Предисловие
Курс лекций по методике обучения русскому языку как иностранному является коллективным курсом, который читается студентам — будущим преподавателям русского языка как иностранного, магистрантам и аспирантам кафедры межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
В содержании курса лекций представлены новые тенден-, ции в методике преподавания иностранных языков, связанные с изменениями социально-политической ситуации в России после 1991 г., что подтверждает зависимость методики преподавания иностранных языков от состояния общества и его задач. В курсе учтены достижения методической мысли отечественных и зарубежных исследователей последнего десятилетия. Отдельные фрагменты лекций были прочитаны в качестве докладов на VIII (Регенсбург), IX (Братислава), X (Санкт-Петербург) Конгрессах Международной Ассоциации преподавателей русского языка и литературы, а также на других научно-практических конференциях.
Концепция курса отражает направление научной и методической деятельности кафедры межкультурной коммуникации РГПУ им. А.И. Герцена — психосоциолингвистические проблемы обучения русскому языку как иностранному.
Авторы курса: 1.1—1.4 — проф. Л.В. Московкин, 1.5 — проф. И.П. Лысакова и проф. Л.И. Харченкова, 1.6 — проф. С.А. Вишнякова, 2.1 — доц. О.Г. Розова и доц. М.Б. Хрымова, 2.2 — доц. Л.А. Вольская и доц. И.О. Рогожина, 2.3 — доц. Т.Н. Матвеева и доц. С.А. Хамшовски, 2.4 — проф. И.П. Лысакова, 2.5 — проф. Л.И. Харченкова, 2.6 — проф. Г.М. Васильева и проф. И.П. Лысакова, 3.1 — проф. Л.В. Московкин, 3.2 — проф. О.В. Канарская, 3.3 —доц. Т.Ю. Уша, 3.4 — проф. Л.В. Московкин, приложение — проф. И.П. Лысакова.
Научная редакция курса осуществлена заведующей кафедрой межкультурной коммуникации профессором, доктором филологических наук И.П. Лысаковой.
1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
КАК ИНОСТРАННОГО
Методика обучения иностранцев
русскому языку как наука
Методика обучения русскому языку как иностранному является педагогической наукой. Она входит в цикл педагогических наук и тесно связана с каждой из них, прежде всего — с дидактикой. У дидактики и методики имеется один и тот же объект исследования — вся совокупность явлений и процессов, связанных с обучением. Однако предметы исследования у них разные. Дидактика изучает общие вопросы обучения независимо от специфики конкретного учебного предмета. Методика исследует вопросы обучения конкретному учебному предмету, в данном случае — учебному предмету «Русский язык как иностранный». Отношения между дидактикой и методикой — это отношения между общей и частной теориями обучения.
Связь методики с дидактикой проявляется в общности категориального аппарата, с помощью которого описываются разные стороны процесса обучения. И той и другой наукой используются понятия целей, содержания, методов, принципов, средств обучения и др. Каждое методическое понятие глубже, чем соответствующее дидактическое, так как наряду с общими оно содержит специфические для методики компоненты. Например, принципами обучения методист понимает не только дидактические, общие для всех учебных предметов, но и специфические для методики принципы: коммуникативности, учета родного языка и др.
Еще одно проявление связи методики с дидактикой — в единстве основных методов научного исследования, таких как изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, устный и письменный опросы, тестирование, опытное обучение, эксперимент. Методика обучения русскому языку как иностранному использует и специфические методы научного исследования — из области лингвистики: анализ формы, значения и употребления языковых явлений, сопоставление явлений родного и русского языков и др.
У методики обучения русскому языку как иностранному имеются общие черты с методикой обучения русскому языку как родному, однако отличия этих методик настолько существенны, что не позволяют считать их одной наукой. Различные по своей психологической сути процессы изучения родного и иностранного языков обусловливают разный характер целей, содержания, методов обучения и других категорий этих наук.
Много общего у методики обучения русскому языку как иностранному с методиками обучения другим иностранным языкам, в частности в области методов, приемов и средств обучения. Однако каждый язык обладает своей внутриструктурной спецификой, и перенос приемов обучения одному языку в область обучения другому без учета этой специфики не всегда целесообразен. Кроме того, обучение русскому языка как иностранному в России отличается от обучения иностранным языкам тем, что оно осуществляется в условиях языковой среды, что, с одной стороны, облегчает овладение речевой деятельностью, а с другой стороны, может препятствовать становлению речевых навыков, особенно на начальных стадиях обучения. Учет естественной языковой среды как важного фактора, влияющего на эффективность учебного процесса, — особенность методики обучения русскому языку как иностранному.
