logo

Вопросы и задания

  1. Раскройте значение чтения как цели и средства обучения.

  2. Назовите формы работы, используемые в обучении чте­нию. Чем они обусловлены?

  1. Какие методические выводы позволяет сделать специфи­ка психологических механизмов чтения?

  2. Раскройте методические особенности работы над техникой чтения.

  3. Охарактеризуйте принятые в методике виды чтения. Для каких практических целей используется каждый вид? Задания какого плана могут быть предложены для каждого вида чтения? Назовите приемы, характерные для просмотрового, ознакоми­тельного и изучающего чтения.

  4. На формирование каких психологических механизмов направлены дотекстовые упражнения? Назовите и раскройте сущ­ность приемов, рассчитанных на понимание языковых явлений.

  5. Каковы цели притекстовых и послетекстовых упражне­ний? Какие умения отрабатываются в дотекстовых и послетек­ стовых упражнениях?

  6. Какие приемы и в каких случаях могут быть использова­ ны для осуществления контроля за пониманием фактического содержания текста?

Письмо

В методике письменная речь и письмо различаются. Поня­тие письменная речь шире, так как обучение этому виду речевой деятельности включает обучение письму — графической и ор­фографической системы языка для записи отдельных слов, сло­восочетаний, предложений с целью формирования навыков фиксировать устную и письменную речь.

С одной стороны, умение правильно писать буквы и слова на иностранном языке представляет собой владение техникой письма является начальной стадией обучения письменной речи, с другой — средством обучения русскому языку, помогающим не только усвоить лексику, грамматику, но и овладеть другими видами речевой деятельности — устной речью, техникой чтения.

Обучение технике письма предполагает овладение русским алфавитом, русской графикой и орфографией.

Знакомство с техникой письма начинается с изучения рус­ского алфавита на занятиях по вводно-фонетическому курсу. Последовательность изучения звуков и букв определяется прин­ципом возрастающей трудности произношения и начертания. Обучающиеся должны знать, что у каждой буквы есть по 2 печатных и 2 рукописных разновидностей. Это необходимо, чтобы печатные буквы узнавать при чтении, а с помощью руко­писных писать. Студентов учат названию каждой буквы, чтобы они могли правильно читать аббревиатуры: СНГ [эс эн гэ], ВДНХ [вэ дэ эн ха], поясняют случаи обозначения буквой двух звуков, а также другие расхождения написания и звучания букв, что связано с графикой и орфографией.

Существенным методическим вопросом при обучении алфа­виту является последовательность знакомства с буквами. Она определяется принципом возрастающей трудности написания. Самые простые буквы — нулевого ранга сложности — это те, в которых исходный элемент равен букве: г, о, с, ъ. Буквы перво­го ранга сложности объединяют два элемента: д, у, а. Оправдан также комбинированный метод, когда буквы группируются в серии по общности графических элементов: о, а, ю, д, б, ф или и, и, ш, ц, щ, у.

Обучение каллиграфии происходит по мере прохождения вводно-фонетического курса. Под каллиграфией в методике по­нимается умение правильно писать рукописные буквы и со­единять их между собой в слове. К распространенным случаям отклонения от правил русской каллиграфии относятся:

  1. отдельное написание букв в слове;

  2. написание выше строки некоторых букв, чаще всего к, л (влияние латинского языка);

  3. смещение м, т; п, н; ж, ш; ч, г из-за скорописи при отсут­ ствии устойчивого графического навыка.

Чтобы правильно писать по-русски, недостаточно знать алфавит. Необходимо иметь предписание об особенностях обоз­начения звуков в словах в зависимости от их окружения, что связано с графикой. Правила графики сообщаются также в про­цессе вводно-фонетического курса. Например, изображение на письме гласных и согласных звуков, звука [j], средства обоз­начения мягкости согласных звуков и др. По правилам графи­ки твердость согласных в позиции перед гласными обозначается буквами а, о, у, э, ы, а мягкость — буквами я, ё, ю, е, и: лук люк, рис — рысь.

