тема 7. Основные лингвистические методы
- 1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке
- 2. Сравнительно-исторический метод
- 3.Другие лингвистические методы
- Литература