Лингвостилистические особенности спортивного комментаторского искусства

курсовая работа

3. Анализ спортивных репортажей об Олимпийских играх

В представлении российских СМИ домашняя Олимпиада - дело государственной важности. Известные люди, высказывающиеся об Олимпиаде, больше говорят о значимости этого события для государства http://sochi2014.com/sch_ambassadors_ru:

Игры в Сочи оставят беспрецедентное наследие для России и всего Олимпийского движения в социальной сфере, спорте и экологии. (Мария Шарапова)

Игры откроют всему миру современную, обновленную, Россию и станут катализатором колоссальных изменений в самых разных сферах жизни. (Евгений Дементьев)

Зимняя Олимпиада, как главное событие в зимних видах спорта, создаст уникальный стимул для развития национального спорта, и оставит после себя целую массу мировых рекордов, поставленных российскими спортсменами». (Владимир Спиваков)

Известно, что Россия является одной из величайших спортивных держав, завоевавшей самое большое количество медалей в зимних видах спорта. Поэтому город Сочи достоин звания столицы зимних Олимпийских Игр (Мария Бутырская)

Уверен, что зимние Олимпийские и Паралимпийские игры 2014 года в Сочи - это реальность, и я сделаю всё, чтобы они прошли там, потому что чётко понимаю, сколь велико значение спорта для страны». (Никита Михалков)

Как член Международного олимпийского комитета и как человек, гордящийся своей страной, я полностью поддерживаю Заявку «Сочи-«2014» на проведение зимних Олимпийских и Паралимпийских игр. Игры великолепно продемонстрируют всё то новое, что сегодня происходит в нашей стране, и придадут этому процессу новый импульс. Они послужат катализатором для развития Краснодарского края и оставят потрясающее наследие ценностей Олимпийского движения для всей страны. (Александр Попов)

Заявка «Сочи-2014» на проведение зимних Олимпийских и Паралимпийских игр важна для страны не только с точки зрения экономической выгоды - необходимо помнить, что Олимпиада оставит после себя беспрецедентное в олимпийской истории наследие. (Евгений Плющенко)

Итак, Олимпиада - дело, прежде всего, государственное. Обычные люди со своими чувствами и эмоциями не являются центром внимания. Показательными в этом отношении являются статьи и репортажи, посвященные выбору талисмана Олимпиады. В статье в газете «Новый регион» от 4 марта 2008 сообщается: «Избирком Сочи и оргкомитет «Сочи-2014» заявляют о непричастности к организации и проведению 2 марта в городе конкурса по выбору символа Олимпиады 2014 года. И организаторы Игр, и Олимпийский комитет России подчеркивают, что настоящие выборы талисмана будут позже, через 2-3 года, а ситуация с сочинским референдумом стала следствием того, что процедура выбора символа строго не оговорена МОК, сообщает newsru.com» Новый регион. Скандалы и происшествия // 4 марта 2008. Сам факт того, что «народные» выборы талисмана противопоставлены «государственным», свидетельствует о выстраиваемой в СМИ оппозиции: Олимпиада - официальное, государственное, важное / инициатива от простых россиян - неофициальное, негосударственное, неважное.

Показательна дискуссия о символе предстоящей Олимпиады, развернувшаяся на форуме Сочи 2014 http://sochi-2014.biz/component/option,com_fireboard/Itemid,39/func,view/id,93/catid,33/. В рамках данного исследования хотелось бы разобрать предлагаемые символы и аргументацию:

символ

«ЗА»

«ПРОТИВ»

мамонт

снег, зима, лыжи

население страны не должно ассоциироваться с вымершим животным

дельфин

сильный, быстрый, ловкий, дружелюбный

не ассоциируется с зимней олимпиадой

вымышленный персонаж (снежик)

на большинстве последних олимпиад символом являлся именно вымышленный персонаж

в России символу придается большое значение (ср. медведь как символ Олимпиады 1980 года)

По мысли анонимных пользователей Интернета, символ Олимпиады должен ассоциироваться с а) зимой и зимними видами спорта, б) страной и ее населением. Как справедливо указал один из посетителей этого форума, его респонденты путают «эмблему» и «талисман»: «Символы Олимпиады - это эмблема и талисман. Эти понятия часто путают, однако талисман Сочи-2014 должен быть символом хозяина Олимпиады - России, а эмблема - символ, который должен отражать интересы народов земного шара, а не одного государства» Там же..

Репортаж об Олимпиаде в средствах массовой информации в России, как правило, состоит из подводки (анонса) и самого устного или письменного текста. Примечательно, что заголовок сюжета или его анонс, как правило представляет собой предложение, построенное по модели сложного предложения с придаточным изъяснительным:

«Путин рассказал, как ковалась победа» http://www.uasport.net/olimp/news/31779/;

«Стало известно, кто профинансирует Сочи-2014» http://www.uasport.net/olimp/news/31776/

В репортаже о победе России в конкурсе МОК большая часть предложений - это именно слова какого-то известного человека:

Вице-премьер РФ Александр Жуков в беседе с журналистам, поговорив с Владимиром Путиным, находящимся на борту самолета по пути из Гватемалы в Москву, отметил, что президент РФ поздравляет всех, в том числе журналистов, и благодарит за проделанную в последнее время работу. Жуков признался, что последние дни были особенно тяжелыми и он даже похудел.

