4.Развитие речи
Одним из предметов, изучаемых психолингвистикой в середине XX столетия, стали проблемы овладения речью (на родном и иностранном языках), а объектом – явление детской речи. Область знаний, изучающая проблемы речевого онтогенеза, выделяется в самостоятельную дисциплину – лингвистику детской речи. Изучение процесса языкового становления ребенка с самого появления на свет может, по-видимому, объяснить многое в характере связи языка и мышления.
Вот как описываются основные этапы становления речи у ребенка. Человек рождается с предпосылками к овладению речью: он обладает слухом, издает крик (первая неосознанная фонация), обладает рядом инстинктов и безусловных рефлексов (например, хватательный рефлекс). В течение первого года жизни рефлекторно-двигательные реакции (крик, хватательный рефлекс, поворот головы, направление взгляда, улыбка) преобразуются в знаковые (протознаковые) средства общения ребенка. Например, крик ребенка обретает адресата, он делается прерывистым. Ребенок подает голос и ждет, услышали ли его. Протоязык образует первичную дословесную систему коммуникации. Она состоит из жестов, мимических движений, неречевых звуков. Невербальные протознаки – основа речевой деятельности первые два года жизни ребенка. С появлением словесного языка, они уходят вглубь языкового сознания и образуют базис для формирования особого языка интеллекта УПК (универсально-предметного кода по Николаю Ивановичу Жинкину). Позже эта система будет совершенствоваться вместе с языком, влияя на процесс порождения и понимания речи.
Параллельно формированию протоязыка происходит голосовое развитие ребенка, в котором, как правило, различают три основные стадии: 1) стадия крика – первые 2 месяца; 2) стадия гуления следует за стадией крика; гуление – это фонация дослогового типа, напоминающая воркование голубя; 3) через 2-3 месяца гуление переходит в лепет (слоговые фонации, в которых чаще всего производятся удвоенные слоги типа «да-да», «ма-ма», ба-ба» и пр.).
На ранней стадии лепетного развития ребенок произносит звуки, которые есть в самых различных языках. Голосовая эволюция этого периода (4 месяца – 1 год 9 месяцев) подчинена действию имитационного рефлекса. Здесь работает механизм эхолалии (бессознательного подражания звукам слышимой ребенком речи). К 6 месяцам в лепете уже хорошо представлены фонетические особенности языка, на котором говорят окружающие ребенка взрослые. Механизм эхолалии реализуется на слоговом уровне.
Ориентация на слово начинает проявляться к 1 году. Значения, которые ребенок вкладывает в свои первые обозначения предметов и явлений, развиваются одновременно с развитием его мышления. Например, поначалу комплекс звуков «гав-гав» обозначает одну увиденную собаку, потом ребенок начинает называть этим словом всех собак, кошек, что-либо пушистое.
Фундаментальное свойство первых наименований – стремление приблизить звуковую форму к обозначаемому предмету или явлению. Словом в полном объеме значения дети овладевают позже. Дети постепенно учатся выделять и узнавать слова в речевом потоке. Слого-слова вначале составляют единственную вербальную компоненту высказывания, они присоединяются к указательному жесту в сторону объекта. В дальнейшем однословные высказывания сменяются на 2-х и 3-х словные комплексы, и ребенок постепенно овладевает синтаксическими моделями построения предложений, грамматической стороной речи. Он усваивает наиболее общие правила для создания собственных высказываний.
Многочисленные исследования детской речи дают богатый материал для размышлений о том, как происходит естественное овладение языком и как оно отличается от овладения языком в других условиях, например, в ходе организованного обучения детей и взрослых. Если предположить (согласно некоторым гипотезам), что при овладении языком во взрослом возрасте человек в той или иной мере повторяет путь, пройденный им в детстве, данные лингвистики детской речи могут оказаться чрезвычайно полезными в прикладном аспекте.
- Теория языка
- Печатается по решению
- Ббк 81.0 я 73
- Оглавление
- Введение
- Содержание курса «общее языкознание»
- Тема 5. Система и структура языка
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 2. Современная структура знаний о языке.
- 3. Место и роль языкознания в системе наук
- 4. Значение теоретических исследований.
- Литература
- Тема 2. Текст и коммуникация
- 4. Текст и коммуникация
- 6. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента
- Литература
- Тема 3. Социальная обусловленность языка
- 1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка
- 2.Специфика обслуживания общества языком.
- 3.Социолингвистика, её методы и задачи
- 4.Понятие языковой ситуации, языковой политики,
- 5.Язык и культура, язык и этнос.
- Литература
- Тема 4. Язык и мышление
- 1.Проблема соотношения языка и мышления.
- 2.Когнитивные науки. Когнитивная психология
- 3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности
- 4.Развитие речи
- 5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности
- 6. Виды знаний и особенности их функционирования
- 7. Прецедентные феномены
- 8. Проблемы продуцирования и понимания речи
- 9. Двуязычие
- 10. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира
- 11. Языковая личность, вторичная языковая личность
- 12.Язык как знаковая система
- Литература
- Тема 5. Система и структура языка
- Литература
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 3. Искусственные языки
- 4. Лингвостатистические методы
- Литература
- Тема 7. Основные лингвистические методы
- 1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке
- 2. Сравнительно-исторический метод
- 3.Другие лингвистические методы
- Литература