logo
ЛЕКЦИИ ПО МЕТОДИКИ

Обучение говорению

  1. Говорение как вид РД.

  2. Виды речи.

    1. по участию памяти и мышления.

    2. подготовленная и неподготовленная.

    3. продуктивная и репродуктивная.

    4. монологическая/диалогическая.

  3. Цели и содержание обучения говорению в СШ.

  4. Методика обучения говорению.

    1. общение, виды общения.

    2. Принципы ситуативности.

    3. Обучение монологической речи.

    4. ------------=-------------диалогической речи.

    5. Контроль умения говорения.

  1. Учитель должен сделать процесс обучения говорения оптимальным (по срокам).

1.ГОВОРЕНИЕ – это такой вид РД, с помощью которого осуществляется устная форма общения, направленная на установление контакта и взаимопонимания с др. людьми.

Г. не является однородным видом РД, оно представляет собой разные виды речи.

2.1.Классификация видов речи по участию памяти и мышления (нем. ученый Кайнц).

  1. Речь, так называемая спонтанная речь (инициальная /инициативная) – самая совершенная речь, т.к. говорящий сознательно соотносит языковые знаки с соответственным содержанием языковой ситуации, т.е. говорящий сам формирует свои мысли, руководствуясь своей инициативой; сам выбирает смысловое содержание, языковой материал.

  2. Речь реактивная, или ответная – представляет собой реакцию на внешний стимул, иногда эта речь может перерастать в спонтанную, но вместе с тем она остается заданной предшествующим стимулом. Это касается как содержания, так и средств выражения.

  3. речь имитативная, т. е. речь, которая построена на ассоциациях, запоминание происходит при помощи ассоциации. Данная речь – имитация. Предполагает повторение воспринятого с осознанием его смысловой стороны. Когда осознания нет, тогда имеем дело с автоматической речью.

П ересказ – не спонтанная речь, а имитативная обилие пересказа не ведет к говорению, а лишь тренирует в имитативной речи.

4. речь ассоциативная, которая осуществляется посредством заучивания при помощи ассоциаций (например – цвета радуги).

По мере увеличения участия памяти, уменьшается участие мышления, и наоборот. В спонтанной речи принимает участие только долговременная память на слова, лекс. Единицы и т.д.. Далее участие памяти возрастает. Т.о. под говорением мы можем понимать 4 вида речи.