logo

3.2. Инновационные технологии в методике обучения рки Словарь понятий

Определение инновации как педагогической категории сво­дится к понятию новшества, введения нового (идеи или ор­ганизации процесса) в образовательно-воспитательную среду. Между тем, инновация (лат. т — в, поVи8 — новый), в точном переводе с латинского не новое, а в новое. Это то самое чуть-чуть, которое смещает акцент с внешней стороны на глубинную, про­цессуальную.

Инновация — путь в новое мышление.

Как результат внимания к наметившемуся несоответствию усилий нормативного обучения духу времени возникла такая организация учебного процесса, как инновационное обучение. Его разработка подготовлена всем ходом развития дидактико-психологической и методической мысли и касается изменения стиля учебно-воспитательного процесса, типа овладения зна­ниями. Соотнесение понятий развивающее обучение, проблем­ное обучение, творчество с предполагаемыми возможностями инновационного обучения позволило определить его особенно­сти, место и роль в обновлении методики как науки.

Инновационное обучение — учебно-воспитательная система функционирования положительных качеств раскрепощенной личности обучаемого и зона педагогического творчества педа­гога нового типа, результат целенаправленной, научно культи­вируемой междисциплинарной деятельности, связанной с по­исками нового содержания образования и новых форм и средств обучения.

Инновационный подход — поиск резервов в недостаточно востребованной эмоциональной сфере учащихся.

На смену обучению по передаче и приобретению знаний при­ходят модели обучения, где характер деятельности учащихся при осуществлении учебного процесса протекает по схеме, за­данной, выстроенной преподавателем, и может быть техноло­гическим или поисковым. В рамках каждой модели ведется уточнение инновационной направленности.

В инновационном обучении выделяются инновации-модер­низации и инновации-трансформации.

С помощью инноваций-модернизаций достигается гаранти­рованный результат в рамках традиционной репродуктивной ориентации (технологическая модель). Преобразования, за­ложенные в инновациях-трансформациях, направлены на обеспечение исследовательского характера учебного процес­са. Технологическая модель соответствует технократической культуре, поисковая — гуманистической. Технологичность и связанное с ней понятие воспроизводимость, равно как поиск и связанное с ним понятие творчество — ценности современной культуры. Общая направленность технологически выстроенно­го учебного процесса, его преобладающие ориентиры сводятся к предъявлению информации, эталонов усвоения и заключают­ся в обучающих процедурах, тогда как цель применения поиско­вой модели — расшифровка проблемы, ее исследование, поиск личных смыслов, превращение учебного процесса в инициируе­мое студентами усвоение нового.

На основе отечественного и зарубежного опыта инновацион­ного подхода в обучении на современном этапе развития науч­ной мысли предлагается новая поисково-технологическая мо­дель. Она позволяет при обучении сохранить технологичность процесса и построить учебное взаимодействие с выходом за пре­делы репродуктивной ориентации, при этом учитывается не только рациональная, но и эмоционально-ценностная сторона познания.

Поисково-технологическая модель, построенная педагогом по законам инноватики, обеспечивает его технологией, которая в процессе обучения трансформируется в учебную технологию студента. Введение такой модели обучения предполагает един­ство функционирования рационального и эмоционального ком­понентов в процессе усвоения русского языка. Это единство можно считать залогом преобразования индивидуальной мен-тальности: во-первых, студента, работающего в инновационном режиме по поисково-технологической модели, во-вторых, пе­дагога, организующего работу студента.

Инновационный подход позволяет организовать изучение русского языка как учебно-воспитательный процесс, представ­ляющий методико-технологическую систему с целостными свойствами, в которой соблюдается последовательная ориен­тация на четко определенные цели. Обращение к философии образования, провозглашающей главным «выращивание мен-тальности», открывает путь сопоставления цели образования с его реальным результатом, т. е. путь корректировки исполь­зуемых педагогических технологий с целью перехода от дек­лараций о пользе менталеобразующих функций образования к инструментально обеспеченным методикам реализации этих функций. В условиях изучения русского языка как иностран­ного «выращивание ментальности» предполагает диалог двух культур, исключающий ксенофобию — неприятие всего чужо­го и незнаемого.

