logo
Роль речевой коммуникации в

Этика речевого общения в профессиональной деятельности.

Этика – нормы поведения, мораль человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы».

Кроме того, нередко используются (и ниже также будут использованы) термины «этикет», «речевой этикет». Под этикетом понимается установленный порядок поведения, форм обхождения. Отсюда речевой этикет – это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.

Шесть принципов делового этикета:

·        Делайте все вовремя (вовремя – в зависимости от менталитета данной страны)

·        Не болтайте лишнего

·        Будьте любезны, доброжелательны и приветливы

·        Думайте о других, а не только о себе

·        Одевайтесь как положено

·        Говорите и пишите хорошим языком

К этикетным формам общения относятся речевые формулы извинения, просьбы, благодарности, согласия/несогласия, приветствия, прощания и др. Цель их использования состоит в том, чтобы партнер по общению мог правильно идентифицировать выражение через речь тех или иных чувств говорящего. Соблюдение этики в данном случае происходит в виде адекватной речевой и/или чувственной ответной реакции. На уровне этикетных форм осуществляется и ритуальное общение. Под ритуальным общением понимается выработанный обычаем или установленный порядок совершения общения.

Требования этики к деловому общению:

·        старайтесь избегать жаргонных словечек и оскорбительных выражений;

·        умейте слушать других и показывать, что вам это интересно;

·        говорите правильно и соблюдайте правила грамматики в устной и письменной речи;

·        правильно произносите имена собственные;

·        все служебные тайны храните при себе;

·        будьте весьма осторожны с той или иной информацией, которую могут услышать

·        сослуживцы или посетители во время встречи или телефонных переговоров, особенно если беседа носит личный характер.