Аудиосредства
Под аудиосредствами понимают фонограмму — магнитоза-пись, грамзапись, радиопередачу.
Термин аудирование означает слушание и понимание иноязычной речи. Это аналитико-синтетический процесс по обработке акустического сигнала, результатом которого является осмысление воспринятой информации.
Аудирование как вид коммуникативной деятельности условно можно рассматривать не только как самостоятельный вид коммуникации, когда поток речевой информации направлен в одну сторону, например при прослушивании рассказа, озвученного мультимедиашоу, кино-, видеофильма, но и как составную часть речевой деятельности. Аудирование лежит в основе обучения и слушанию и говорению, поэтому для обучения этим видам речевой деятельности применяются аудиосредства.
Аудирование используется на всех этапах обучения русскому языку как иностранному: вначале — для формирования и закрепления навыков слушания и говорения, затем — для корректировки.
Для воспроизведения фонограмм необходим звуковоспроизводящий аппарат или система соответствующей аппаратуры — лингафон. Первые лингафонные устройства появились более 50 лет назад. Их распространение было обусловлено ростом популярности аудиовизуальных приемов обучения. По мере того как возрастало значение экранных пособий в процессе преподавания иностранных языков, менялся характер оборудования, и в 60-е годы XX в. в лингафонных кабинетах были уже не только лингафонные устройства, но и развитая система проекционной аппаратуры. Таким образом, помимо средств аудиовос-произведения — магнитофона, проигрывателя, радиоприемника, — в состав лингафонного оборудования входят и средства визуальной (оптической) проекции — диапроектор, эпидиаскоп, кинопроектор, лазерный проектор.
Лингафонные устройства бывают аудиопассивные и аудио-активные. Аудиопассивные устройства имеют целью предоставить обучаемым возможность прослушивать фонограммы, подаваемые с магнитофонов, установленных на преподавательском пульте; при этом-сами студенты ничего не говорят. Рабочие места аудиопассивного устройства оборудуются головными телефонами, для изоляции от посторонних звуков (шумов) и регуляторами громкости. Аудиоактивные устройства, в отличие от аудиопассивных, дают возможность не только прослушивать фонограммы, но и тренироваться в говорении. Они позволяют обучаемым записывать свою речь на магнитофон, а затем прослушивать эту запись и сравнивать ее с образцовой.
Число рабочих мест в лингафонном кабинете определяется задачами обучения и условиями учебного заведения, так чтобы все обучаемые могли работать одновременно.
Аудиосредства в своей основе имеют фонограмму — запись звучащей речи на магнитном или другом носителе. Такая запись осуществляется с соблюдением методических принципов обучения аудированию и говорению. Однако для формирования навыков слушания и говорения одной фонограммы недостаточно. Как правило, ее дополняют текстовые зрительные средства, образуя тем самым единый комплекс. Работа с материалами комплекса заключается, прежде всего, в прослушивании текста, тематика, лексическое и грамматическое наполнение которого обусловлены особенностями уровня и профиля обучения, а также спецификой контингента. Паузы фонограммы дают обучаемому возможность повторять услышанное, а затем проверять себя, сравнивая свой ответ с образцом. Учебное пособие содержит различные упражнения и задания, связанные с фонограммой.
Современные аудиокомплексы рассчитаны как на аудиторную, так и на самостоятельную работу иностранцев. Они также содержат учебники с приложением аудиокассеты или компакт-диска.
Аудиокомплекс «Русский язык по-новому» (автор М.П. Аксенова, издан в 2000 г.) включает учебник в трех частях с приложением аудиокассет. (Часть I, уроки 1—12. — 440 с. 4 аудиокассеты по 60 минут; Часть II, уроки 13—17. — 336 с. 2 аудиокассеты по 60 минут; Часть III, уроки 18—22. — 304 с. 2 аудиокассеты по 60 минут.) Этот аудиокомплекс представляет собой систематический курс русского языка (начальный и основной). Тексты, упражнения, грамматические таблицы и комментарии каждого урока распределены по уровням в зависимости от целей и сроков обучения. Тренируют все виды речевой деятельности. В полном объеме аудиокомплекс рекомендуется для подготовки специалистов-русистов и рассчитан примерно на 600 аудиторных часов. В неполном объеме рекомендуется для курсовой формы обучения и корректировочных курсов. Может использоваться для подготовки к сдаче экзаменов на сертификат ТРКИ-1.
Аудиокомплекс «Поговорим?: Учебное пособие для продвинутого этапа обучения русскому языку как иностранному», (авторы Е.Е. Юрков и Т.Н. Попова, издан в 2000 г.) включает учебник объемом 160 страниц и две аудиокассеты по 60 минут. Цель аудиокомплекса — развитие навыков аудирования и говорения в социально-культурной и официально-деловой сферах, расширение лингвокультурологической компетенции учащихся. Учебник содержит 12 уроков с иллюстрациями, рассчитанных на 100 аудиторных часов. Прилагается англо-русский поурочный словарь. На аудиокассетах записаны диалоги в типичных ситуациях общения и образцы монологической речи. Рекомендовано для подготовки к сдаче ТРКИ-2 (аудирование, говорение).
Аудиокомплекс «Поехали! Русский язык для взрослых: Базовый курс» (автор С.И. Чернышев, издан в 2001 г.) состоит из учебника в двух частях (280 с.), двух аудиокассет по 74 минуты и двух СВ по 74 минуты. Комплекс адресован начинающим изучать русский язык. Часть I рассчитана на 80—120 часов и обеспечивает быстрое усвоение материала в объеме базового уровня. Часть II также рассчитана на 80— 120 часов и готовит к сдаче теста общего владения первого уровня. В учебнике удачно совмещены грамматический и коммуникативный подходы. Словарь включает перевод на английский, немецкий и французский языки.
- Русский язык как иностранный
- Авторы:
- 1. Общие вопросы теории преподавания
- 2. Обучение аспектам русского языка
- 3. Актуальные проблемы теории
- Предисловие
- Литература
- Вопросы и задания
- Основные понятия методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Психологические основы методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Лингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Социолингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- 1.6. Обучение речевой деятельности Специфика речевой деятельности в системе обучения языку
- Вопросы и задания
- Аудирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Говорение
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Государственные образовательные стандарты как руководство к владению видами речевой деятельности
- Часть I. Требования к конкретному уровню общего владения русским языком как иностранным.
- Часть II. Образец типового теста по русскому языку как иностранному. (Соответствующий сертификационный уровень.)
- Литература
- Обучение аспектам русского языка как иностранного
- 2.1. Фонетика русской речи
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.2. Грамматика
- Типы упражнений при обучении грамматике
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.3. Лексика Методические принципы организации лексического материала
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.4. Стилистика
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.5. Лингвострановедение
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.6. Лингвокультурология
- Лингвокультурология в кругу смежных дисциплин
- Антропоцентрическая сущность лингвокультурологии как научной филологической дисциплины
- Аксиологическая направленность лингвокультурологии как филологической дисциплины
- Лингвокультурологический аспект процесса обучения русскому языку как иностранному
- Литература
- Вопросы и задания
- 3. Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному
- 3.1. Основные методы научно-методического исследования
- Эксперимент с двумя независимыми переменными
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.2. Инновационные технологии в методике обучения рки Словарь понятий
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.3. Современные технические средства обучения рки
- Средства обучения
- Аудиосредства
- Аудиовидеосредства
- Мультимедийные средства
- Средства обучения и коммуникационные технологии
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.4.Тестирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература ко всему курсу
- Программа базового для магистрантов курса «Введение в лингвокультурологию» (52 аудиторных часа)*