Понятие о языке и стиле речи.
Понимание стилей языка и стилей речи позволяет уловить и понять тесные и многие связи между ними и речевой культурой общества и отдельного человека. Культуры речи нет без умения пользоваться стилями языка, создавать и. пересоздавать стили речи. На связь между речевой культурой и учением о стилях указывали многие ученые, в их числе Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов и др.
Стили языка — это типы его функционирования, его структурно-функциональные варианты, соотнесенные с типами социальной деятельности и. отличающиеся друг от друга совокупностями и системами различий в степени активности средств языка, достаточными для их интуитивного опознавания в процессе общения.
Функциональный стиль языка — это разновидность литературного языка, которая обслуживает ту или иную сферу общественной жизни и характеризуется определённым своеобразием отбора и использования языковых средств в зависимости от условий и целей общения.
Выделяются разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и художественный функциональные стили языка.
Каждый стиль характеризуется следующими признаками: а) условия общения; б) цель общения; в) формы (жанры), в которых он существует; г) набор языковых средств и характер их использования.
Функциональные стили речи — основные, наиболее крупные речевые разновидности, отличающиеся набором языковых средств и обусловленные различными сферами общения.
Понимание связей между коммуникативными качествами речи и языковыми стилями позволяет не только углубить понимание каких-то сторон речевой культуры, но и дает возможность яснее увидеть те участки речи, которые требуют улучшения, а следовательно, и внимания ученых и литераторов и их практических рекомендаций.
-
Содержание
- Роль речевой коммуникации в «контактной зоне».
- Понятие о языке и стиле речи.
- Основные виды речевой деятельности: чтение, письмо, слушание и устная речь.
- Техника речи.
- Речевые тактики общения при оказании социально-культурных услуг.
- Пути достижения согласия в речевой коммуникации.
- Этика и психология речевого поведения.
- Виды и формы речевой коммуникации.
- Уровни общения.
- Этикетные формулы русской речи. Технологии речевого манипулятивного воздействия.
- Преобразование и подача информации в коммуникациях разной целевой направленности.
- Семиотика и прагматика коммуникаций.
- Значение феномена речевой коммуникации в профессиональной деятельности.
- Языковая личность и коммуникативная компетентность.
- Понятие о речевой ситуации.
- Коммуникативные сбои и неудачи в процессе общения.
- Этика речевого общения в профессиональной деятельности.
- Диагностика конфликта в коммуникативных условиях.
- Коммуникация как средство разрешения конфликта.
- Формирование рефлексивности в коммуникативной деятельности.
- Коммуникативные качества речи: уместность речи.
- Коммуникативные качества речи: богатство речи.
- Коммуникативные качества речи: чистота речи.
- Коммуникативные качества речи: точность речи.
- Коммуникативные качества речи: логичность речи.
- Коммуникативные качества речи: доступность речи.
- Коммуникативные качества речи: выразительность речи.
- Коммуникативные качества речи: правильность речи.
- Современные научные представления о речевой коммуникации.