Глава корпорации Интеррос Владимир Потанин, когда одна из журналисток поздравила его, воскликнул: "Так целуйте же, а то что это за поздравление?!".

Со своей стороны, глава Минэкономразвития России Герман Греф заявил, что, отмечая победу Сочи, российская делегация пить не будет. "Мы - спортсмены, мы будем танцевать", - сказал он. "Гватемала, держись!", - добавил министр.

Представитель Русского дома Михаил Куснирович заверил, что угощения, чтобы достойно отметить победу Сочи, хватит на всех.

По окончании балета на лед вышли вице-премьер Александр Жуков, глава Минэкономразвития Герман Греф, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и председатель заявочного комитета Сочи-2014 Дмитрий Чернышенко. Они поблагодарили всех собравшихся за их вклад в победу Сочи, а также членов МОК, которые пришли в Русский дом за их решение в пользу России. "Нам эта Олимпиада нужна больше, чем кому-либо", - сказал Фетисов.

Спикер Госдумы Борис Грызлов расценивает победу Сочи в борьбе за право проведения зимней Олимпиады 2014 года - как национальную победу.

"Это наша национальная победа, победа нашего народа, нашей дипломатии, нашего президента", - заявил он журналистам в четверг, комментируя решения Международного олимпийского комитета (МОК).

Грызлов отметил, что хотя и существует лозунг, что спорт вне политики, но время показывает, что это не так. "В старые времена во время Олимпиады прекращались все войны", - сказал он.

Он также отметил, что "наша победа в споре городов-претендентов носит политическое звучание". "Это подтверждение того, что мир не однополярный, есть те силы, которые поддерживают Россию, Россия вновь становится мировым лидером", - подчеркнул он.

Глава заявочного комитета Сочи Дмитрий Чернышенко пообещал, что зимние Олимпийские игры в 2014 году будут "фантастическими".

"Ваша вера в нас, ваше доверие вдохновляли нас последние два года. Мы вас не подведем. Олимпийские игры в России будут фантастичными, и они будут очень ценны как для России, так и для всего Олимпийского комитета", - сказал Чернышенко.

Он отметил, что эти игры помогут пройти России переходный период.

"На жизнях многих россиян отразится решение, которое сегодня принято МОК", - считает он.

Глава МОК Жак Рогге на пресс-конференции заявил, что личные гарантии Путина и поддержка большинства населения России сыграли большую роль при принятии решения о выборе Сочи столицей "белой" Олимпиады-2014.

"Это вызывает большое доверие, потому что гарантирует поддержку всей страны и ее руководства", - сказал Рогге, отвечая на вопрос иностранной журналистки о том, является ли участие "обаятельных лидеров обязательным условием для победы".

Глава МОК отметил также, что такая поддержка "показывает ценность Олимпийских игр не только для города и региона, но и всей страны"

Как уже сообщалось, Путин лично участвовал в презентации олимпийской заявки в Гватемале. От имени России он гарантировал, что строительство олимпийских объектов будет завершено вовремя. Путин пообещал обеспечить безопасность участников Олимпиады, а также сказал, что на дорогах не будет пробок. Путин также пообещал настоящий снег http://www.uasport.net/olimp/news/31777/.

Главными новостями, основой текста, таким образом, становятся слова того или иного человека. Более того, как уже было отмечено выше, для России Олимпиада - дело государственное, и именно поэтому в ее презентации участвовал лично президент страны. В представлении городов-кандидатов от других стран такого даже не предполагалось.

Можно было бы объяснить этот факт тем, что Олимпиада пока еще не состоялась, и в ней видят «проверку на прочность» как всего российского спорта, так и России как организатора. Однако освещение той же туринской Олимпиады в российских СМИ также представляет собой по большей части комментарии известных людей:

Владимир Путин в Кремле примет российскую паралимпийскую сборную;

Путин поздравил паралимпийскую сборную России с успешным выступлением в Турине;

Президент Эстонии вручит государственные награды героям Олимпиады;

Паралимпийские игры по значению приближаются к Олимпийским - Король (имеется в виду Сергей Король);

Тягачев: основная задача - создание зимнего олимпийского центра в Сочи;

Чампи считает, что Паралимпиада придает волю к жизни;

Николай Круглов не считает себя героем и готовится к новым стартам http://olymp2006.ru/archive/20080329/.

