3.2. Инновационные технологии в методике обучения рки Словарь понятий
Определение инновации как педагогической категории сводится к понятию новшества, введения нового (идеи или организации процесса) в образовательно-воспитательную среду. Между тем, инновация (лат. т — в, поVи8 — новый), в точном переводе с латинского не новое, а в новое. Это то самое чуть-чуть, которое смещает акцент с внешней стороны на глубинную, процессуальную.
Инновация — путь в новое мышление.
Как результат внимания к наметившемуся несоответствию усилий нормативного обучения духу времени возникла такая организация учебного процесса, как инновационное обучение. Его разработка подготовлена всем ходом развития дидактико-психологической и методической мысли и касается изменения стиля учебно-воспитательного процесса, типа овладения знаниями. Соотнесение понятий развивающее обучение, проблемное обучение, творчество с предполагаемыми возможностями инновационного обучения позволило определить его особенности, место и роль в обновлении методики как науки.
Инновационное обучение — учебно-воспитательная система функционирования положительных качеств раскрепощенной личности обучаемого и зона педагогического творчества педагога нового типа, результат целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности, связанной с поисками нового содержания образования и новых форм и средств обучения.
Инновационный подход — поиск резервов в недостаточно востребованной эмоциональной сфере учащихся.
На смену обучению по передаче и приобретению знаний приходят модели обучения, где характер деятельности учащихся при осуществлении учебного процесса протекает по схеме, заданной, выстроенной преподавателем, и может быть технологическим или поисковым. В рамках каждой модели ведется уточнение инновационной направленности.
В инновационном обучении выделяются инновации-модернизации и инновации-трансформации.
С помощью инноваций-модернизаций достигается гарантированный результат в рамках традиционной репродуктивной ориентации (технологическая модель). Преобразования, заложенные в инновациях-трансформациях, направлены на обеспечение исследовательского характера учебного процесса. Технологическая модель соответствует технократической культуре, поисковая — гуманистической. Технологичность и связанное с ней понятие воспроизводимость, равно как поиск и связанное с ним понятие творчество — ценности современной культуры. Общая направленность технологически выстроенного учебного процесса, его преобладающие ориентиры сводятся к предъявлению информации, эталонов усвоения и заключаются в обучающих процедурах, тогда как цель применения поисковой модели — расшифровка проблемы, ее исследование, поиск личных смыслов, превращение учебного процесса в инициируемое студентами усвоение нового.
На основе отечественного и зарубежного опыта инновационного подхода в обучении на современном этапе развития научной мысли предлагается новая поисково-технологическая модель. Она позволяет при обучении сохранить технологичность процесса и построить учебное взаимодействие с выходом за пределы репродуктивной ориентации, при этом учитывается не только рациональная, но и эмоционально-ценностная сторона познания.
Поисково-технологическая модель, построенная педагогом по законам инноватики, обеспечивает его технологией, которая в процессе обучения трансформируется в учебную технологию студента. Введение такой модели обучения предполагает единство функционирования рационального и эмоционального компонентов в процессе усвоения русского языка. Это единство можно считать залогом преобразования индивидуальной мен-тальности: во-первых, студента, работающего в инновационном режиме по поисково-технологической модели, во-вторых, педагога, организующего работу студента.
Инновационный подход позволяет организовать изучение русского языка как учебно-воспитательный процесс, представляющий методико-технологическую систему с целостными свойствами, в которой соблюдается последовательная ориентация на четко определенные цели. Обращение к философии образования, провозглашающей главным «выращивание мен-тальности», открывает путь сопоставления цели образования с его реальным результатом, т. е. путь корректировки используемых педагогических технологий с целью перехода от деклараций о пользе менталеобразующих функций образования к инструментально обеспеченным методикам реализации этих функций. В условиях изучения русского языка как иностранного «выращивание ментальности» предполагает диалог двух культур, исключающий ксенофобию — неприятие всего чужого и незнаемого.
Один из возможных путей изменения организации работы преподавателя и обучающихся — инновационное обучение. Инновационное обучение русскому языку — процесс познания теории языка и развитие речи, в котором знания усваиваются одновременно с умениями (языковыми, речевыми), что обеспечивается особой организацией изучения языка: способом развития речи, специальными дидактическими средствами и особой методикой и технологией.
