Средства обучения и коммуникационные технологии
Коммуникационные технологии, т. е. передача и распределение информации, относятся к важнейшим, поскольку именно с их помощью удается создать в обществе единое информационное пространство. Это \^еЬ-технологии (сайты), электронная почта, телеконференция, аудиовидеоконференция и др.
Коммуникационные технологии позволяют осуществлять дистанционное обучение русскому языку как иностранному, т. е. взаимодействие и обучение на расстоянии: по переписке отсрочено (в разное время) и в режиме реального времени. Дистанционное обучение использует коммуникационные технологии для построения системы пространственно-временного взаимодействия и создание специальной среды участников дистанционного образовательного процесса.
Web-технологии в дистанционном обучении помогают передавать и получать информацию в текстовой, графической, видео-, звуковой и комбинированной формах, а значит, размещать информацию, необходимую для обучаемых, а также обучающие и контролирующие программы.
WWW— сокращенное название глобальной компьютерной сети (World Wide Web — всемирная паутина). Для реализации Web-технологий служит WWW-сервер — компьютер со специальным технологическим обеспечением, который представляет собой часть компьютерной (глобальной или внутрикорпоративной) сети, обеспечивающей пользователям сети возможность получать доступ к информации, расположенной на данном сервере. Web-сервером называют программно-аппаратйый комплекс позволяющий:
устанавливать соединение с клиентским компьютером;
принимать запросы на получение информации;
осуществлять поиск требуемой информации в локальных ресурсах;
возвращать результаты поиска запрошенной информации.
Взаимодействие пользователя с WWW-сервером осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения, называемого программой просмотра или броузером (от англ. brouser).
Web-технологии в дистанционном обучении высокоэффективны и многофункциональны, поскольку наличие гипертекстовой среды создает возможность организации интерактивного режима обучения. Они позволяют:
предоставлять обучающемуся учебные материалы в форме, недоступной обычным, традиционным средствам обучения, например быстрое обращение к разделам учебного материала, мультимедийное представление информации, связь с педагогом и др.);
использовать интерактивные обучающие и тестирующие программы, т. е. студенты получают информацию не только от преподавателя, но и из любых других источников.
Электронная почта — телекоммуникационная технология, представляющая собой совокупность программно-аппаратных средств, которые позволяют передавать и принимать сообщения между компьютерами за время от нескольких секунд до десятков минут, что делает ее недорогим и оперативным средством обмена информацией. Пересылаемая информация может быть представлена в текстовой, графической, визуальной и звуковой форме, а также в виде программного продукта учебного назначения.
Обмен информацией может осуществляться в удобное для студента и преподавателя время. Коммуникативное взаимодействие происходит как в режиме off-line (отправление—получение—ответ, разнесенные во времени, асинхронные), так и в режиме диалога в реальном времени — режиме on-line.
При дистанционном обучении с помощью электронной почты осуществляется регулярная оперативная обратная связь между преподавателем и обучающимися, а также между обучающимися. Кроме того, электронная почта обеспечивает оперативный обмен учебными и учебно-методическими материалами.
Телеконференция, чат позволяют осуществлять при дистанционном обучении групповые формы учебной деятельности, т. е. диалог между участниками учебного процесса. Возможность такого общения дает возможность обучающимся узнать, как учатся другие члены виртуальной группы, с какими они сталкиваются проблемами и как их решают. Обмениваясь между собой различного рода информацией, студенты взаимообогаща-ются знаниями и умениями учиться, а также могут оказывать друг другу поддержку.
Общение студентов виртуальных групп на расстоянии способствует овладению знаниями и умениями, саморазвитию обучающихся; обеспечивает формирование коллектива, объединенного общими целями и подкрепленного неформальными взаимоотношениями; является средством создания условий, предотвращающих отсев обучающихся.
Дистанционное обучение с использованием видеоконференц-связи — одно из наиболее дорогих средств обучения, поскольку взаимодействие участников учебного процесса происходит в режиме реального времени с применением специального оборудования — цифровой камеры и дополнительных устройств сопряжения ее с компьютером. К видеоконференцсвязи обращаются обычно в тех случаях, когда учебные задачи не могут быть решены иначе или их решение высокоэффективно. Чаще всего видеоконференции рассматривают как дополнительное учебное средство в сочетании с другими коммуникационными технологиями, при этом процесс обучения полностью управляется педагогом.
Использование коммуникационных технологий в обучении русскому языку как иностранному позволяет:
высокоэффективно размещать в едином информационном пространстве различные средства обучения;
сделать возможной такую форму обучения русскому языку как иностранному, как дистанционное обучение;
легко вступать в контакты с носителями русского языка и таким образом совершенствовать свои умения и навыки во всех видах речевой деятельности.
- Русский язык как иностранный
- Авторы:
- 1. Общие вопросы теории преподавания
- 2. Обучение аспектам русского языка
- 3. Актуальные проблемы теории
- Предисловие
- Литература
- Вопросы и задания
- Основные понятия методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Психологические основы методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Лингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Социолингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- 1.6. Обучение речевой деятельности Специфика речевой деятельности в системе обучения языку
- Вопросы и задания
- Аудирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Говорение
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Государственные образовательные стандарты как руководство к владению видами речевой деятельности
- Часть I. Требования к конкретному уровню общего владения русским языком как иностранным.
- Часть II. Образец типового теста по русскому языку как иностранному. (Соответствующий сертификационный уровень.)
- Литература
- Обучение аспектам русского языка как иностранного
- 2.1. Фонетика русской речи
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.2. Грамматика
- Типы упражнений при обучении грамматике
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.3. Лексика Методические принципы организации лексического материала
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.4. Стилистика
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.5. Лингвострановедение
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.6. Лингвокультурология
- Лингвокультурология в кругу смежных дисциплин
- Антропоцентрическая сущность лингвокультурологии как научной филологической дисциплины
- Аксиологическая направленность лингвокультурологии как филологической дисциплины
- Лингвокультурологический аспект процесса обучения русскому языку как иностранному
- Литература
- Вопросы и задания
- 3. Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному
- 3.1. Основные методы научно-методического исследования
- Эксперимент с двумя независимыми переменными
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.2. Инновационные технологии в методике обучения рки Словарь понятий
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.3. Современные технические средства обучения рки
- Средства обучения
- Аудиосредства
- Аудиовидеосредства
- Мультимедийные средства
- Средства обучения и коммуникационные технологии
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.4.Тестирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература ко всему курсу
- Программа базового для магистрантов курса «Введение в лингвокультурологию» (52 аудиторных часа)*