Методика обучения русскому языку как иностранному связана не только с педагогическими науками, но также с лингвистикой и психологией. Данные лингвистики позволяют корректно определить содержание учебного предмета «Русский язык как иностранный», решить вопросы организации учебного материала, выделения единиц обучения, наполнения упражнений и текстов и др. Данные психологии, в частности психологии обучения неродному языку, дают возможность установить характеристики речевой деятельности как объекта овладения иностранными учащимися в курсе русского языка, психологические закономерности формирования речевых навыков и умений, факторы, воздействующие на процесс обучения и обеспечивающие его эффективность. Важны для методики и результаты исследований психологических характеристик участников процесса обучения — преподавателя и учащихся.
Педагогика, лингвистика и психология являются базовыми науками для методики обучения русскому языку как иностранному. Без них методика не может существовать и плодотворно развиваться. Способствует также развитию методики взаимодействие ее с другими областями научного знания. К ним
относятся: теории коммуникации, информации, общая теория систем, математическая статистика и др.
Методикой обучения русскому языку как иностранному пройден большой путь с момента зарождения до наших дней. В 20-х годах прошлого столетия в России началось массовое обучение русскому языку в национальных средних школах, а также вузовское обучение студентов нерусских национальностей и иностранных граждан. К этому же времени относятся и первые попытки научного осмысления процесса обучения русскому языку нерусских (Г.К. Данилов, А.В. Миртов, Н.В. Чехов и другие). Внимание ученых было направлено на вопросы научного обоснования целей и содержания обучения, анализа эффективности прямого и переводного методов, разработки приемов обучения произношению, лексике и грамматике, вопросы учета родного языка в процессе обучения. Особое внимание уделялось определению статуса методики как науки и ее связей с лингвистикой. Все эти направления получили развитие в 30-е годы XX в. Наиболее значительные научные результаты были достигнуты в области разработки методики на основе данных, полученных при сопоставлении русского и родного языков учащихся (С.И. Берн-штейн, Е.Д. Поливанов, Л.В. Щерба).
Новый виток в развитии методики пришелся на 50—60-е годы, когда в советских вузах значительно увеличилось число иностранных студентов. В вузах создаются кафедры и секции русского языка как иностранного, открываются подготовительные факультеты для иностранных граждан.
В этот период методика обучения русскому языку как иностранному получила свое дидактическое, лингвистическое и психологическое обоснование и окончательно оформилась как самостоятельная научная дисциплина. Были уточнены цели обучения и в соответствии с ними пересмотрено содержание обучения русскому языку, разработаны принципы отбора языкового материала и составлены первые научно обоснованные лексические и грамматические минимумы. Получили развитие вопросы обучения аспектам языка и видам речевой деятельности, сопоставительной методики и анализа художественного текста.
В 60-е годы внимание ученых направлено на разработку сознательно-практического метода применительно к обучению русскому языку как иностранному, сделаны попытки внедрить аудиовизуальный и аудиолингвальный методы обучения, а также метод программированного обучения. В середине 60-х
годов XX в. опубликованы первые методики обучения русскому
языку как иностранному: «Преподавание русского языка студентам-иностранцам» под редакцией И.М. Пулькиной — книга, в которой системно излагались основные вопросы методики, и «Методика преподавания русского языка иностранцам» под редакцией С.Г. Бархударова, подробно освещающая лингвистические основы обучения русскому языку. Появились программы для различных форм обучения, национально ориентированные учебники и учебники общего типа.
В1966 г. при МГУ был создан научно-методический центр русского языка, координирующий исследования в области изучения и преподавания русского языка как иностранного (в 1974 г. он реорганизован в Институт русского языка им. А.С. Пушкина). Начали регулярно выходить сборники научных статей по русскому языку как иностранному, ас 1967г. — журнал «Русскийязык за рубежом», предназначенный для советских и зарубежных преподавателей. В том же году основана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), объединившая усилия отечественных и зарубежных ученых в области изучения и преподавания русского языка и литературы.