Инновационная методика — это методика использования инновационных способов и дидактических средств, меняющая технологию учебного процесса. Ее главная задача — устранение противоречия между целью обучения, с одной стороны, и организацией содержания и процесса обучения, с другой. Инновационная методика — новый подход, в первую очередь, к организации этапа включения в деятельность, к развитию положительной мотивации учения, к возможностям интенсификации и оптимизации обучения. Это путь борьбы с формализмом, путь гуманизации учебного процесса.
Базу инновационной методики составляют:
психологические принципы организации учебного процесса и принципы развивающего обучения;
теоретические положения дидактики средств обучения, педагогики творчества;
этапы и звенья творческого процесса как механизма развития, связь механизмов творческого мышления с деятельностью правого полушария, локализующего мир воображения, язык образов;
противоречие — основное звено проблемного обучения;
эмоциональная память;
• теория поэтапного формирования умственных действий (3-й тип) и элементы творческого метода К.С. Станиславского.
Инновационная методика обучения русскому языку — новый виток в развитии методики русского языка как науки творческой.
Инновационная методика обучения русскому языку решает задачу несоответствия целей современного образования условиям протекания учебно-познавательной деятельности, разрабатывает пути преподнесения лингвистического содержания. Эти пути связаны с выдвижением инновационных способов обучения, обоснованием особой функции наглядности и использованием в обучении инновационных опор.
Инновационная методика обучения русскому языку открывает большие возможности для познания резервов личности и развития ее лингвистического и речевого потенциалов, коммуникативной компетентности.
При инновационном подходе обнаруживается умение студента опереться на старые знания при добывании новых, определенным способом «упакованных». Это ведет к активному самостоятельному добыванию студентом знаний и укреплению вырабатываемых на этой основе навыков. Следовательно, разработку инновационных методов изучения русского языка как иностранного целесообразно начинать с продвинутого этапа обучения, тогда как инновационные упражнения целесообразны на всех этапах.
Инновационный стиль — выдвижение активных форм обучения, опора на диалог культур, влияние на формирование ментальных характеристик личности на нетрадиционно организованных занятий русского языка как иностранного.
Инновационное упражнение — вид учебной деятельности, формирующий «чувствительность к проблемам» и ставящий студента перед необходимостью активной и самостоятельной регуляции мыслительной деятельности на стадии инициации.
Инновационный тип овладения знаниями — результат изменения условий протекания учебной деятельности.
Главная закономерность инновационного обучения — зависимость образного восприятия инновационной наглядности от интенсивной работы механизма эмоционально-рациональной переработки лингвистического содержания, перекодированного средствами лингвистической метафоризации. Эта закономерность реализуется в творческом восприятии и усвоении знаний, в переводе потенциальных возможностей личности в актуальные; проявляется в организации речемыслительнои деятельности с целенаправленным учетом возможностей ассоциативных рядов; стимулируется потребностью в реализации коммуникативных возможностей студента.
Из закономерностей организации инновационного обучения русскому языку как иностранному вытекают принципы инновационного обучения:
• взаимосвязи рационального и эмоционального;
• коммуникативной достаточности. Это принцип развития речи, связанный с наличием или отсутствием в рабочем тексте, равного прозрачному ассоциативному ряду.
Приемы инновационного обучения — составные части инновационных методов, реализуемых специальными дидактическими средствами. К ним относятся приемы:
«немного вопроса»;
сосредоточенного наблюдения с целью креативного вдох новения;
ассоциативный;
составления (вычленения) тематической сетки текста и схе мы развертывания микротем устного и письменного текстов и др.
Методы инновационного обучения носят характер «языкового синтеза» (М.Р. Львов) и одновременно обеспечивают мотивацию к организации деятельности.
Инновационные методы совмещающие в себе имитационные свойства и коммуникативную направленность; основаны на конструировании. Это синтетические творческие методы, обеспечивающие содержательное, структурное и речевое единство изучения курса русского языка как иностранного. К инновационным методам относятся: метод проблемной наглядности; тесно связанный с ним инновационный метод лингвистической аллюзии (наметка); метод активизации ассоциативных связей.
Метод проблемной наглядности включают:
организацию поисковой активности и осуществление учебно-познавательной деятельности;
стимулирование учебной деятельности;
контроль и самоконтроль в обучении. Метод проблемной наглядности, основанный на применении инновационных опор, допускает одновременно теоретическое и теоретико-практическое изучение языка, а также практическое обучение речи. Это наглядно-словесно-практический метод.
Метод лингвистической аллюзии вырос из обращения к методу наблюдения (и его разновидности — методу едва заметной разницы); его реализует прием сравнения.
