6. Виды знаний и особенности их функционирования
Для получения ответов на вопросы о том, как язык связан с мышлением человека и как он участвует в процессах обработки информации, накопления и хранения знаний, необходимо представлять себе, что такое знания.
Вопросы характера знаний, их содержания, хранения, организации, усвоения изучаются в философии, социологии, психологии, психолингвистике и других научных дисциплинах, однако решаются в этих научных отраслях по-разному.
Знания – это «информационные», «содержательные» единицы, которые требуют не столько интеллектуально-творческой работы, сколько работы памяти. Их совокупность представляет собой определенным образом структурированную систему. Понятия «знания» и «информация» определенным образом соотносятся, но между ними существует принципиальная разница: информация есть совокупность упорядоченных единиц, знания же представляют собой систему структурированных единиц; информация – это элементы системы, знания – система элементов.
Ранее мы уже говорили о том, что понятие информации и знания тесно связано с представлениями о сущности памяти. В частности, в психологии интенсивно исследуются процессы переработки и хранения информации. Данные об организации функций памяти психологи получают из результатов экспериментов, в которых участвуют люди с разными видами амнезии (потери памяти), развившимися после повреждения мозга.
Полезно знать, что в теориях памяти различают кратковременную и долговременную память. Первая представляет собой активный процесс ограниченной длительности, не оставляющий никаких следов в структурах мозга. Вторая же обусловливает структурные изменения в нервной системе.
Чтобы успешно пользоваться памятью, необходимо успешное осуществление трех процессов: усвоения информации, ее сохранения и воспроизведения в случае необходимости. Заметим, что невозможность вспомнить что-либо может быть следствием нарушения любого из перечисленных выше процессов.
Как указывалось выше, память представляет собой исключительно сложный феномен: мы не просто запоминаем какие-то факты (отдельные элементы), но конструируем систему знаний, которая помогает нам приобретать, хранить и использовать обширный запас знаков. Память – это активный процесс. Накопленные знания непрерывно изменяются, проверяются, перепроверяются, переструктурируются. Обработка знаний осуществляется по определенным принципам. Как указывал один из известных исследователей памяти Джером Брунер, человек способен «и даже весьма склонен усматривать в известных ему частных случаях общие правила». Эта способность, по-видимому, является специфической характеристикой человека как вида.
Принято считать, что наш мозг хранит намного больше информации, чем мы хотели бы или нуждаемся. Главная трудность – доступ к этой информации и её извлечение из памяти.
Знания поступают к нам через органы чувств. Далее они изменяются и хранятся в виде абстрактных репрезентаций. Именно они подвергаются изменениям. Эти изменения, или модификации связаны с нашим прошлым опытом, результатом которого явилась сложная сеть наших знаний. Таким образом, поступающая информация обрабатывается, абстрагируется и хранится затем в системе памяти человека.
Еще один важный вопрос: как человек овладевает знаниями? С ответом на него связаны гипотезы врожденного и приобретенного знания. Попытки объяснить, как ребенок овладевает языковыми закономерностями, обычно увязываются с двумя научными подходами. Первый не признаёт наличия у детей какого-то ни было врожденного знания, но допускает, что человек от рождения имеет нечто, дающее возможность овладения языком, т.е. обладает врожденными средствами (механизмами и процедурами) овладения знанием. Решающая роль отводится прижизненному опыту ребенка, благодаря которому формируется не имевшееся ранее знание. Согласно второму подходу, человек от рождения уже располагает определенным «базовым» знанием. Однако мнения о характере такого знания различаются. По-разному объясняют и то, как врожденное знание «извлекается» и используется.
В работах многих отечественных ученых встречается критика идеи врожденного знания. В концепции, идущей от Льва Семеновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Александра Романовича Лурии, утверждается, что структуры языка не являются врожденными, они представляют собой результат отражения отношений объективной действительности. Основания для усвоения языка следует искать вне индивида, овладевающего языком, в санкционированных обществом нормах и способах общения, носителями которых для ребенка являются взрослые.
Одной из фундаментальных научных задач современности является разработка общей теории знаний.
До настоящего времени не имеется единой и непротиворечивой классификации знаний, которая смогла бы объединить все виды знаний, выделяемые по разным основаниям.
В общем виде знание принято делить на научное и ненаучное (обыденное). В научном знании выделяют естественнонаучное и гуманитарное.
Другая классификация общего типа разграничивает знание социальное (философское, экономическое или естественнонаучное, гуманитарное) и индивидуальное (личностное). Здесь, по мнению ряда авторов, знания противопоставляются по степени известности.
В отношении к продуктивной деятельности человека выделяют предметные знания (т.е. знания о некой предметной области объективного мира) и методологические (т.е. знания о знаниях и о способах деятельности, о процедурах оперирования знаниями).
С точки зрения содержания знаний они делятся на энциклопедические (знания о мире) и языковые (знания о системе языка: фонологические, морфологичекие, лексические, синтаксические; знания о правилах построения высказываний по моделям, существующим в языке и правилах функционирования языковых единиц в речи и пр.).
В плане содержания овладения языком родным или вторым (иностранным) разграничиваются языковые и метаязыковые знания.