В отличие от графики орфография определяет правила право­писания конкретных слов или их значимых частей — морфем. В систему современной русской орфографии входят правила:

• обозначения звуков буквенными знаками в корневых мор­фемах и аффиксах (все морфемы за исключением корня) в структуре слова;

Морфологический принцип — основной принцип русской ор­фографии. Его сущность в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют на письме одинаковое начертание. Эффек­тивности такого подхода к написанию слов способствует морфоло-го-орфографический анализ: выделение корневых или приставоч­ных морфем, сопоставление с родственными словами.

Фонетический принцип означает написание слов по произно­шению. В соответствии с ним пишутся, например, приставки, оканчивающиеся на с, з (рассыпаться, но раззадориться), сло­ва, начинающиеся с буквы и, перед которой приставка с согласным на конце: безыдейный, от идея.

Сохраняется в русском языке и традиционное написание слов, не по произношению, а как писали раньше. Например, в формах инфинитива, 3-го лица возвратных глаголов произ­носится [цъ], а пишется -ться, тся, существительные мужского рода с основой на шипящий пишутся без мягкого знака — луч, а женского — с мягким знаком — дочь и т. д.

Обучение орфографии специально не выделяется в учебни­ках для иностранцев, а составляет часть работы по грамматике и лексике.

Как же оценивать орфографические ошибки? Методически неверно оценивать письменные работы иностранцев по количе­ству орфографических ошибок. При коммуникативном подходе к обучению иностранным языкам значимыми считаются те ошибки, которые препятствуют общению, затрудняют его.

В качестве основных упражнений по орфографии рекомен­дуются диктанты. Их разновидности:

Зрительные диктанты предполагают, что учащиеся сначала анализируют записанные или спроецированные на доске пред­ложения с изучаемыми орфограммами, а потом по памяти вос­производят их.

Слуховые диктанты. Опираются на слуховое восприятие предназначенного для записи текста, на соотнесение звукового состава слова с графическим.

Самодиктанты. Основаны на воспроизведении ранее выучен­ного текста. Тексты могут подвергаться предварительному ана­лизу, объяснению орфограмм.

Выборочные диктанты. Представляют собой вид слуховых или зрительных диктантов. В отличие от других видов диктантов

предполагают запись не всего текста, а лишь тех слов, словосо­четаний, в которых есть орфограммы на изучаемое правило.

Картинные диктанты. Основаны на том, что показываются иллюстрации с изображением предметов, учащимся надо на­звать их и правильно записать. Рисунки предполагают лексику, содержащую изучаемые орфограммы.

В методике письменной речью называется умение передавать информацию с помощью письменной формы соответственно си­туации общения.

Письменная речь характеризуется рядом специфических признаков:

Владение письменной речью связано с совершенствованием важных психологических механизмов.

Механизм осмысления отвечает за установление смысловых связей: сначала между понятиями, потом между членами пред­ложения, затем между данным и новым, или темой и ремой.

Механизм упреждения (упредить — предупредить, опере­дить) назван так потому, что позволяет во внутренней речи проверить, проговорить каждое слово. Действие звукового ана­лизатора, скрытой артикуляции и интонирования дополняется действием зрительного и двигательного (рука) анализаторов. Прежде чем произнести слово, механизм упреждения дает возможность предвидеть последующие слова и связи между ними, представить перспективу раскрытия замысла не только предложения, но и всего высказывания.

Механизм памяти, как оперативной, так и долговременной, играет также важную роль. Оперативная память позволяет удер­живать предмет высказывания при записи предложения и текста. Долговременная память помогает возникновению ассоциаций с накопленным ранее и прочно запомнившимся опытом.

Обучение письменной речи строится в зависимости от целей, стоящих перед изучающими иностранный язык. Цели опре­деляются коммуникативными потребностями: наличием или отсутствием языковой среды, социальным статусом иностран­цев, формой обучения.

