logo
ЛЕКЦИИ ПО МЕТОДИКИ

Обучение диалогической речи.

Особенности диалога: форма социально-речевого взаимодействия, речевого общения, направленного на реализацию сотрудничества между людьми в процессе совместной деятельности.

Характеристики диалога:

Моменты, облегчающие понимание диалогической речи.

1 )общность ситуации

2)совместный опыт говорения

3)ведут к предсказуемости реакции собеседника

4)возможность опереться на жесты, мимику

5)закрепленность ролей в диалоге

6)типичные для диалога клише и повторы

Моменты, осложняющие понимание диалогической речи - все то, что сказано в характеристике диалогов: экспрессивность и т.д.

Диалог можно разбить на несколько типов в зависимости от установки на личностные отношения коммуникации или взаимодействия партнеров:

Модальные выражают отношение, 1) одномодальные (диалог-унисон) 2. полимодальные (диалог-полемика).

Диктальные направлены на получение и сообщение информации и ее уточнения. 1) диалог-договор;2) -----обмен впечатлениями; 3)------выражение чувств; 4) ----планирование.

В методике дискутируется вопрос о том, каким вопросам и ответам должны обучать уч-ся: полным или неполным? В реальной речи мы используем неполные формы. Методисты утверждают, что нужно обучать неполным. Другие утверждают, что надо обучать правильному языку, а из полной формы всегда можно сделать неполную. Обучать надо и той и другой формам.

Способы обучения диалогической речи.

Дедуктивный – предполагает обучение, начиная с целого диалогического единства – образца. Это диалог- образец, он является эталоном. Сначала он предъявляется на прослушивание, затем сами уч-ся его читают и заучивают его. Вслед за этим может варьироваться лексическое наполнение.

Однако эти вариации не являются принципиальным.

«+» этого способа – система языка усваивается сверху вниз; уч-ся идут от целого блока к частным фразам – это облегчает запоминание языкового материала и соответственно использование его потом.

«-»

Индуктивный способ предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе речевой ситуации.

Воспроизведение диалога не носит механического характера, так как меняются коммуникативные задачи и диалог каждый раз преобразуется. Заучивание используется для усвоения отдельного материала: клише, извенения, приветствий, формул вежливости.

Этот способ завоевывает все больше сторонников, так как результат предполагает всестороннее развитие.

Для владения диалогической речью нужно обучить уч-ся реакции не только на опорную реплику, также должны присутствовать упражнения, где уч-ся должны уметь начинать разговор.

Кроме этого усложнение в обучении диалогической речи предполагает:

При этом рекомендуются следующие виды диалогов

  1. обмен информацией

  2. запрос информации или уточнение

  3. планирование совместных действий

  4. спор, полемика

  5. обмен впечатлениями, репликами

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (для обучения диалогической речи)

  1. найдите из двух предложенных ответных реплик подходящую.

  2. назовите (спорную) реплику к данной.

  3. отреагируйте согласием на согласие, приветствием на приветствие.

  4. выразите несогласие.

  5. потребуйте уточнить сообщение.

  6. дополните сообщение.

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – обеспечивают практику в конкретном виде и форме коммуникации. При индуктивном способе присутствуют два вида упражнений.

!!! В методике нет готовой модели обучению говорению: зависит от методического мастерства учителя.