Один из возможных путей изменения организации работы преподавателя и обучающихся — инновационное обучение. Инновационное обучение русскому языку — процесс познания теории языка и развитие речи, в котором знания усваиваются одновременно с умениями (языковыми, речевыми), что обес­печивается особой организацией изучения языка: способом раз­вития речи, специальными дидактическими средствами и осо­бой методикой и технологией.

Инновационная методика — это методика использования ин­новационных способов и дидактических средств, меняющая технологию учебного процесса. Ее главная задача — устранение противоречия между целью обучения, с одной стороны, и орга­низацией содержания и процесса обучения, с другой. Иннова­ционная методика — новый подход, в первую очередь, к орга­низации этапа включения в деятельность, к развитию положи­тельной мотивации учения, к возможностям интенсификации и оптимизации обучения. Это путь борьбы с формализмом, путь гуманизации учебного процесса.

Базу инновационной методики составляют:

• теория поэтапного формирования умственных действий (3-й тип) и элементы творческого метода К.С. Станиславского.

Инновационная методика обучения русскому языку — но­вый виток в развитии методики русского языка как науки творческой.

Инновационная методика обучения русскому языку реша­ет задачу несоответствия целей современного образования условиям протекания учебно-познавательной деятельности, разрабатывает пути преподнесения лингвистического содержа­ния. Эти пути связаны с выдвижением инновационных спосо­бов обучения, обоснованием особой функции наглядности и ис­пользованием в обучении инновационных опор.

Инновационная методика обучения русскому языку откры­вает большие возможности для познания резервов личности и развития ее лингвистического и речевого потенциалов, ком­муникативной компетентности.

При инновационном подходе обнаруживается умение сту­дента опереться на старые знания при добывании новых, опре­деленным способом «упакованных». Это ведет к активному са­мостоятельному добыванию студентом знаний и укреплению вырабатываемых на этой основе навыков. Следовательно, раз­работку инновационных методов изучения русского языка как иностранного целесообразно начинать с продвинутого этапа обучения, тогда как инновационные упражнения целесообраз­ны на всех этапах.

Инновационный стиль — выдвижение активных форм обуче­ния, опора на диалог культур, влияние на формирование мен­тальных характеристик личности на нетрадиционно организо­ванных занятий русского языка как иностранного.

Инновационное упражнение — вид учебной деятельности, формирующий «чувствительность к проблемам» и ставящий студента перед необходимостью активной и самостоятельной ре­гуляции мыслительной деятельности на стадии инициации.

Инновационный тип овладения знаниями — результат из­менения условий протекания учебной деятельности.

Главная закономерность инновационного обучения — зави­симость образного восприятия инновационной наглядности от интенсивной работы механизма эмоционально-рациональной переработки лингвистического содержания, перекодированного средствами лингвистической метафоризации. Эта закономер­ность реализуется в творческом восприятии и усвоении знаний, в переводе потенциальных возможностей личности в актуаль­ные; проявляется в организации речемыслительнои деятельно­сти с целенаправленным учетом возможностей ассоциативных рядов; стимулируется потребностью в реализации коммуника­тивных возможностей студента.

Из закономерностей организации инновационного обучения русскому языку как иностранному вытекают принципы инно­вационного обучения:

• взаимосвязи рационального и эмоционального;

• коммуникативной достаточности. Это принцип развития речи, связанный с наличием или отсутствием в рабочем тексте, равного прозрачному ассоциативному ряду.

Приемы инновационного обучения — составные части ин­новационных методов, реализуемых специальными дидак­тическими средствами. К ним относятся приемы:

Методы инновационного обучения носят характер «языко­вого синтеза» (М.Р. Львов) и одновременно обеспечивают моти­вацию к организации деятельности.

Инновационные методы совмещающие в себе имитационные свойства и коммуникативную направленность; основаны на кон­струировании. Это синтетические творческие методы, обеспе­чивающие содержательное, структурное и речевое единство изучения курса русского языка как иностранного. К иннова­ционным методам относятся: метод проблемной наглядности; тесно связанный с ним инновационный метод лингвистической аллюзии (наметка); метод активизации ассоциативных связей.

