logo
Антонимы в школьных учебниках

1. Цели и принципы обучения лексикологии и лексикографии

Лексикология изучается на уроках русского языка в начальной школе, а затем продолжается и дополняется новыми сведениями в средней школе.

«Лексикология - раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка. Лексикография - наука о составлении словарей» Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология. - М., 2003. - С. 21..

Цели изучения разделов лексикологии (и примыкающей к ней фразеологии) таковы:

1. Дать представление об основной единице лексики - слове.

2. Дать представление о лексическом значении слова:

А) показать двустороннюю природу слова (план выражения - план содержания);

Б) добиться различения слова и обозначаемой им реалии.

3. Дать представление об однозначных и многозначных словах:

А) показать обязательность связи значений слова между собой;

Б) дать понятие прямого и переносного значения слова.

4. Дать учащимся представление о словарном составе языка - лексике.

5. Продемонстрировать системные отношения в лексике: синонимию, антонимию.

6. На примере омонимии и синонимии показать асимметрию плана выражения и плана содержания.

7. Дать представление о лексике как о развивающейся системе.

8. Дать представление о сферах употребления лексики (общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления).

9. Дать представление об источниках пополнения лексики.

10. Дать представление о фразеологизме как о языковой единице:

А) показать сходство и различие со словом и словосочетанием;

Б) показать специфику значения фразеологизма по сравнению со свободным словосочетанием;

В) дать представление о системных отношениях в фразеологии (синонимия и антонимия).

11. Дать понятие о словарях разных типов (толковые и специальные), научить пользоваться словарями основных типов.

Все понятия лексикологии описываются в школьном курсе следующим образом:

- определение понятия;

- функция;

- отражение в словаре.

При изучении лексикологии используются такие общеметодические принципы, как экстралингвистический, системный, функциональный, синхронический с обращением к диахронии.

Экстралингвистический принцип реализуется в том, что при изучении многих тем (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия, устаревшие слова, фразеологизмы) можно опираться на соотнесение слова и называемой им реалии: предметы могут быть показаны или изображены на рисунке. При этом они могут быть не снабжены подписями, и тогда ученики идут в направлении от реалии к слову, или подписаны, и тогда рассмотрение идёт от слова к реалии.

Системный принцип состоит в рассмотрении взаимосвязи и взаимозависимости языковых единиц, их постоянном сопоставлении и противопоставлении: в курсе рассматривается связь значений многозначных слова, которые противопоставляются омонимам, в сопоставлении и противопоставлении рассматриваются синонимы и антонимы.

Одним из важнейших аспектов изучения лексикологических понятий является рассмотрение их функционирования, то есть использования в текстах разного стиля. Здесь постоянно осуществляется связь уроков по теории лексикологии и уроков по развитию речи.

Объектом изучения в школе является современный русский язык. Все основные понятия (структура значений многозначного слова, омонимия и др.) рассматриваются на синхронном срезе, «однако в курсе лексикологии происходит обращение к процессу исторического развития языка (распадение многозначности, заимствования разных эпох, устаревание слов и возникновение новых слов)» Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений // Под ред. Е.И.Литневской. - М., 2006. - С. 190..