Метод активизации ассоциативных связей закономерно вырастает из речемыслительнои деятельности, протекающей на ассоциативной основе, и организован с учетом активного использования возможностей ассоциативных рядов; реализуется специальными инновационными приемами.
Систему инновационного обучения русскому языку составляют:
закономерности, принципы, методы и приемы в сочетании с системой инновационных средств, функционирующих на уроке — дидактической игре или уроке-исследовании в рамках способа метафоризации лингвистических сведений;
типология инновационных упражнений, обеспечиваемая способом инновационного развития речи.
Содержание инновационного обучения включает:
новый стиль обучения и новый тип мышления;
изменение педагогической технологии преподавателя и учебной технологии обучающегося.
Обучающийся выступает активным субъектом деятельности. Он вместе с педагогом идет к знаниям, вырабатывая одновременно умение прогнозировать результат учения.
Образование как процесс достижения определенных целей предполагает способы организации этого процесса. В зависимости от того, какие способы используются для достижения желаемой цели, говорят о выборе той или иной технологии.
Способ инновационного обучения — общее родовое понятие способов организации учебно-познавательной деятельности при инновационном подходе. Способ инновационного обучения основан:
на включении в процесс обучения эмоциональных сфер психики обучающегося;
на сочетании эмоционального и рационального, снятии психологических барьеров, связанных у иностранцев с эффектом кажущейся трудности темы, раздела, языка в целом;
на дедуктивном подходе к анализу частного в общем, обеспечивающем системное усвоение материала.
Способ инновационного обучения обеспечивает развитие у студентов способностей приобретать знания активным путем. Это синтетический способ — им достигается:
практическое постижение структуры деятельности на базе теории поэтапного формирования умственных действий;
перевод исполнительской деятельности на уровень продуктивного учебного творчества;
системное усвоение знаний и оптимальный уровень участия каждого в процессе обучения.
Способ организации инновационного изучения предмета русский язык как иностранный — способ особого предъявления лингвистического материала — включает:
способ метафоризации лингвистических сведений;
инновационный способ развития речи.
Модельное представление лингвистического материала способствует подведению интуитивных процессов к моменту скачка, обеспечивает развитие студента:
формирует лингвистический взгляд на систему языка;
влияет на языковое чутье;
учит применять полученные знания в новых условиях;
ведет к самоконтролю и развитию речи.
Способ метафоризации лингвистических сведений — инновационное средство наглядности. Он обусловлен возможностями лингвистической метафоры как семантической инновации и позволяет материализовать языковую систему в обобщенном системном образе. Способ метафоризации лингвистических сведений направлен на формирование образной логики и развитие лингвистического воображения, которые необходимы для развития лингвистических способностей учащихся.
Данный способ подготавливает переход учебно-познавательной деятельности с исполнительского на продуктивно-творческий уровень.
Способ инновационного развития речи реализуется в применении особой технологии обучения, основанной на эмоционально-логической обработке специального дидактического материала — текстов с «прозрачным» ассоциативным рядом.
Текст с «прозрачным» ассоциативным рядом — это результат речевой деятельности, который представляет собой дидактический материал, используемый как фундамент умения владеть текстовой теорией. Составляющие ассоциативного ряда в таком тексте одновременно выступают в качестве:
опорных слов — смысловой план, план текста, единство темы;
средств связности — структурный план, использование однотемной лексики, повторы; показателей коммуникативной целостности. Студенты овладевают умениями создавать текст практически.
Способ компьютерной поддержки опирается на программы-оболочки, позволяющие создавать необходимое программное обеспечение к уроку — дидактической игре, к уроку-исследованию, используя при этом весь спектр современных электронных технологий. Сценарий программы включает опорный текст или инновационную наглядность (картинку-опору, схему-опору) — необычный экспериментальный материал как информацию, которая интересна студенту, считывающему ее с монитора как виртуальную (лат. огПиаНз — возможная) реальность, позволяющую работать в наиболее привлекательном для каждого обучающегося темпе. Основная лингвистическая идея повторяется в программном обеспечении несколько раз, но в новых дидактических условиях, с привлечением нового материала и на более высоком уровне.
Эмоциональная память (аффективная память, память чувств) — вид памяти, отличающийся быстротой формирования, особой прочностью и непроизвольностью запоминания и воспроизведения.
Технология — это совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности в учебном процессе. Она сравнима с хорошо организованной ориентировочной основой.