Перед теми, кто учится за рубежом (например, школьники), •тще всего ставится задача уметь писать частные бытовые пись­ма. Для студентов-иностранцев, обучающихся в России, важно уметь записывать лекции, конспектировать учебную литературу по специальности, писать курсовые работы, возможно, выступать с докладом. В соответствии с целями обучения перед студентами ставятся задачи научиться: составлять план, тезисы, конспект; писать аннотацию, резюме, рецензию, рефераты, курсовую и дипломную работы. Для людей, профессионально связанных с партнерами в зарубежных странах, важно вести деловую пере­писку, а значит, владеть особенностями делового письма: дипло­матического, промышленного или коммерческого.

Общение людей разных стран требует знания лингвистиче­ских основ письменной речи — особенностей разножанровых текстов. К ним относятся:

Для обучения оперированию подготовленным лексико-грам-матическим материалом используются специальные речевые упражнения: диктанты, изложения, сочинения. Эти виды рече­вых упражнений характерны для первого этапа обучения пись­менной речи.

Диктанты бывают свободные и творческие, т. е. такие, кото­рые вырабатывают способность самостоятельного составления письменного текста. Это не диктанты в полном смысле слова.

При свободном диктанте ставится задача записать текст свои­ми словами после однократного прослушивания по частям. Объем текста обычно небольшой (5—6 предложений). Перед учащимися может быть поставлена задача: выписать по зада­нию слова, словосочетания, а дома по ним воспроизвести текст.

При творческом диктанте предполагается, что часть текста (начало или конец каждого предложения) диктуется препода­вателем, а ученики самостоятельно записывают предложения. При этом используются заданные грамматические формы.

Изложения — вид письменных упражнений в развитии речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушан­ного или прочитанного произведения.

Существуют разные виды изложений: 1) по отношению к объ­ему и содержанию исходного материала — сжатое, развернутое, подробное; выборочное; 2) по осложненности языковым зада­нием — с употреблением определенных языковых средств, с по­дачей исходного текста в другой форме; 3) по особенностям структуры исходного текста — описание, повествование, рас­суждение.

Выборочное, подробное и развернутое изложения характер­ны для первого этапа обучения письменной речи. Развернутые изложения служат переходом к сочинению. Они включают до­бавленные к тексту-образцу сведения о персонажах, последую­щих или предшествующих событиях и др.

Последовательность процесса обучения изложению:

  1. Объяснение незнакомых слов.

  2. Двукратное чтение текста преподавателем.

  3. Составление плана (вопросного или назывного).

  4. Рассказ по плану.

  5. Запись развернутого изложения.

Сочинения — вид письменных упражнений в развитии речи учащихся, цель которых — самостоятельное составление рече­вого произведения. На начальном этапе это небольшие сочине­ния разных жанров: повествование, описание, рассуждение. По­скольку в учебниках большинство текстов-описаний, то реко­мендуется задавать сочинения-повествования.

Источники получения материалов: жизненный опыт, прочи­танная литература, произведения живописи, музыкальные впе­чатления, спектакли, кинофильмы и др. Сочинения могут быть осложнены дополнительным языковым заданием: построением содержания по опорным словам и конструкциям; включением группы определенных языковых средств; обнаружением опре­деленных языковых средств в созданном тексте.

Частное бытовое письмо — разновидность сочинения. В пись­мах обычно рассказывают о своих делах, об отношении к ок­ружающим людям, выражают мнение по поводу каких-то фактов. Следовательно, используется прием рассуждения. Для написания письма необходимо владеть всеми функциональны­ми типами речи, а также русскими эпистолярными формула­ми — обращением, приветствием, извинением, выражением благодарности, заключением письма: Дорогой Олег! Рад был получить от тебя весточку. Спйсибо, что не забываешь. Из­вини, что долго не писал. Давно не получал писем от наших общих знакомых. Поздравляю с днем рождения. Пиши, буду ждать твоих писем. Передавай привет Тане. Желаю тебе успехов.

Правильное оформление адреса на конверте также входит и обучение бытовому письму.

На продвинутом этапе обучения письменной речи особое шшчение придается сжатому изложению.

