logo
Макет пособия теория языка

5.Язык и культура, язык и этнос.

Современные проблемы этнолингвистики

В истории и современном языкознании выделяется проблема связи языка и культуры. Культура – это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни; различают культуру материальную и духовную. Чаще термин культура относится к духовной жизни народа: говорят об античной культуре, культуре феодального общества, культуре современного западного мира и т.д. Можно по-разному представлять культуру отдельного народа: культура может проявляться в культуре труда и быта, культуре поведения, культуре речи и т.д.

Язык связан, прежде всего, с духовной культурой – с художественной и научной жизнью общества, с философией и другими формами общественного сознания. Язык самым непосредственным образом связан с фольклором, литературой. Когда говорят о языке как форме национальной культуры, имеют в виду, прежде всего, художественную литературу. Язык как первоэлемент культуры определяет национальную принадлежность произведения, созданного на нем.

Овладение родным языком – это не только приобретение средства общения, это ещё и обязательное приобщение к художественному творчеству, которое происходит одновременно с овладением языком. Существует диалектическая связь трёх элементов – языка, культуры и духа народа (Вильгельм фон Гумбольдт). Язык – это продукт, составная часть и условие культуры. Язык и культуру объединяет человеческий дух, но дух сам по себе строится культурой и выражается в слове.

Национальный язык, помимо прочего, играет большую роль в формировании социальных образований. Люди объединяются в группы, сообщества, государства на основе единства территории, традиций, вероисповедания и т.д. Единство социального бытия и быта определенного народа (этноса) укладывается в понятие культуры.

Этносы – это группы людей, объединенные одной культурой и, как правило, одним языком. Можно говорить о французском, немецком, русском и других этносах. Язык человека зависит от той культуры, к которой он принадлежит. На стыке лингвистики и этнографии возникает новая дисциплина – этнолингвистика. Этнолингвистика изучает взаимодействие лингвистических этнических факторов. Она ставит и решает вопросы языка и этноса, языка и культуры, языка и народного менталитета. Этнолингвистику интересует роль языка в формировании и функционировании народной культуры, психологии и творчества.

В широком плане этнолингвистика включает в себя диалектологию, язык фольклора, часть истории языка, связанную с исторической диалектологией, с культурной и этнической историей народа, а также почти все аспекты изучения языка как социального явления.

Проблема соотношения языка и этноса (культурных и бытовых особенностей народа) включает в себя большое количество сложных вопросов: проблема взаимоотношения между структурой языка, семантической стороной речи и особенностями природы, окружающей носителей данного языка. Этнолингвистику также интересует то, как национальный характер и дух народа выражается в языке, проблема адекватности перевода художественных произведений, устной речи, взаимоотношение языка и этнические процессы (процессы ассимиляции культур и языков).

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 3

Вопросы для размышления

  1. Можно ли сказать, какой из функций языка Вы пользуетесь в настоящий момент, когда читаете эту книгу?

  2. Почему так трудно дать определения (дефиниции) таких понятий как культура и общественное явление? Почему обычно в случаях таких затруднений прибегают к иллюстрации через примеры?

  3. В круг общественных явлений входят самые разнообразные сферы проявления человеческой деятельности. Что их все объединяет (помимо того, что это проявления человеческой деятельности)?

  4. Язык представляет собой парадоксальное явление: он существует для всех, но существует он в отдельно взятых головах конкретных людей. Как соотносятся «общий» и «индивидуальный» языки?

  5. Почему было необходимо создание такой науки как социолингвистика?

  6. Охарактеризуйте языковую ситуацию в той местности, в которой Вы проживаете.

  7. Какие направления языковой политики и какие конкретные меры ВЫ стали бы реализовывать, если бы были главой государства (членом правительства)?

А. Человек, язык, культура

Сравните приведенные ниже рассуждения о возникновении культуры и определения культуры. Попробуйте дать свое определение, аргументируйте его.

Возникновение Homo culturalis на эволюционной сцене принято относить к моменту возникновения человеческого существа, обладающего мозгом большого размера (датируется более 2 млн. лет назад). Следствием такого развития мозга является способность думать и сознательно планировать, передавать приобретенные навыки следующим поколениям, устанавливать необходимые социальные взаимоотношения, т.е. выйти за рамки биологической эволюции и отреагировать на новые условия среды обитания сознательным приспособлением, а не средствами генетической адаптации. … Каждый новый ребенок рождается с относительно немногими врожденными чертами, но с большим количеством потенциальных видов поведения, и, следовательно, должен воспитываться в культурном окружении, чтобы достигнуть развития биологического потенциала. … Примерно 100 000 лет назад создание искусства, языковой коммуникации и системы этических правил стало отличительным признаком первых человеческих племен. С этого времени культура, понимаемая как живущие вместе индивидуумы, сознательно обдумывающие и планирующие свое поведение, передающие навыки и системы социальных взаимоотношений другим посредством языка и совокупно изменяющие среду обитания, стала определяющим признаком человеческого вида.

M. Danesi & P. Perron

Analyzing cultures: An introduction and handbook

Культура – это единое целое, включающее знания, убеждения (верования), искусство, мораль, закон, обряды и любые другие способности и привычки, приобретаемые человеческими существами как членами общества.

E.B. Tylor Primitive culture

Без культуры человеческие существа были бы неуправляемыми чудовищами с парой полезных инстинктов, парой знакомых чувств и отсутствием интеллекта.

C. Geertz The interpretation of cultures

Знаки, символы, коды, ритуалы и институты, создаваемые людьми, имеют универсальные структурные свойства, которые помогают людям во всем мире решать схожие проблемы. Культура создается самими людьми как внешняя система регуляции.

B. Malinowski The sexual life of savages in North-Western Melanesia

Культуры – это коллективные адаптивные системы, которые возникли у человеческих существ для повышения их жизнеспособности и прогресса путем замены функций генов функциями ментальных единиц – мемов (паттернов информации и поведения, которые люди наследуют непосредственного из своих культур).

R. Dawkins The blind watchmaker

Семиотика рассматривает культуру в целом как общественную систему значений, которая обеспечивает для людей средство преобразования их инстинктов, побуждений, потребностей и других склонностей в репрезентативные и коммуникативные структуры. Основная цель семиотического анализа – описать и исследовать эти структуры. … Научные данные показывают, что возникновение Homo culturalis является следствием четырех решающих эволюционных событий: двуногости, увеличения размеров мозга, изобретения орудий труда и возникновением племени как основной формы коллективной жизни людей.

M. Danesi & P. Perron

Analyzing cultures: An introduction and handbook