Комплексный лингвистический анализ текста отрывка романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

курсовая работа

Глава I. Анализ художественного пространства текста

В выбранном нами для анализа фрагменте мы отметили достаточно большое количество маркеров художественного пространства. Исходя из выделенных маркеров, мы выделили пространство «квартира старухи-процентщицы», которое включает в себя несколько подпространств:

· «подпространство комнаты»

· «подпространство спальни»

· «подпространство кухни»

· «подпространство передней (прихожая)»

· «подпространство предметов интерьера».

Необходимо отметить, что данная сцена показывает убийство старухи главным героем Раскольниковым: все его мысли и действия хаотичны и быстры, поэтому и пространства во фрагменте постоянно меняются. Действие фрагмента начинается в «подпространстве комнаты», затем переходит в «подпространство спальни» и затем еще несколько раз в «спальню» и «комнату». Затей герой «совсем было потерялся» и действие на некоторое время переместилось в «подпространство прихожей». Следует учесть, что все эти перемещения происходят в считаные минуты, пространства меняются очень быстро. Затем действие перетекает в «подпространство кухни», где герой, уже совершивший убийства старухи и Лизаветы, в более спокойном темпе «вытащил и топор, вымыл железо, и долго, минуты с три, отмывал дерево», «осмотрел пальто, панталоны, сапоги». Однако, осознав, что же он сделал, действие быстро перемещается в «подпространство прихожей» под бормотание героя «Надо бежать, бежать!» и на этом фрагмент логически завершается.

Следует учесть что «подпространство прихожей» имеет две номинации: «прихожая» и «передняя».

Несколько личное пространство: старуха (тело: волосы, лицо, шея; одежда (карман)), Раскольников, Лизавета (лицо: верхняя часть лба).

Делись добром ;)