logo
ЛЕКЦИИ ПО МЕТОДИКИ

Этапы овладения произношением

  1. о знакомление: подразделяется на а) презентацию, б) объяснение, в) первичное закрепление.

  2. тренировка в употреблении

Объяснение подразделяется на -

  1. демонстрацию звука.

  2. объяснение способа его произнесения.

  3. упражнения в дифференциации.

  4. воспроизведение нового звука уч-ся.

Эти 4 компонента объяснения могут варьироваться. Но наличие всех четырех обязательно.

Существуют различные приемы постановки звуков. Открытое или скрытое управление иноязычными артикуляциями в зависимости от степени осознанности и произвольности со стороны уч-ся. Открытое управление: уч-ся сами контролируют и варьируют свое произношение. Скрытое управление: орудие – учебный материал, подобранный соответствующим образом.

Приемы открытого управления:

  1. прием опоры на ощутимые моменты артикуляции, т.е. такие моменты, которые поддаются контролю (зрительному, мышечному, осязательному), которые могут выполняться сознательно. При этом ощутимыми моментами артикуляции могут быть: форма губ, степень раствора рта, сила воздушной струи, работа голосовых связок.

  2. прием утрирования, который заключается в увеличении степени усиления движения и его четкости.

  3. прием фиксирования артикуляции позволяет задержать положение речевых органов в определенный момент постановки звука.

Приемы скрытого управления: помогают воспроизвести неощутимые моменты артикуляции:

  1. связанность с благоприятной фонетической позицией, условиями, облегчающими выработку нужных иноязычных произносительных навыков. Т.е. при помощи данного приема мы ищем звуки-помощники, которые облегчают постановку изучаемого звука.

  2. прием, связанный с видоизменением типичного оттенка звука. Данный прием основывается на выборе одного из нескольких допустимых артикуляторных вариантов. Пример: (hwen) и (hwai): 1 оттенок, наиболее понятный и употребляемый, берется во внимание.

  3. прием, связанный с ускорением или замедлением речи. E.g.: loss of plosion – ускорение.

При постановке звука учитель использует как скрытые, так и открытые приемы = комплексные приемы.

Последовательность предъявления интонационных моделей.

  1. Объяснение интонационных структур, включающих первичное предъявление.

  2. Тренировка в узнавании введенных интонационных структур (дифференцирование и опознание в цепи).

  3. Повторное предъявление интонационных образов.

  4. Воспроизведение интонационных образов.

Общая стратегия ОП –

  1. предъявление фразы на слух.

  2. восприятие и осмысление ее учащимися.

  3. вычленение учителем подлежащего фонетической обработке слова.

  4. проговаривание этого слова уч-ся.

  5. вычленение особо трудного звука, нуждающегося в объяснении.

  6. многократное произнесение звука, слова и фразы.

осознали

Объяснение

7. тренировка звуков и интонационных моделей, происходит при помощи упражнений. Упражнения можно классифицировать по-разному.

Классификация фонетических упражнений на основании этапов формирования.

Ф ормирующие навык Совершенствующие навык

могут быть представлены разными видами:

Являются обязательным элементом на протяжении всех лет обучения.

- упр-ия в слушании (уч-ся только слушают). Они не должны понимать больше 20%всего объема фонет. материала, должны обязательно сопровождаться какой-либо деятельностью (средство нацеливается на что-то).

-фонетическая зарядка: а) организационно настраивает; б) должна связывать произносительный материал с лексическим материалом; в) тематический настрой (пословица, поговорка, считалка и т.д.) Правило использования связных текстов.

-упр-ия в воспроизведении – 80%. Уч-ся повторяют вслед за учителем искомый элемент.

- упр-ия типа ''снежный ком'' – наращивание структур. There is a cat - There is a black cat, etc.

Эти упр-ия –

- учат уч-ся правильному интонированию структуры

Фонетические упражнения по уровням организации материала.

  1. упр-ия на уровне звуков

  2. ---------на уровне звукосочетаний

  3. -----------------на уровне слова

  4. ------------------------словосочетаний

  5. -------------предложений

  6. -------------------СФЕ.

Упражнения по выполняемым операциям.

  1. упр-ия в восприятии

  2. в воспроизведении

  3. в дифференциации

  4. в выборочном восприятии.