Метод проблемной наглядности включают:

Метод лингвистической аллюзии вырос из обращения к ме­тоду наблюдения (и его разновидности — методу едва заметной разницы); его реализует прием сравнения.

Метод активизации ассоциативных связей закономерно вы­растает из речемыслительнои деятельности, протекающей на ассоциативной основе, и организован с учетом активного ис­пользования возможностей ассоциативных рядов; реализуется специальными инновационными приемами.

Систему инновационного обучения русскому языку состав­ляют:

Содержание инновационного обучения включает:

Обучающийся выступает активным субъектом деятельности. Он вместе с педагогом идет к знаниям, вырабатывая одновре­менно умение прогнозировать результат учения.

Образование как процесс достижения определенных целей предполагает способы организации этого процесса. В зависимо­сти от того, какие способы используются для достижения же­лаемой цели, говорят о выборе той или иной технологии.

Способ инновационного обучения — общее родовое понятие способов организации учебно-познавательной деятельности при инновационном подходе. Способ инновационного обучения ос­нован:

Способ инновационного обучения обеспечивает развитие у студентов способностей приобретать знания активным путем. Это синтетический способ — им достигается:

Способ организации инновационного изучения предмета русский язык как иностранный — способ особого предъявле­ния лингвистического материала — включает:

Модельное представление лингвистического материала спо­собствует подведению интуитивных процессов к моменту скачка, обеспечивает развитие студента:

Способ метафоризации лингвистических сведений — инно­вационное средство наглядности. Он обусловлен возможностя­ми лингвистической метафоры как семантической инновации и позволяет материализовать языковую систему в обобщенном системном образе. Способ метафоризации лингвистических све­дений направлен на формирование образной логики и развитие лингвистического воображения, которые необходимы для раз­вития лингвистических способностей учащихся.

Данный способ подготавливает переход учебно-познаватель­ной деятельности с исполнительского на продуктивно-творчес­кий уровень.

Способ инновационного развития речи реализуется в приме­нении особой технологии обучения, основанной на эмоциональ­но-логической обработке специального дидактического мате­риала — текстов с «прозрачным» ассоциативным рядом.

Текст с «прозрачным» ассоциативным рядом — это резуль­тат речевой деятельности, который представляет собой дидак­тический материал, используемый как фундамент умения вла­деть текстовой теорией. Составляющие ассоциативного ряда в таком тексте одновременно выступают в качестве:

Способ компьютерной поддержки опирается на программы-оболочки, позволяющие создавать необходимое программное обеспечение к уроку — дидактической игре, к уроку-исследо­ванию, используя при этом весь спектр современных электрон­ных технологий. Сценарий программы включает опорный текст или инновационную наглядность (картинку-опору, схему-опо­ру) — необычный экспериментальный материал как информа­цию, которая интересна студенту, считывающему ее с монитора как виртуальную (лат. огПиаНз — возможная) реальность, по­зволяющую работать в наиболее привлекательном для каждого обучающегося темпе. Основная лингвистическая идея повторя­ется в программном обеспечении несколько раз, но в новых ди­дактических условиях, с привлечением нового материала и на более высоком уровне.

Эмоциональная память (аффективная память, память чувств) — вид памяти, отличающийся быстротой формирова­ния, особой прочностью и непроизвольностью запоминания и воспроизведения.

Технология — это совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности в учебном процессе. Она сравнима с хорошо организованной ори­ентировочной основой.

Инновационная технология — технология, опирающаяся на науку инноватику и на ту сему слова технология, которая отра­жает его буквальный перевод с греческого как искусство учения.

Инноватика рассматривает любой вопрос повышения уров­ня образования в комплексе с точки зрения создания техноло­гии, т. е. одновременно с организационной, материально-дидак­тической и структурной сторон.