70-е годы XX в. — период интенсивного развития методики. Это связано с расширением научных исследований вузовских кафедр и секций русского языка, а также Института русского языка им. А.С. Пушкина. В эти годы при ведущих вузах открываются отделения по подготовке преподавателей русского языка как иностранного, факультеты повышения квалификации и аспирантура, готовившая научные кадры по русскому языку и методике его преподавания. Методика испытывает влияние психологических теорий, в частности общей теории деятельности, психологии обучения и психолингвистики. Интенсивно развивается коммуникативно-деятельностное направление в методике, в рамках которого получает свое научное обоснование принцип коммуникативности — наиболее важный в методике. Ключевые вопросы методики в обобщенном виде представлены в трудах, посвященных проблемам обучения русскому языку как иностранному.
В те же годы получают научное обоснование лингвострано-ведческий аспект преподавания русского языка (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Ю.Е. Прохоров и другие), вопросы использования аудиовизуальных и технических средств обучения (Г.Г. Городилова, Г.С. Мисири, А.Н. Щукин), разрабатываются проблемы обучения научному стилю речи (О.Д. Митрофанова, Н.А. Мете, Т.В. Одинцова, Е.И. Мотина). Появляется
и первый в истории методики труд, в котором системно представлены основные методы обучения русскому языку как иностранному, — книга Капитоновой Т.И. и Щукина А.Н. «Современные методы обучения русскому языку иностранцев».
В 80—90-е годы XX в. усиливается внимание к разработке частных методик, соответствующих важнейшим профилям обучения: подготовительному, курсовому, филологическому, нефилологическому. Уточняются теоретические основы методики, появляются работы, посвященные обучению аспектам языка (С.А. Барановская, М.М. Галеева, З.Н. Иевлева, Н.А. Любимова, В.И. Остапенко, В.И. Половникова, Г.И. Рожкова, И.П. Слесаре-ва и др.), видам речевой деятельности (Л.С. Журавлева, М.Д. Зиновьева, Д.И. Изаренко, В.П. Павлова и другие), функциональным стилям (Е.А. Земская, О.Д. Митрофанова, С.А. Хавронина), русскому речевому этикету (Н.И. Формановская). Активно разрабатывается теория учебника русского языка как иностранного (А.Р. Арутюнов, М.И. Вятютнев). Важным событием стала публикация словаря методических терминов, который в значительной мере способствует упорядочению терминологии, используемой в научных трудах.
Выделяют следующие актуальные для современной методики проблемы:
описания коммуникативных потребностей студентов, обучающихся русскому языку в тех или иных условиях;
разработки учебных программ и учебников в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами по русскому языку как иностранному;
тестирования уровней владения языком;
лингвострановедения и лингвокультурологии;
индивидуализации обучения;
использования современных технических средств.
Остаются актуальными проблемы разработки лингвистических, в том числе социо- и психолингвистических, а также психолого-педагогических основ обучения русскому языку как иностранному.
- Русский язык как иностранный
- Авторы:
- 1. Общие вопросы теории преподавания
- 2. Обучение аспектам русского языка
- 3. Актуальные проблемы теории
- Предисловие
- Литература
- Вопросы и задания
- Основные понятия методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Психологические основы методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Лингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Социолингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- 1.6. Обучение речевой деятельности Специфика речевой деятельности в системе обучения языку
- Вопросы и задания
- Аудирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Говорение
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Государственные образовательные стандарты как руководство к владению видами речевой деятельности
- Часть I. Требования к конкретному уровню общего владения русским языком как иностранным.
- Часть II. Образец типового теста по русскому языку как иностранному. (Соответствующий сертификационный уровень.)
- Литература
- Обучение аспектам русского языка как иностранного
- 2.1. Фонетика русской речи
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.2. Грамматика
- Типы упражнений при обучении грамматике
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.3. Лексика Методические принципы организации лексического материала
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.4. Стилистика
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.5. Лингвострановедение
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.6. Лингвокультурология
- Лингвокультурология в кругу смежных дисциплин
- Антропоцентрическая сущность лингвокультурологии как научной филологической дисциплины
- Аксиологическая направленность лингвокультурологии как филологической дисциплины
- Лингвокультурологический аспект процесса обучения русскому языку как иностранному
- Литература
- Вопросы и задания
- 3. Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному
- 3.1. Основные методы научно-методического исследования
- Эксперимент с двумя независимыми переменными
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.2. Инновационные технологии в методике обучения рки Словарь понятий
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.3. Современные технические средства обучения рки
- Средства обучения
- Аудиосредства
- Аудиовидеосредства
- Мультимедийные средства
- Средства обучения и коммуникационные технологии
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.4.Тестирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература ко всему курсу
- Программа базового для магистрантов курса «Введение в лингвокультурологию» (52 аудиторных часа)*