logo

Аксиологическая направленность лингвокультурологии как филологической дисциплины

Выделяют несколько видов отношения человека к окружаю­щей природной и социальной действительности:

Если познание действительности, которое всегда предпола­гает оценку как способ соотнесения, сравнения или включения того или иного факта в анализ, имеет своим объектом предме­ты, явления, процессы таковыми, каковы они вне и независимо от сознания субъекта, то ценностное отношение всегда опосре­довано интересами и потребностями человека.

Обращение к ценностным основаниям культуры затрагива­ет одно из центральных понятий современной философии — по­нятие ценности прочно вошедшее и в другие области гумани­тарных знаний.

Хотя аксиологическая проблематика разрабатывалась уже в философии Древнего Востока и античности (Платон) как особая философская дисциплина, само понятие аксиология, обозначившее новый и ставший самостоятельным раздел фило­софии, занимающийся всей ценностной проблематикой, было введено французским философом П. Лапи в 1902 г., а к началу XX в. практически все направления философской мысли обоз­начали свое отношение к концепции ценности.

Ведущая роль категории ценности обозначена русской фи­лософской мыслью (Н.О. Лосский и др.), что свидетельствует о ее тесной сопряженности с русской культурой, и это придает ей особую национальную значимость. Понятие ценности ис­пользуется и играет значительную роль во многих работах линг-вокультурологического направления, а также в исследовани­ях, учитывающих взаимодействие языка и культуры.

«...Культура — это ценности и определяют все именно они, а не "знания и умения"»*.

Центральное положение категории ценности в содержании культуры предопределяет и особое место ценностей в «языковой картине мира». Понятие «языковой картины мира» предполагает изучение «ценностной картины мира», которая определяется взаимодействием мира и человека с его ценностными ориентациями.

Если методологической основой описания взаимодействия двух систем служит мировоззрение, мировидение личности, яв­ляющейся носителем языка и культуры, то понятие ценности может стать центральной категорией этого описания. Задачи лингвокультурологии позволяют значительно редуцировать всю сложность философского подхода к этой проблематике. В лингвокультурологии принято следующее определение цен­ностей: «Ценности — особо важные для жизни человека и чело­вечества явления, факты общественного устройства, культуры и т. п., обычно, разные с точки зрения разных наций, народов, социальных слоев, возрастных групп и т. п.»**.