logo
Роль речевой коммуникации в

Техника речи.

Техническая сторона речи, прежде всего, важна в тех областях, которые непосредственным образом связаны с искусством слова, с актерским мастерством. Круг вопросов, связанных с проблемой слова в искусстве актера, широк и многообразен. Авторский замысел воплощается в пьесе различными средствами.

Стилистическое своеобразие произведения, речевая характерность, отражающая в себе систему мышления героев, и многие другие особенности речи играют огромную роль в создании полноценного сценического произведения. Эти особенности должны быть переданы в спектакле, они должны найти яркое выражение в речи исполнителей. Именно поэтому существует необходимость в специальной дисциплине, которая берет на себя разработку важнейших компонентов речевого материала.

Однако совершенствование речевой техники, входящее в систему подготовки актера, может быть чрезвычайно полезным в общей работе над правильной речью. Это в первую очередь речевая техника, то есть то обязательное, необходимое качество, которое помогает воплотить и донести переживания героя до зрителя в совершенной художественной форме. Отработанная техника речи должна обеспечить простоту и благородство формы – "музыкальность, выдержанный, верный и разнообразный ритм, хороший, спокойно передаваемый внутренний рисунок мысли или чувства".

Дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные закономерности устной речи — вот те стороны речевого мастерства, которыми должен овладеть любой, кто использует речь в качестве инструмента воздействия на слушателя. Каким путем можно добиться совершенной речевой техники? Как создать верные навыки использования речевых возможностей в творческой практике и публичных выступлениях?

При овладении сценической речью необходимо заниматься словом в его тесной связи с содержанием. Работая над словом в роли, надо идти от авторской мысли, добиваться создания верной формы через овладение сущностью. Главная цель занятий сценической речью — научиться мастерству слова в процессе исполнения роли.

Для развития умения воздействовать на слушателя так же, как и для мастерства актера, необходимо глубокое проникновение в сущность предмета, которому посвящено публичное выступление. Кроме этого, речевой материал, представленный вниманию слушательской аудитории, должен быть отточенным в плане речевой техники.

В любом случае, драматургический материал незаменим. Однако хорошо воспитывать речевую технику только на драматургическом материале и непосредственно в процессе репетиционной работы порой затруднительно, а то и просто невозможно. Работа над речью требует индивидуального подхода, специальных усилий. Тренировку, закрепление верных речевых навыков в повседневной практике удобнее, проще и целесообразнее вести «от себя», а не «от образа». Это возможно при условии, когда не стоят сложнейшие задачи перевоплощения, требующие решения вопросов, которые возникают при работе над ролью.

Поэтому в качестве материала целесообразно использовать прозаические и стихотворные художественные произведения самых различных жанров и авторов. Какие дополнительные возможности открывает такой выбор материала, предмет особого рассмотрения. Следует лишь заметить, что для воспитания речевого мастерства литературно-художественный материал, который является основой иного жанра сценического искусства — художественного слова, является хорошим подспорьем.