Прием ссылки на авторитетное мнение интересен как психологическая уловка. С одной стороны, репортаж в одном из средств массовой информации является частью стиля массовой коммуникации, и все упоминаемые и написанные в газете вещи, в том числе и ссылки на источник информации, являются также приметами этого стилевого регистра. С другой стороны, ссылка на источник информации - принадлежность не только стиля массовой коммуникации. Это речевой прием, призванный придать словам говорящего больше веса, сделать их заслуживающими доверия, показывая, что не сам человек придумал то, что говорит, но есть некий независимый источник, который так утверждает. В сфере риторики такой ход мысли называется аргументом к авторитету, и он настолько силен, что порой ораторы используют его в качестве единственного аргумента.

«Русскому оратору свойственна определенная скромность: выступая, он скорее сошлется на слова известного человека, чем на свой собственный авторитет (если, конечно, он не признанный эксперт в данной области). Защищая диссертацию, ученый обязан показать, что он изучил труды маститых предшественников, а не просто сам пришел к научному открытию. Специалист по риторике профессор МГУ А.А. Волков в своей книге «Курс русской риторики» называет скромность одной из четырех основных добродетелей успешного оратора (наряду с честностью, доброжелательностью и предусмотрительностью).

Скромность предполагает, что во всех спорных случаях оратор старается не ссылаться на себя («А кто так считает? - А это я так считаю»), но подтвердить свои соображения словами какого-то авторитетного источника» Шуйская Ю.В. Ссылка на авторитет - главный аргумент русского оратора // Новая адвокатская газета, № 2 ноябрь 2008 г..

Ссылка на факты, статистику - своеобразный способ продемонстрировать своему читателю, что информация верна, и как бы присоединиться к источнику, если он авторитетен и уважаем. Это часто используется в публичных речах. В показательной речи апелляция к фактам используется для придания словам большего веса и одновременно для демонстрации того, что данная мысль не оригинальна, - но в этом и состоит ее ценность.

Если проанализировать это с точки зрения функций языка, выделяемых Р.О. Якобсоном, то здесь реализуется не только апеллятивная, но и метаязыковая функция Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // сб. Структурализм: «за» и «против». - М., 1975. - С. 143.. Он выделяет шесть аспектов общения, в которых могут проявляться различные особенности использования языка. Адресант - тот, кто производит сообщение, адресат его принимает и понимает за счет использования конкретного кода (например, человек, не знающий английского языка, не поймет сказанное на нем сообщение). Для приема сообщения необходим контакт между собеседниками. При этом оба собеседника, даже если они общаются по телефону и не видят друг друга, обладают неким общим контекстом общения (например, они встречаются, чтобы обсудить проблему, оставшуюся нерешенной в прошлый раз, когда им приходилось общаться).

Наличие этих шести аспектов общения предопределяет возникновение шести его различных функций:

Коммуникативная, направленная на контекст общения. Это основная функция, которую выполняет язык - служить средством общения. Эта функция предполагает, что происходит прием и передача информации, о приеме мы узнаем по ответу на нее. Для проверки работы этой функции в диалогах радистов в конце фразы обязательно звучит слово «прием». В диалогах телевизионных журналистов, когда один из них ведет репортаж с места действия, а другой - новостную программу, и в конце фразы каждый из них упоминает имя другого.

Апеллятивная, направленная на адресата. Для воздействия это наиболее важная функция, так как ее смысл - в том, чтобы вызвать у адресата определенные чувства и эмоции, заставив его тем самым принять какое-либо решение. Фактически, вся манипуляция людьми с помощью общения происходит именно в этой сфере.

Поэтическая, направленная на само сообщение. Если представить себе, что сообщение (то есть текст), подобно человеку, имеет свои желания и так же стремится быть более красивым, то мы столкнемся с реализацией поэтической функции в речи. Она, естественно, как и все функции, исходит от человека, производящего данную речь, но ее основная идея - в том, чтобы сделать сообщение как можно более прекрасным.

Экспрессивная, направленная на адресанта. Эта функция имеет такую направленность, потому что ее задача - дать возможность говорящему как можно более полно реализовать свои чувства и эмоции. Чем богаче словарь языка, чем больше в нем возможности для выражения своих чувств - тем полнее в нем реализуется эта функция. Если апеллятивная функция нередко стремится к лаконичности, то экспрессивная - к многословию, так как говорящий старается подобрать как можно более точное выражение своих мыслей, чувств и эмоций. Она не сходна с поэтической, так как ее идея - не эстетическая, а попытка преодолеть закономерность, озвученную еще Тютчевым: «Мысль изреченная есть ложь». Эту функцию реализуют восклицания, проявления эмоций, а также самоисправления и уточнения - «Нет, не так… здесь нужно другое слово…».

Фатическая, направленная на контакт. Эту функцию реализует ритуальное общение - разговор, не имеющий содержания, и направленный просто на установление контакта.

Метаязыковая, направленная на код. Эта функция общения реализует себя в обсуждении терминов, уточнении слов и их значения в ходе общения. Так, перед подписанием договоров или заключением сделок тщательно оговаривается значение некоторых терминов во избежание дальнейшего непонимания. Неполадки в коммуникации в обыденной сфере также часто связаны с недореализованностью метаязыковой функции общения.

Делись добром ;)