В соответствии со способами усвоения и запоминания информации (и/или на основании критерия роли соответствующих типов знаний при овладении и пользовании естественным языком, как родным, так и иностранным) разграничивают декларативное и процедурное знание. Декларативное знание – это знание о чем-либо, в то время как процедурное знание – это знание как сделать что-либо, но не на уровне вербального описания, а в плане реального действия. Представление об этих двух типах знаний опирается на научные концепции (в первую очередь, концепцию Дж. Андерсона), в которых долговременная постоянная память подразделяется на декларативную (содержащую все известные нам факты) и процедурную (содержащую процедуры всех действий, которые мы можем выполнить). Соответственно различаются знания фактов и знания процедур.
Согласно этой концепции декларативная память включает семантические знания и недавно закодированные эпизоды, объединяемые в смешанную семантическую сеть; извлечение информации происходит путем распространения активации по этой сети. Для декларативной памяти типично оперирование пропозициями, которые могут формироваться вербально, поэтому мы их осознаем.
Дж. Андерсон разграничивает осознаваемые факты и автоматические действия («процедуры», «продукции»). Процедурная память содержит условие совершения действий («если – то»). Если совпадают условия в нашем опыте и в наличной ситуации, то из памяти извлекается соответствующее действие. Особенностью продукций является то, что они автоматически извлекаются, когда встречаются соответствующие условия.
То, как человек пользуется системой языка, не зависит от его степени осознания этой системы или от его способности описать эту систему.
Процессы анализа и осознания знания обычно увязываются с разграничением имплицитных и эксплицитных знаний. Имплицитное знание – это интуитивная информация, которой оперируют, например, обучаемые; эксплицитное знание – это осознаваемое знание о языке, то есть правила, которые формируются вербально.
Существует также проблема выводного знания, связанного с разграничением явно выраженной в высказывании или тексте информации и того, что в той или иной мере подразумевается или может быть «выведено» из непосредственно данного на основании языковых и/или энциклопедических знаний индивида. Выводное знание непосредственно помогает нам понимать как звучащий, так и написанный текст, оно связано с широким кругом понятия, путь к нему может требовать ряда переходов.
К понятию выводного знания обращаются специалисты в различных областях знания – лингвисты, психологи, психолингвисты. Внимание исследователей в основном направлено на разные особенности выводного знания и на те или иные опоры, играющие особую роль при его извлечении и функционировании.
Как отмечает Александра Александровна Залевская, для установления конкретного объекта сообщения человеку часто приходится опираться на выводное знание, основывающееся на его энциклопедическом знании. То есть человек, слушающий или читающий, воспринимает и понимает информацию, опираясь на свое прошлое знание, свой прошлый опыт. Это энциклопедическое знание, которое хранится в долговременной памяти человека и которое составляет основу выводного знания при «вынесении» информации из текста. Выводное знание – это некоторое заключение, которое выводит читающий (слушающий) текст из очевидного.
Экспериментальные исследования, свидетельствуют о том, что слушающий/читающий заполняет пробелы в воспринимаемом тексте, чтобы получить связное целое, и при этом соединение выводного знания и того, что явно дано в тексте, может приводить к забыванию исходной синтаксической формы текста и к сохранению только смысловой сути. В исходном тексте слова и синтаксические структуры претерпевают изменения через призму нашего языкового или энциклопедического знания.
Важно добавить, что во всех названных случаях выводное знание точнее было бы назвать выводным знанием (отношением) поскольку личностная интерпретация выводимых фактов всегда сопровождается их эмоционально-оценочным переживанием.
Взаимодействие различных видов знаний, особым образом репрезентированных в памяти индивида и составляющих основу для выводного знания, обеспечивает функционирование речевого механизма в процессе понимания текста.
- Теория языка
- Печатается по решению
- Ббк 81.0 я 73
- Оглавление
- Введение
- Содержание курса «общее языкознание»
- Тема 5. Система и структура языка
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 2. Современная структура знаний о языке.
- 3. Место и роль языкознания в системе наук
- 4. Значение теоретических исследований.
- Литература
- Тема 2. Текст и коммуникация
- 4. Текст и коммуникация
- 6. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента
- Литература
- Тема 3. Социальная обусловленность языка
- 1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка
- 2.Специфика обслуживания общества языком.
- 3.Социолингвистика, её методы и задачи
- 4.Понятие языковой ситуации, языковой политики,
- 5.Язык и культура, язык и этнос.
- Литература
- Тема 4. Язык и мышление
- 1.Проблема соотношения языка и мышления.
- 2.Когнитивные науки. Когнитивная психология
- 3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности
- 4.Развитие речи
- 5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности
- 6. Виды знаний и особенности их функционирования
- 7. Прецедентные феномены
- 8. Проблемы продуцирования и понимания речи
- 9. Двуязычие
- 10. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира
- 11. Языковая личность, вторичная языковая личность
- 12.Язык как знаковая система
- Литература
- Тема 5. Система и структура языка
- Литература
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 3. Искусственные языки
- 4. Лингвостатистические методы
- Литература
- Тема 7. Основные лингвистические методы
- 1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке
- 2. Сравнительно-исторический метод
- 3.Другие лингвистические методы
- Литература