Инновационная технология — технология, опирающаяся на науку инноватику и на ту сему слова технология, которая отражает его буквальный перевод с греческого как искусство учения.
Инноватика рассматривает любой вопрос повышения уровня образования в комплексе с точки зрения создания технологии, т. е. одновременно с организационной, материально-дидактической и структурной сторон.
Инновационная технология обеспечивает познавательную активность, формирует положительную учебную мотивацию и достигается особым способом организации лингвистического материала, в результате чего знания формируются одновремен-. но с умениями через метафоризацию лингвистических сведений на уроке — дидактической игре или уроке-исследовании, через специальные дидактические инновационные средства, через четко организованную ориентировочную основу, систему условий, которая позволяет студенту все частное усваивать как элемент системы и меняет тип его мышления.
Все изложенное не противоречит важнейшему положению теории деятельности — закону зависимости качества обучения от условий протекания учебного процесса и позволяет говорить о взаимодействии в учебном процессе, именуемом инновационным, двух технологий: педагогической технологии преподавателя и учебной технологии студента, мыслимого не объектом обучения, а субъектом деятельности.
Лингвистические основы инновационной методики обучения РКИ
При разработке лингвистических основ инновационной методики обучения русскому языку как иностранному следует учитывать «внутреннюю» лингвистику и экстралингвистику. В центре внимания должно оказаться обоснование не только содержания обучения, но и презентации учебного материала.
Поскольку при инновационном подходе в основе предъявления учебного содержания лежит метафоризация лингвистических сведений (семантическая инновация), критерием отбора языкового материала служит возможность доступно показать языковые закономерности в действии: через слово (единицу языка) и текст (единицу коммуникации), где слово проявляет все свои свойства и функциональные возможности. Определяющими ориентирами служат положения языкознания в сочетании
с коммуникативной лингвистикой, занимающейся разработкой общей теории текста и теории речевых актов;
с психолингвистикой, изучающей отношения между системой языка и языковой способностью;
с социолингвистикой, предмет которой — причины связи языка и общества;
с этнолингвистикой, рассматривающей отражение культуры народа в языке и сопоставляющей отражение тех или иных реалий в двух языках;
с лингвокультурологией, позволяющей показать воплощение в единицах языка культурнозначимой информации;
с учебной гомилетикой — исповедью, проповедью;
с коллоквиалистикой, как частью лингвистической стилистики, ведающей изучением повседневной неофициальной, разговорной речи.
Поисково-технологическая модель, совершенствуя владение логико-языковыми операциями как арсеналом логического мышления, способствует развитию умения образного мышления при осмыслении языковой теории и одновременном речевом развитии.
Ключевое значение при инновационном подходе в обучении русскому языку как иностранному придается конструированию и использованию средств наглядности, к которым предъявляются требования:
реализация функций управления познавательной деятельностью студента через аппарат эмоций;
поэтапная работа с каждым видом наглядности, обеспечивающая выработку умения сосредоточенного наблюдения за инновационной опорой с целью достигнуть результат через вдохновение на учебное открытие — при вводе лингвистических понятий, анализе языкового материала, продуцировании речевого высказывания на лингвистическую тему, самоконтроле и самооценке выполненных учебных действий.
активизация прошлого опыта и опоры на него при первичном восприятии и обработке информации, представленной в виде средства наглядности;
опора на интуитивный речевой опыт, активизирующий мыслительную деятельность и обеспечивающий ее перевод на продуктивно-творческий уровень.
Основные требования к разработке системы инновационных упражнений заключаются в активизации механизмов творческой деятельности, выработке языкового чутья, догадки, что предполагает трансформацию, контроль, оценку и отработку важнейших умений и навыков в области языка и речи, в том числе и инновационных.
Инновационное умение — готовность к самостоятельному выполнению действия, освоенного на исполнительском уровне, в новых дидактических условиях.
Главное инновационное умение — умение сосредоточенного наблюдения за нетрадиционно предъявляемым лингвистическим материалом с целью достижения результата как самостоятельного открытия через вдохновение.
Задача методики обучения русскому языку как иностранному состоит в том, чтобы, соблюдая условия инновационной организации обучения русскому языку как иностранному, обеспечить системное усвоение знаний, умений и навыков с опорой на эмоциональную память обучающегося.