Сжатое изложение — передача содержания в сокращенном ииде, когда выделяют только существенные факты, события.

Различают несколько видов сжатого изложения: краткое вос-произведение текста по смысловым опорам, конспект, резюме, ми нотация, реферат.

Резюме — краткий вывод, суммирование основных мыслей текста.

Конспект — краткое изложение содержания или основных идой прослушанного либо прочитанного (лекции, главы учеб­ника, книги) для личного пользования.

Конспектирование является речевым письменным упражне-м нем. Оно представляет определенные трудности для иностран­ных учащихся в силу особенностей речевых действий, которые требуется быстро и правильно осуществить на неродном языке и написать с сокращением слов. Специфика речевых действий ипключается в том, что при чтении или прослушивании проис­ходит одновременный отбор необходимой информации: свора­чивание до смысловой вехи, которая потом развертывается. В результате содержание предложения из текста переделыва­ется таким образом, что получается кратким, с необходимой для копспектирования информацией.

Упражнения по обучению конспектированию выполняются, ппчиная с ранних стадий обучения языку. К ним относятся:

  1. диктанты свободные и включающие специальную лекике;

  2. письменные ответы на устные вопросы;

  3. переформулирование фразы с целью сокращения;

  4. обучение сокращению слов;

  5. тезирование;

  6. письменный краткий пересказ.

Аннотация — лаконичное обобщение содержания текста, включающее элемент оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности. Объем аннотации небольшой.

Обучение аннотированию строится в несколько этапов (при атом используются разные виды чтения):

1. Просмотровое или ознакомительное чтение с целью соста­вить общее представление о содержании источника.

  1. Перечитывается источник, используется изучающее чте­ние тех отрывков и предложений, которые содержат актуаль­ ную информацию.

  2. Осуществляется языковая обработка и письменное изло­жение информации с указанием выходных данных, основных положений, а также дополнительных сведений.

Реферат — краткое изложение содержания и выводов како­го-либо научного труда или нескольких статей, книг на опреде­ленную тему. Это письменное упражнение считается лучшим средством развития научного стиля, отличается высокой точно­стью, большой информативностью, лаконичностью языка.

При обучении реферированию важно уметь не только крат­ко изложить содержание источника информации, но и указать на характер, методику и результаты исследования. Необходи­мо владеть приемами сравнения, сопоставления, обобщения. Они помогут выявить, чем именно отличается этот источник от других работ, в чем проявляются особенности средств и методов, использованных автором. Обучение реферированию должно начинаться знакомством со структурой реферата и с правила­ми его оформления.

Последовательность составления реферата:

  1. Восприятие общего смысла с помощью ознакомительного чтения.

  2. Повторное чтение фрагментов, содержащих важную ин­ формацию.

  3. Смысловой анализ текста.

  4. Составление плана реферата.

  5. Языковая обработка и письменное изложение.

Продуктивным направлением современной методики обуче­ния иностранным языкам является взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, что объясняется стремлением при­близить процесс обучения к естественной коммуникации.

Исследование психологического аспекта проблемы показа­ло, что возможность взаимосвязанного развития всех видов речевой деятельности обусловливается общностью психоло­гических характеристик рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности. К ним относится:

•существование единых факторов, обеспечивающих успеш­ность функционирования как рецептивных, так и продуктив­ных видов речевой деятельности.

Среди общефункциональных механизмов речевой деятель­ности наиболее значимым является механизм осмысления. Его общность для слушания, говорения, чтения и письма дает ос­нование считать, что формирование этого механизма в одном виде речевой деятельности способствует его переносу на все дру­гие виды. Это обстоятельство имеет существенное значение для распределения и закрепления умений речевой деятельности.

Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности включает характерные особенности:

• параллельное и сбалансированное формирование слуша­ния, говорения, чтения и письма, когда конкретный вид речевой деятельности выступает в качестве цели, а остальные — как средство;

Единый лексико-грамматический материал должен отвечать следующим требованиям он должен: