Мультимедийные средства
Технические средства обучения, используемые для мультимедийных средств обучения, относятся к средствам аудиовизуального воспроизведения и представлены ПК, оснащенными СD-RОМ, DVD-RОМ и модемом.
Назначение ПК в обучении многообразно. Помимо основной функции — средство обучения компьютер имеет назначение:
инструментальное — для поддержки универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска и хранения информации, коммуникации и др.;
профессиональное — способствует профессионально-ориентированной деятельности;
диагностическое — использует в психологическом и педагогическом диагностировании;
дефектологическое — связано с компьютерной поддержкой обучения людей с дефектами и недостатками развития;
учебно-методическое — для поддержки и контроля учебного процесса, а также учебно-методической деятельности: планирование; подготовка необходимых учебных материалов, методических разработок, индивидуальных заданий, контроль ных работ и др.;
организационное — для управления учебным заведением и его подразделениями, обеспечения работы сети учебных учреждений и др.;
коммуникативное — организует взаимодействие и обучение на расстоянии по переписке отсроченно (в разное время) и в режиме реального времени, т.е. делает реальным дистанционное обучение.
Основная функция ПК как технического средства обучения русскому языку как иностранному — обучающая. Это позволяет говорить о компьютерном обучении, т. е. такой системе обучения, в которой компьютер является техническим средством обучения.
Использование компьютеров на занятии охарактеризуется с разных позиций:
по выполняемым в учебном процессе функциям — применяются для предъявления учебного материала, его закрепления и для контроля;
по отношению к роду обучения — предназначаются как для индивидуальной, так и для индивидуально-групповой работы;
по характеру воздействия на органы чувств — обладают возможностями визуального цветового алфавитно-графического динамического воздействия, а также возможностями звукового воздействия.
Различают два вида компьютерного обучения — рецептивное и интерактивное обучение.
Рецептивное обучение основано на восприятии и усвоении знаний, передаваемых путем аудиовизуального представления (пассивное взаимодействие с точки зрения внешней деятельности).
Интерактивное обучение подразумевает взаимодействие человека и компьютера в диалоговом режиме. Такое обучение строится исключительно на основе обратной связи и подкрепления правильных ответов. Индивидуализация обучения осуществляется с учетом анализа продукта деятельности: результата решения задачи или проблемы. Однако диалог между ПК и обучаемым моделирует лишь отдельные аспекты реального общения между преподавателем и обучаемым. Такое общение лишено ряда существенных характеристик живого общения: на занятии в информационном смысле общение было избыточно, поскольку зрительный ряд сочетается со звуковым, а лингвистические средства — с паралингвистическими. В организации выразительных средств высказывания (пауз, повторений, риторических вопросов) содержится возможность управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых. Компьютер пассивен по отношению к обучаемому, так как работает в режиме ответа, а обучаемый активен. Язык ПК в большой степени формализован, структура машинных языков жесткая, с однозначной смысловой нагрузкой элементов. Ручной ввод информации утомителен, требует постоянного зрительного внимания.
Аудиовизуальные мультимедийные средства называют также программными педагогическими средствами, что подчеркивает, с одной стороны, необходимость программных компьютерных технологий для их создания, а с другой — то, что эти средства и сами являются программами.
Мультимедийные средства (мультимедиа — многофункциональная среда) — это средства, которые, будут реализованными на одном техническом устройстве, позволяют воспроизводить и синтезировать аудио- (речь, музыка и др.) и видео- (анимационные ролики, видеофильмы и др.) информацию. Они позволяют моделировать различные ситуации профессиональной или учебной деятельности, приближенные к реальности. Мультимедиа технологии сочетают в себе две или более базовых технологий и, соответственно, поддерживаются программными средствами, работающими со звуком, видеоизображением и т. д.
Мультимедиа продукты, как правило, размещают на лазерных дисках (СВ, УСВ, ВУВ).
Учебное мультимедиа средство предназначено для индивидуального пользования или группового доступа. При предъявлении обучающемуся учебного материала в виде мультимедиа продукта взаимодействие между главными участниками учебного процесса опосредуется техническими средствами. При этом обучающемуся предъявляется оценка результатов обучения. Она бывает количественная — баллы, число правильно выполненных действий и др. — или качественная — словесное заключение, рекомендация и т. п.
По функциональному назначению выделяют следующие программные педагогические средства:
обучающие, обеспечивающие диалог с ПК для приобретения знаний, умений, навыков;
тренирующие, служащие для закрепления полученных знаний, умений, навыков;
контролирующие, использующиеся для определения уровня и качества знаний и для их корректировки;
игровые, которые могут сочетать в себе элементы обучающих, тренирующих и контролирующих, и считаются наиболее эффективными.
По способности адаптироваться программные педагогические средства бывают:
адаптивные, позволяющие менять способы изложения учебного материала в зависимости от скорости и степени его усвоения; такие программные педагогические средства предусматривают несколько вариантов вопросов и заданий («уровней»), которые автоматически выбираются компьютером в соответствии с ответами обучаемого;
частично адаптивные;
неадаптивные.
По лингвометодическому назначению существуют самые разнообразные программные педагогические средства, отражающие широчайший спектр аспектов обучения русскому языку как иностранному и направленные на обучение какому-либо виду речевой деятельности: фонетические, грамматические, словообразовательные, лексические, стилистические, лингво-страноведческие и др.
По степени независимости выделяют программные педагогические средства:
локальные, связанные с тем или иным учебником, уроком, темой;
автономные, относительно самостоятельные;
для разных этапов обучения.
Педагогические программные средства являются компонентом системы средств обучения, поэтому для их создания, так же как и для создания средства обучения на традиционном бумажном носителе, прежде всего необходимо представить:
цели обучения;
систему коммуникативных потребностей и их приоритетность;
лингводидактическое содержание — объем языкового материала, принципы отбора грамматики и лексики и др.;
характер организации материала, т. е. его соотнесенность с программой, учебным планом, принятыми видами контроля;
страноведческое содержание.
Функции педагогического программного средства:
информирующая;
формирующая;
систематизирующая;
контролирующая;
мотивирующая.
Педагогическое программное средство должно также соответствовать дидактическим и методическим требованиям к учебному средству.
Такой методически обоснованный подход к созданию педагогического программного средства, когда в современных условиях их разработкой занимаются и профессиональные творческие коллективы и отдельные методисты, очень важен. Например, преподавателями СПбГУ создан мультимедийный курс по обучению русскому языку как иностранному, проект которого был представлен весной 2003 г. в СПбГУ на Международной научной конференции филологического факультета (секция «Лингводидактика»). Пособие содержит стандартные темы-сферы: «В университете», «Город», «Больница» и др. В каждой теме выделяются минимальные структурные единицы, равные уроку, — блоки. В рамках урока даются ситуации: деканат, занятия, библиотека, столовая и т. д. Каждая ситуация представлена в диалоге (аудиоряд, видеоряд, авторский мультфильм). Для работы с ситуацией предусмотрены: система упражнений, лек-сико-грамматический тренинг (упражнения), словник, комментарий.
Предлагаются упражнения:
языковые — вставить нужное слово вместо паузы;
условно-речевые — дается модель и пауза для ответа;
речевые ситуации — вопросы и паузы для ответа, потом правильный ответ;
коммуникативные — дается схема всего блока, предлагается выбрать определенное место блока, например диалоги; затем следует послушать реплику и во время паузы после реплики дать ответ.
В блоке комплексно представлены три режима: интерактивная информативность; практическая работа (задания, диагностика, подсказка) и контроль (задание на время, диагностика, сравнение с эталоном). Осуществляется проверка умений говорения.
Для пособия характерны интерактивность, сквозной проход по всему пособию, совмещение в одном уроке разных заданий и ситуаций. Предусмотрен различный режим работы: с преподавателем, оп-Нпе, сЪ.еЛ. Виртуальное изображение представлено трехмерной моделью.
Мультимедийное средство обучения по своим общедидактическим и методическим характеристикам не отличается от средства обучения на традиционном носителе. Но использование современных информационных технологий, а именно представление информации в виде образов, возможность воспроизводить и синтезировать аудио- (речь, музыку и др.) и видеоинформацию (анимационные ролики, видеофильмы и др.) на одном техническом устройстве, позволяет на одном носителе (компакт-диске) представить средство обучения:
заменяющее традиционный комплекс аудиовизуальных средств обучения — учебник, сборник упражнений, словарь, аудиокассета и др.;
не требующее специально оборудованного лингафонного кабинета;
пригодное как для аудиторной работы под руководством преподавателя, так и для самостоятельной работы, включая дистанционное обучение.
