logo

Средства обучения

По средствам обучения понимается комплекс учебных посо­бий и технических приспособлений, с помощью которых осу­ществляется обучение языку. В методике традиционно выде­ляют средства обучения: для преподавателя, для обучаемых, аудиовизуальные, технические.

Эти группы по своему содержанию нерядоположены: сред­ства обучения для преподавателя и средства обучения для обучаемого могут быть как на традиционном, бумажном носи­теле информации, так и в виде аудиовизуального средства. Тех­нические же средства обучения вообще соотносятся с первыми тремя средствами как способ предъявления и содержание.

Кроме традиционной, существует классификация, в основе которой — разделение средств обучения по способу предъявле­ния учебного и методического материала:

К средствам обучения на традиционном бумажном или за­меняющем его, например пленочном, носителе относятся зри­тельные средства обучения (видеограмма) — печатный текст, иллюстрации (рисунки, фотографии), диапозитивы, диафиль­мы, немые кинофильмы.

К аудиовизуальным средствам обучения относятся:

Аудиовизуальные средства обучения бывают учебными, со­держащими методически обработанный материал, специально предназначенный для использования в обучении русскому язы­ку как иностранному, и неучебными, специально для обучения не предназначенными.

И средства обучения на традиционном носителе, и аудиови­зуальные средства нуждаются (в разной степени) в соответст­вующих технических средствах обучения. К ним относятся средства:

• аудиовизуального воспроизведения — видеомагнитофон, VCD- и DVD-плеер, персональный компьютер.

И средства обучения на традиционном носителе, и аудиови­зуальные средства могут иметь в качестве адресата как препо­давателя, так и обучаемого. И те и другие средства обучения могут объединяться в комплекс, предназначенный для работы с определенным контингентом. Традиционно типовой учебный

комплекс включал, как минимум, три основных компонента — учебник для обучаемого, учебное пособие для преподавателя (на традиционном носителе) и лингафонное приложение (аудиови-деосредство или, точнее, аудиосредство), а также мог содержать и другие различные компоненты, конкретизирующие и допол­няющие основные. С распространением в образовательной сфере персональных компьютеров (ПК) стало возможным предъяв­лять все три основных компонента типового учебного комплекса в виде мультимедийного продукта, записанного на компакт-диск (СВ). Это не исключает сочетания в комплексе мульти­медийных аудиовидеосредств и средств на традиционном носи­теле.

Благодаря использованию коммуникационных технологий все средства обучения могут активно размещаться в едином ин­формационном пространстве, что расширяет их возможности в обучении русскому языку как иностранному.