Инновационная технология обеспечивает познавательную активность, формирует положительную учебную мотивацию и достигается особым способом организации лингвистического материала, в результате чего знания формируются одновремен-. но с умениями через метафоризацию лингвистических сведе­ний на уроке — дидактической игре или уроке-исследовании, через специальные дидактические инновационные средства, через четко организованную ориентировочную основу, систему условий, которая позволяет студенту все частное усваивать как элемент системы и меняет тип его мышления.

Все изложенное не противоречит важнейшему положению теории деятельности — закону зависимости качества обучения от условий протекания учебного процесса и позволяет говорить о взаимодействии в учебном процессе, именуемом инновацион­ным, двух технологий: педагогической технологии преподава­теля и учебной технологии студента, мыслимого не объектом обучения, а субъектом деятельности.

Лингвистические основы инновационной методики обучения РКИ

При разработке лингвистических основ инновационной ме­тодики обучения русскому языку как иностранному следует учитывать «внутреннюю» лингвистику и экстралингвистику. В центре внимания должно оказаться обоснование не только со­держания обучения, но и презентации учебного материала.

Поскольку при инновационном подходе в основе предъявле­ния учебного содержания лежит метафоризация лингвистиче­ских сведений (семантическая инновация), критерием отбора языкового материала служит возможность доступно показать языковые закономерности в действии: через слово (единицу языка) и текст (единицу коммуникации), где слово проявляет все свои свойства и функциональные возможности. Опреде­ляющими ориентирами служат положения языкознания в со­четании

Поисково-технологическая модель, совершенствуя владение логико-языковыми операциями как арсеналом логического мышления, способствует развитию умения образного мышле­ния при осмыслении языковой теории и одновременном речевом развитии.

Ключевое значение при инновационном подходе в обучении русскому языку как иностранному придается конструированию и использованию средств наглядности, к которым предъявля­ются требования:

Основные требования к разработке системы инновационных упражнений заключаются в активизации механизмов творче­ской деятельности, выработке языкового чутья, догадки, что предполагает трансформацию, контроль, оценку и отработку важнейших умений и навыков в области языка и речи, в том числе и инновационных.

Инновационное умение — готовность к самостоятельному выполнению действия, освоенного на исполнительском уровне, в новых дидактических условиях.

Главное инновационное умение — умение сосредоточенного наблюдения за нетрадиционно предъявляемым лингвистиче­ским материалом с целью достижения результата как самостоя­тельного открытия через вдохновение.

Задача методики обучения русскому языку как иностранно­му состоит в том, чтобы, соблюдая условия инновационной ор­ганизации обучения русскому языку как иностранному, обес­печить системное усвоение знаний, умений и навыков с опорой на эмоциональную память обучающегося.

Условия инновационной организации обучения русскому языку как иностранному:

• предъявление языкового материала в форме семантической инновации, т. е. в форме материализации лингвистической ме­тафоры*, которая помогает учащемуся на положительном эмо­циональном фоне;

получить четкие ориентиры в лингвистическом материале;

Если процесс изучения русского языка как иностранного строится с учетом основных требований инновационного обучения, тогда

* В инновационном обучении метафора — это ассоциация представ­лений, относящихся, в основном, к зрительной сфере восприятия.

* Алгоритм творческого учения — условный рабочий термин, приня­тый для обозначения перестройки мыследеятельности студента в инно­вационно организованном процессе обучения.

гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях, благодаря активизации механизмов твор­ческой деятельности (ассоциативного, эвристического, ме­ханизма анализа через синтез, связи эмоционального с рацио­нальным).

Итак, рассмотрена возможность обучения русскому языку как иностранному с учетом особенностей инновационной тех­нологии, которая представляет собой одно из современных на­правлений, реализующих идеи развивающего обучения.

Поисково-технологическая модель обучения предполагает предъявление лингвистического материала в метафорическом ключе с целью облегчения процесса познания, обеспечения ин­тереса к изучаемому и помогает решать проблему психологиче­ского настроя, индивидуализации обучения, формирования положительной учебной мотивации, лингвистической, комму­никативной и культурной компетенции за счет пересмотра ус­ловий, в которых функционирует операциональный компонент деятельности.