(Речевой )Навык
является необходимым фактором и условием формирования умения, успешности протекания деятельности. Речевое умение- это способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач на основе выработанных навыков и приобретенных знаний.
В зарубежной методике понятия не дифференцируются и обозначаются терминов skills.
(ЛК) – Во время совершения речевой деятельности сознание направлено не на способ реализации деятельности, а на цель деятельности. Навыки м.б. языковые (основанные на знании правил) и речевые – основанные на динамических стереотипах.
Навыки м.б. однотипными. По мере выполнения деятельности усложняются, так как составляющие деят-сти растут.
Виды навыков:
-Речевые
-Двигательные
-Двигательно-речевые (письмо)
Существуют 3 базовых вида речевых навыков
лексические (Говорение, чтение, ауд-е,письмо)
грамматические
произносительные ( в письме – пунктуация).
Речевая деятельность:
-продуктивная
рецептивная
Умение
Сознательная деятельность, основанная на системе подсознательно функционирующих действий и направленная на решение коммуникативных задач.
6 основных качеств умений:
целенаправленность (определяет стратегию речи)
динамичность
продуктивность (благодаря ей речь называется творческой)
интегративность (автоматическое умение интегрируется в неавтоматическое: жизненный опыт,эмоц. Сфера+навыки разного характера, навыки различной степени интегрированности→св-во интегрированности умения). Инт- сть опирается на качество устойчивости сост-их его навыков.
Иерархичность: операционный уровень (план) (навык) – мотивационно-мыслительный (опыт, знание, эмоции) – предметно-содержательный план
самостоятельность умения – автономность речевого умения (независимость от родного языка); независимость от непосредственно воспринимаемых опор, подсказок (слов, плана деятельности))
Качества умения ( то же самое): целенаправленность умения –1) направленность в сторону воздействия на собеседника. Определяет стратегию и тактику речи.2) динамичность – способность экстренного нахождения способов решения задач,корни динамичности в качестве навыка, гибкость,3) продуктивность (основана на репродукции воспроизведения) – заключается в том, что всякий раз создаются не имевшие ранее места сочетания речевых ед-ц, а стереотипные элементы(заученные) трансформируются адекватно целив данной ситуации.4) иерархичность, 5) самостоятельность , 6) интегрированность – спаянность, синтез навыков. В речевых умениях интегрируются:
-навыки разного характера (лексико-грамматические, произносит)
навыки разной степени автоматизированности
неавтоматизируемые компоненты (жизненный опыт, знание предмета, эмоц. сфера)
Интегрирование опирается на устойчивость навыков.
В отличие от навыка, умение – способность мобилизовать свой опыт, , это синтез навыков, более высокая степень владения материалом , регулирование действий, отношений.
Виды умений – (д/ средней школы)
говорить, формулировать свои мысли
писать, письменно выражаться
читать, понимать речь в ее графическом выражении, смысл
аудировать (понимать речь в ее слуховом выражении)
Умение говорить – навыки лексические, грамматические, произносительные.
Условия формирования навыков →умений: Пассов:
1)предваряющее слушанье речи. Восприятие речи сопровождается мысленным проговариванием.
2)имитация (1-я стадия усвоения материала) нужна, чтобы был стимул, д. б. осмысленнолй.
3)использование механизма аналогии
4)использование непроизвольного запоминания
5)многообразие ситуативных условий
6)одноязычность упражнений
7)системность работы мозга
Условия развития умений
1)связь речевой задачи с мыслительной (проблемность обучения)
2)мотивированность речевых поступков (учитывая возрастные особенности)
3)ситуация в общем контексте деятельности
4)индивидуализация ситуаций
5)вариативность ситуации и материала
6)сапостоятельность продуциента/реципиента от всяких опор
как соотносятся навыки и умения
Беляев «знания надо предпосылать деятельности». Богоявленский: Если ученикам не сообщать правил, они создадут их сами, другое дело, каково будет качество.
Блумфильд: в языке знание – все – знание – ничто. Пассов: навык начертания буквы,
Навык артикуляции звука, навык упреждения синтаксической структуры.
Роль, место и хар-р правил определяется в каждом отдельном случае в зависимости от хар-ра навыка и от др. факторов (возраст, этап обучения, речевой опыт).
Логика формирования навыков
Все навыки в своем формировании проходят ря стадий, как и умения.
Навыки – формируют и совершенствуют.
Умения – развивают.
Схема работы над разговорной темой
- 2. Методика и ее базисные науки. Роль этих наук в развитии методики. Связь методики оия со смежными науками.
- Психология речи - методика –
- 3. Цели и содержание обучения иностранным языкам в средней школе. Динамика целей (в советской школе).
- 4. Методические принципы обучения иностранным языкам (словарь с. 23)
- Частнометодические принципы
- Семинар 2 основные методические категории и понятия
- Базисные категории м:
- 4 Подхода:
- Речевое умение
- Знание –
- Упражнение –
- Семинар характеристика современных методов обучения ия
- 4 Подхода у св:
- Часть II. Обучение основам речевой деятельности раздел а. Формирование навыков. Семинар обучение произношению
- Произношение
- Задача:
- Содержание оп:
- Трудности.
- Принципы:
- Методика оп.
- Этапы овладения произношением
- Контроль -
- Может происходить при использовании любых вышеуказанных упр-ий
- Сложность обучения обусловлена определенными психофзиологическими особенностями:
- Упражнения:
- Литература
- Обучение лексике
- Любой говорящий производит 2 операции
- Работа над иноязычным словом должна обеспечить
- Приемы семантизации –
- У пражнения на применение лексики
- Обучение аудированию
- Обучение говорению
- 2.3.Классификация речи на продуктивную и репродуктивную.
- 2.2.Классификация речи на подготовленную и неподготовленную.
- 2.4.Классификация речи по принципу количества коммуникантов:
- Цели и содержание обучения говорению в сш.
- 4Методика обучения говорению.
- Принципы ситуативности
- Обучение монологу.
- Обучение диалогической речи.
- Контроль речевых умений
- Обучение чтению
- 7 Недостатки в обучении чтению:
- Урок как основной компонент учебного процесса
- (Речевой )Навык