Условия инновационной организации обучения русскому языку как иностранному:
• предъявление языкового материала в форме семантической инновации, т. е. в форме материализации лингвистической метафоры*, которая помогает учащемуся на положительном эмоциональном фоне;
получить четкие ориентиры в лингвистическом материале;
осознать взаимосвязь разных языковых явлений;
вооружить приемом научного анализа изучаемых фактов;
развивать способность рассуждать на лингвистические темы, что обеспечивает в итоге формирование языковых и речевых умений в их единстве;
использование разнообразных инновационных дидактических средств, учитывающих особенности изучаемого лингвистического материала и обеспечивающих последовательность и системность в работе и неизбежный переход от мотивированного участия в процессе познания к зрелым формам учебной мотивации при изучении русского языка: схема-опора, рисунок-опора, учебный видеоклип, опорный конспект, текст с «прозрачным» ассоциативным рядом;
проведение инновационного обучения русскому языку в форме урока-дидактической игры или урока-исследования, которые обеспечивают процесс взаимодействия учителя и ученика; отличительные черты этих уроков — сотрудничество и сотворчество;
введение поисково-технологической модели обучения, предполагающей единство функционирования рационального и эмоционального компонентов в процессе усвоения русского языка и обеспечивающий ученикам овладение «алгоритмом творческого учения»*.
Если процесс изучения русского языка как иностранного строится с учетом основных требований инновационного обучения, тогда
создается ситуация предвосхищения результата учения;
студенты обязательно (и добровольно) включаются в процесс познания и активно в нем участвуют на максимальном для каждого уровне успешности;
используется опора на эмоциональную сферу студента при восприятии им учебного материала, при предъявлении этого материала преподавателем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней; опора на эмоциональную память студента выступает союзником преподавателя, что может обеспечить знаниям надежную
* В инновационном обучении метафора — это ассоциация представлений, относящихся, в основном, к зрительной сфере восприятия.
* Алгоритм творческого учения — условный рабочий термин, принятый для обозначения перестройки мыследеятельности студента в инновационно организованном процессе обучения.
гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях, благодаря активизации механизмов творческой деятельности (ассоциативного, эвристического, механизма анализа через синтез, связи эмоционального с рациональным).
Итак, рассмотрена возможность обучения русскому языку как иностранному с учетом особенностей инновационной технологии, которая представляет собой одно из современных направлений, реализующих идеи развивающего обучения.
Поисково-технологическая модель обучения предполагает предъявление лингвистического материала в метафорическом ключе с целью облегчения процесса познания, обеспечения интереса к изучаемому и помогает решать проблему психологического настроя, индивидуализации обучения, формирования положительной учебной мотивации, лингвистической, коммуникативной и культурной компетенции за счет пересмотра условий, в которых функционирует операциональный компонент деятельности.
- Русский язык как иностранный
- Авторы:
- 1. Общие вопросы теории преподавания
- 2. Обучение аспектам русского языка
- 3. Актуальные проблемы теории
- Предисловие
- Литература
- Вопросы и задания
- Основные понятия методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Психологические основы методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Лингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Социолингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- 1.6. Обучение речевой деятельности Специфика речевой деятельности в системе обучения языку
- Вопросы и задания
- Аудирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Говорение
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Государственные образовательные стандарты как руководство к владению видами речевой деятельности
- Часть I. Требования к конкретному уровню общего владения русским языком как иностранным.
- Часть II. Образец типового теста по русскому языку как иностранному. (Соответствующий сертификационный уровень.)
- Литература
- Обучение аспектам русского языка как иностранного
- 2.1. Фонетика русской речи
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.2. Грамматика
- Типы упражнений при обучении грамматике
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.3. Лексика Методические принципы организации лексического материала
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.4. Стилистика
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.5. Лингвострановедение
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.6. Лингвокультурология
- Лингвокультурология в кругу смежных дисциплин
- Антропоцентрическая сущность лингвокультурологии как научной филологической дисциплины
- Аксиологическая направленность лингвокультурологии как филологической дисциплины
- Лингвокультурологический аспект процесса обучения русскому языку как иностранному
- Литература
- Вопросы и задания
- 3. Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному
- 3.1. Основные методы научно-методического исследования
- Эксперимент с двумя независимыми переменными
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.2. Инновационные технологии в методике обучения рки Словарь понятий
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.3. Современные технические средства обучения рки
- Средства обучения
- Аудиосредства
- Аудиовидеосредства
- Мультимедийные средства
- Средства обучения и коммуникационные технологии
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.4.Тестирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература ко всему курсу
- Программа базового для магистрантов курса «Введение в лингвокультурологию» (52 аудиторных часа)*