Разработка и создание полноценного, методически адекватного учебного средства, в том числе и мультимедийного требует серьезной длительной профессиональной работы. Некоторые учебные материалы могут быть разработаны преподавателем русского языка как иностранного самостоятельно.
Для представления тестов и упражнений в виде мультимедийного продукта преподавателю не требуется умений и навыков программирования, достаточно владеть компьютером на пользовательском уровне и освоить программу М1сго8оЙ Родуег Рот!,, которая позволяет создавать фалы («слайды»), связанные системой ссылок.
В тесте каждый файл-слайд соответствует одному вопросу теста с несколькими вариантами ответа, из которых правильный только один. При выборе каждого ответа автором теста может быть задан или переход к следующему вопросу (при правильном ответе), или возврат к этому же (при неправильном ответе), или сквозной проход всего теста с начислением баллов по результатам ответа. При неправильном ответе возможно делать отсылку к соответствующему теоретическому материалу.
Таким же образом подготавливается раздаточный материал с упражнениями и заданиями, где автоматически будет производиться их оценка и отсылка в случае ошибки к словарям или учебнику для повторения.
Для оформления файла используются цвет, графика, рисунки, анимация. Тест или упражнения могут быть записаны на дискету, компакт-диск, отправлены студенту электронной почтой или размещены в интернете.
Размещение информации в интернете требует определенного места — сайта. Профессиональное изготовление сайта и его размещение в интернете стоит от 2 тыс. долларов США и выше. Допустимо и самостоятельное создание, пусть не профессиональных, но пригодных для размещения учебной информации бесплатных сайтов с возможностью добавления и обновления текстовой и графической информации: заданий, упражнений, материалов для дистанционного обучения. Сделать это позволяет программа Microsoft Front Page, предлагающая шаблон структуры сайта и шаблоны оформления. Текстовая и графическая информация, занесенная на сайт, может связываться между собой гиперссылками. Это также дает возможность создавать упражнения и задания, результаты выполнения которых будут контролироваться и оцениваться.
- Русский язык как иностранный
- Авторы:
- 1. Общие вопросы теории преподавания
- 2. Обучение аспектам русского языка
- 3. Актуальные проблемы теории
- Предисловие
- Литература
- Вопросы и задания
- Основные понятия методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Психологические основы методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Лингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Социолингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- 1.6. Обучение речевой деятельности Специфика речевой деятельности в системе обучения языку
- Вопросы и задания
- Аудирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Говорение
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Государственные образовательные стандарты как руководство к владению видами речевой деятельности
- Часть I. Требования к конкретному уровню общего владения русским языком как иностранным.
- Часть II. Образец типового теста по русскому языку как иностранному. (Соответствующий сертификационный уровень.)
- Литература
- Обучение аспектам русского языка как иностранного
- 2.1. Фонетика русской речи
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.2. Грамматика
- Типы упражнений при обучении грамматике
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.3. Лексика Методические принципы организации лексического материала
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.4. Стилистика
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.5. Лингвострановедение
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.6. Лингвокультурология
- Лингвокультурология в кругу смежных дисциплин
- Антропоцентрическая сущность лингвокультурологии как научной филологической дисциплины
- Аксиологическая направленность лингвокультурологии как филологической дисциплины
- Лингвокультурологический аспект процесса обучения русскому языку как иностранному
- Литература
- Вопросы и задания
- 3. Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному
- 3.1. Основные методы научно-методического исследования
- Эксперимент с двумя независимыми переменными
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.2. Инновационные технологии в методике обучения рки Словарь понятий
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.3. Современные технические средства обучения рки
- Средства обучения
- Аудиосредства
- Аудиовидеосредства
- Мультимедийные средства
- Средства обучения и коммуникационные технологии
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.4.Тестирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература ко всему курсу
- Программа базового для магистрантов курса «Введение в лингвокультурологию» (52 аудиторных часа)*