Обучение диалогической речи.
Особенности диалога: форма социально-речевого взаимодействия, речевого общения, направленного на реализацию сотрудничества между людьми в процессе совместной деятельности.
Характеристики диалога:
диалог конструируется 2-мя или несколькими собеседниками, соответственно каждый собеседник выступает в качестве слушающего и говорящего.
Эмоциональность, экспрессивность.
Активное использование мимики и жестов
Спонтанность, т.е. неподготовленность.
Обязательная необходимость слежения за собеседником
Частая смена тем
Малая развернутость высказываний (свернутость высказываний - эллипсы)
Моменты, облегчающие понимание диалогической речи.
1 )общность ситуации
2)совместный опыт говорения
3)ведут к предсказуемости реакции собеседника
4)возможность опереться на жесты, мимику
5)закрепленность ролей в диалоге
6)типичные для диалога клише и повторы
Моменты, осложняющие понимание диалогической речи - все то, что сказано в характеристике диалогов: экспрессивность и т.д.
Диалог можно разбить на несколько типов в зависимости от установки на личностные отношения коммуникации или взаимодействия партнеров:
Модальные выражают отношение, 1) одномодальные (диалог-унисон) 2. полимодальные (диалог-полемика).
Диктальные направлены на получение и сообщение информации и ее уточнения. 1) диалог-договор;2) -----обмен впечатлениями; 3)------выражение чувств; 4) ----планирование.
В методике дискутируется вопрос о том, каким вопросам и ответам должны обучать уч-ся: полным или неполным? В реальной речи мы используем неполные формы. Методисты утверждают, что нужно обучать неполным. Другие утверждают, что надо обучать правильному языку, а из полной формы всегда можно сделать неполную. Обучать надо и той и другой формам.
Способы обучения диалогической речи.
Дедуктивный – предполагает обучение, начиная с целого диалогического единства – образца. Это диалог- образец, он является эталоном. Сначала он предъявляется на прослушивание, затем сами уч-ся его читают и заучивают его. Вслед за этим может варьироваться лексическое наполнение.
Однако эти вариации не являются принципиальным.
«+» этого способа – система языка усваивается сверху вниз; уч-ся идут от целого блока к частным фразам – это облегчает запоминание языкового материала и соответственно использование его потом.
«-»
невозможно выучить такое количество диалогов, которое обеспечило бы все коммуникативные потребности.
У уч-ся не развивается способность самостоятельно использовать материал в речи, т.е. мы обрекаем уч-ся общаться в рамках узкой тематики представленных диалогов.
Путь от общего к частному м. привести к автоматизации навыков в той взаимосвязи, которая присутствует в данном диалоге.
Механическое заучивание целого диалога ограничивает диалогическое взаимодействие в новых условиях.
Индуктивный способ предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе речевой ситуации.
представление к анализу двух единств.
Комбинирование реплик на основе функциональных связей
Грамматическое и лексическое преобразование реплик
Воспроизведение диалога не носит механического характера, так как меняются коммуникативные задачи и диалог каждый раз преобразуется. Заучивание используется для усвоения отдельного материала: клише, извенения, приветствий, формул вежливости.
способ менее жесток
требует от уч-ся лабильности и пластичности навыков
требует сознательного конструирования диалога
Этот способ завоевывает все больше сторонников, так как результат предполагает всестороннее развитие.
Для владения диалогической речью нужно обучить уч-ся реакции не только на опорную реплику, также должны присутствовать упражнения, где уч-ся должны уметь начинать разговор.
Кроме этого усложнение в обучении диалогической речи предполагает:
обогащение тематики
разнообразие структурных (? Моделей)
изменение характера связей между начальной и ответной репликами
увеличение общего объема диалога
При этом рекомендуются следующие виды диалогов
обмен информацией
запрос информации или уточнение
планирование совместных действий
спор, полемика
обмен впечатлениями, репликами
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (для обучения диалогической речи)
найдите из двух предложенных ответных реплик подходящую.
назовите (спорную) реплику к данной.
отреагируйте согласием на согласие, приветствием на приветствие.
выразите несогласие.
потребуйте уточнить сообщение.
дополните сообщение.
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – обеспечивают практику в конкретном виде и форме коммуникации. При индуктивном способе присутствуют два вида упражнений.
!!! В методике нет готовой модели обучению говорению: зависит от методического мастерства учителя.
- 2. Методика и ее базисные науки. Роль этих наук в развитии методики. Связь методики оия со смежными науками.
- Психология речи - методика –
- 3. Цели и содержание обучения иностранным языкам в средней школе. Динамика целей (в советской школе).
- 4. Методические принципы обучения иностранным языкам (словарь с. 23)
- Частнометодические принципы
- Семинар 2 основные методические категории и понятия
- Базисные категории м:
- 4 Подхода:
- Речевое умение
- Знание –
- Упражнение –
- Семинар характеристика современных методов обучения ия
- 4 Подхода у св:
- Часть II. Обучение основам речевой деятельности раздел а. Формирование навыков. Семинар обучение произношению
- Произношение
- Задача:
- Содержание оп:
- Трудности.
- Принципы:
- Методика оп.
- Этапы овладения произношением
- Контроль -
- Может происходить при использовании любых вышеуказанных упр-ий
- Сложность обучения обусловлена определенными психофзиологическими особенностями:
- Упражнения:
- Литература
- Обучение лексике
- Любой говорящий производит 2 операции
- Работа над иноязычным словом должна обеспечить
- Приемы семантизации –
- У пражнения на применение лексики
- Обучение аудированию
- Обучение говорению
- 2.3.Классификация речи на продуктивную и репродуктивную.
- 2.2.Классификация речи на подготовленную и неподготовленную.
- 2.4.Классификация речи по принципу количества коммуникантов:
- Цели и содержание обучения говорению в сш.
- 4Методика обучения говорению.
- Принципы ситуативности
- Обучение монологу.
- Обучение диалогической речи.
- Контроль речевых умений
- Обучение чтению
- 7 Недостатки в обучении чтению:
- Урок как основной компонент учебного процесса
- (Речевой )Навык