3. Искусственные языки
Интерлингвистика – это особая лингвистическая дисциплина, решающая вопрос об организации эффективной коммуникации в многоязычном мире и перспективах языкового развития человечества. Областью научного интереса интерлингвистики является выработка принципов и методов создания искусственных языков.
Идея создания всемирного искусственного языка возникла давно, с того времени как человек осознал факт многоязычия мира и столкнулся с практическими неудобствами, связанными с ними. Создание единого языка – задача не только научно-теоретическая, но и социальная. На протяжении всей истории человечества то и дело возникала идея создания такого языка, которая обосновывалась практической потребностью общества. Однако языки, созданные в средние века, в XVII–XVIII веках остались лишь экспериментом. В XIX веке при развитии капитализма связи между государствами усиливались, и люди стали чаще ощущать практическую потребность в создании единого искусственного языка, который бы упростил межнациональное общение.
В 1879–1880 Иоганн Шлейхер создал искусственный язык воляпюк путем контаминации и усечения слов, взятых из романо-германских языков, и предельного упрощения грамматики. Это первый искусственный язык, который получил достаточно широкое распространение: им овладело около 210 тысяч человек, издавалось 30 газет и журналов, было переведено 300 литературных произведений. Несмотря на кажущуюся простоту, для искусственного языка воляпюк был труден. В нем отсутствовала фундаментальная научная основа словотворчества.
В 1887 году варшавский врач-окулист Людвиг Заменгоф изобрел новый интернациональный язык эсперанто. Это была удачная попытка создания искусственного языка. Эсперанто прост в грамматическом отношении (16 правил), логичен в словообразовательном плане. Части речи определяются по окончанию, прибавляемому к основе. У глаголов всего три простых времени. Эсперанто завоевал широкую популярность. Многие великие люди изучали и пользовались эсперанто: Жюль Верн, Альберт Эйнштейн, Максим Горький. Крупнейшая эсперантистская библиотека в Лондоне насчитывает десятки тысяч названий. В 1987 отмечался 100-й юбилей эсперанто. Несмотря на то, что множество людей во всем мире владеют этим языком, нельзя сказать, чтобы эсперанто действительно стал всеобщим языком. Конечно, он решает практическую проблему межъязыкового общения, но, к сожалению, лишь в ограниченных сферах. Как правило, эсперанто пользуются специалисты-коллекционеры (филателисты, нумизматы и др.) или те, кто занимается им просто «из любви к искусству».
Эсперанто не остался единственным искусственным языком Земли. В 1907 году было осуществлено его реформирование в области словообразования, и в итоге, появился язык идо. В настоящее время известны свыше 500 проектов нового искусственного языка.
Идет много споров – за и против – создания искусственных языков. Сторонники искусственного языка говорят о предельной логичности, простоте грамматики, непротиворечивости лексической системы (отсутствие синонимов, омонимов), отсутствие трудностей в усвоении и некоторые другие.
Противники искусственного языка весьма убедительно говорят о недостатках: в искусственных языках отсутствует идиоматика, обусловливающая неповторимость каждого естественного языка. Кроме того, принятие искусственного языка означает отрыв от всей мировой культуры, переход на искусственный язык потребует больших материальных затрат (перевод огромной массы информации, переучивание преподавателей и тому подобное).
Решение основной проблемы интерлингвистики (создание единого искусственного языка) остается пока гипотетичным. Поэтому в настоящее время говорят о двух типах языков:
Языки с предельно широкими функциями типа эсперанто;
Языки с предельно узкими функциями, лишенными звуковой формы – абстрактные машинные языки, языки – посредники при машинном переводе, алгоритмические языки программирования для ЭВМ.
В ближайшее время наиболее реально использование языков именно этого типа.
- Теория языка
- Печатается по решению
- Ббк 81.0 я 73
- Оглавление
- Введение
- Содержание курса «общее языкознание»
- Тема 5. Система и структура языка
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 2. Современная структура знаний о языке.
- 3. Место и роль языкознания в системе наук
- 4. Значение теоретических исследований.
- Литература
- Тема 2. Текст и коммуникация
- 4. Текст и коммуникация
- 6. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента
- Литература
- Тема 3. Социальная обусловленность языка
- 1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка
- 2.Специфика обслуживания общества языком.
- 3.Социолингвистика, её методы и задачи
- 4.Понятие языковой ситуации, языковой политики,
- 5.Язык и культура, язык и этнос.
- Литература
- Тема 4. Язык и мышление
- 1.Проблема соотношения языка и мышления.
- 2.Когнитивные науки. Когнитивная психология
- 3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности
- 4.Развитие речи
- 5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности
- 6. Виды знаний и особенности их функционирования
- 7. Прецедентные феномены
- 8. Проблемы продуцирования и понимания речи
- 9. Двуязычие
- 10. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира
- 11. Языковая личность, вторичная языковая личность
- 12.Язык как знаковая система
- Литература
- Тема 5. Система и структура языка
- Литература
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 3. Искусственные языки
- 4. Лингвостатистические методы
- Литература
- Тема 7. Основные лингвистические методы
- 1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке
- 2. Сравнительно-исторический метод
- 3.Другие лингвистические методы
- Литература