Психология речи - методика –
В методике требуется различная организация обучения устной и письменной речи. Это касается отбора материала и составления системы упражнений.
Важное значение для методики имеет различение внешней (полное языковое оформление) и внутренней (фрагментарность и свернутость – предварительно свернутое проговаривание) речи. При обучении любому виду речевой деятельности (аудирование, чтение, и т.д.) необходимо формировать слухо-моторные образы языкового материала, что означает обязательное выполнение устных упражнений. Для автоматизированного осуществления реч. Деятельности характерна свернутость внутренней речи.
Рецептивная и репродуктивная речь. Кодирование информации применительно к обучению ИЯ – репродуктивная речь ( от мысли к языку). Декодирование речевых сигналов – рецептивная речь (от языка – к мысли). В лингвистике и методике материал языка, используемый для репродуктивной речи, называется активным, а в рецептивной речи – пассивным. Например – владение лексикой. Для употребления слова в речи следует знать его значения, грамм. Формы, сочетаемость. Для рецептивной речи последнее не обязательно.
Различие между рецептивной и репродуктивной речью для методики 1.необходим специфический отбор материала для п.р. и р.р., где активный минимум меньше пассивного.
2.Специальные упражнения для отработки различных видов речи.
3. Особая практика.
Общее:
активность (процессы аудирования и чтения и говорения активны)
В основе осуществления этих видов речи лежит озвучивание, т.е. воспроизведение слухо-моторных образов.
в школьных условиях большая часть материала выступает как активно-пассивный языковой запас.
Обучение ИЯ наравне с обучением иноязычному мышлению. Так как система понятий в разных языках различна, следовательно, мышление различно.
Роль мышления при обучении ИЯ. Использование языковых средств в процессе коммуникации происходит автоматизированно (на родном языке).
При изучении ИЯ уч-ся могут опираться на мышление, знания и навыки в родном языке.
Закономерности запоминания. При обучении ИЯ (ОИЯ) имеет значение непроизвольное запоминание (осуществляется в процессе деятельности, имеющей другую задачу). Необходимо сформировать умения, пользоваться языковым материалом, а не просто запоминать. Непроизвольное запоминание:
упражнения д. будить творческую активность (коммуникативный характер)
выполнение действий должно логически осмысляться
сравнение материала с ранее усвоенным
разные виды упражнений (устные, письменные)
Знания – применительно к ОИЯ не только знание формы, конструкции или слова и его значений, но и знания других сведений, необходимых для осуществления операций с этим языковым материалом в процессе рец. или репрод. речевой деятельности.
Умения – различные виды речевой деятельности следует рассматривать как речевые умения, так как сама реч. деятельность в различных ее видах – сознательная деятельность, элементами которой являются фонетические, грамматические и лексические умения.
Навыки – автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности. В речевой деятельности – это фонетические, грамматические и лексические навыки. В ОИЯ навыки – это автоматизированные действия с фонетическим, грамматическим, лексическим материалом в процессе рец. или репрод. речи.
Речевые умения – умения монологической/диалогической речи, чтения и письменной речи;
Речевые навыки - фонетические, грамматические и лексические, техники чтения и техники письма.
Пути формирования знаний, умений, навыков:
Знания о слове приобретаются в процессе действий с этим словом, т.е. постепенно. Одновременно действия со словом автоматизируются и переходят в навык. Овладение языковыми навыками и знаниями о словах, формах и конструкциях осуществляется в ходе выполнения подготовительных языковых упражнениях. Развитие речевых умений – в процессе выполнения речевых упражнений (в практике речи применительно к разным видам речевой деятельности). В процессе ОИЯ постоянно формируются и совершенствуются речевые умения и развиваются новые навыки, которые тут же включаются в речевую практику.
Психология: 1) в каком возрасте можно объяснять абстрактные вещи, 2) разделение урок на части. Методика учитывает психологические особенности общения на уроке: T – CL, P1 – P2 т.д. ; использует психологические особенности языка.
Методика – дидактика и теория воспитания: Дидактика – часть педагогики (о принципах обучения), которая занимается общими закономерностями обучения вне зависимости от предмета. Объект Д. – принципы обучения.
Дидактика и методика ОИЯ имеют один объект изучения – учебно-воспитательный процесс.
- 2. Методика и ее базисные науки. Роль этих наук в развитии методики. Связь методики оия со смежными науками.
- Психология речи - методика –
- 3. Цели и содержание обучения иностранным языкам в средней школе. Динамика целей (в советской школе).
- 4. Методические принципы обучения иностранным языкам (словарь с. 23)
- Частнометодические принципы
- Семинар 2 основные методические категории и понятия
- Базисные категории м:
- 4 Подхода:
- Речевое умение
- Знание –
- Упражнение –
- Семинар характеристика современных методов обучения ия
- 4 Подхода у св:
- Часть II. Обучение основам речевой деятельности раздел а. Формирование навыков. Семинар обучение произношению
- Произношение
- Задача:
- Содержание оп:
- Трудности.
- Принципы:
- Методика оп.
- Этапы овладения произношением
- Контроль -
- Может происходить при использовании любых вышеуказанных упр-ий
- Сложность обучения обусловлена определенными психофзиологическими особенностями:
- Упражнения:
- Литература
- Обучение лексике
- Любой говорящий производит 2 операции
- Работа над иноязычным словом должна обеспечить
- Приемы семантизации –
- У пражнения на применение лексики
- Обучение аудированию
- Обучение говорению
- 2.3.Классификация речи на продуктивную и репродуктивную.
- 2.2.Классификация речи на подготовленную и неподготовленную.
- 2.4.Классификация речи по принципу количества коммуникантов:
- Цели и содержание обучения говорению в сш.
- 4Методика обучения говорению.
- Принципы ситуативности
- Обучение монологу.
- Обучение диалогической речи.
- Контроль речевых умений
- Обучение чтению
- 7 Недостатки в обучении чтению:
- Урок как основной компонент учебного процесса
- (Речевой )Навык