История ораторского искусства в России

контрольная работа

2. Развитее риторики в России

Как справедливо отмечают исследователи, на протяжении многовековой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областями знаний не раз претерпевало кардинальные изменения.

Значительный вклад в развитие теории красноречия внесли русские ученые. В XVII в. уже известны несколько трудов по ораторскому искусству, среди которых надо отметить учебник М. Усачева «Риторика» (1699 г.). Но в этой и других работах еще сильно влияние богословско-церковной риторики. Подлинное же искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможности свободно развиваться и совершенствоваться.

Решительный шаг на этом пути сделал создатель Московского университета и Академии наук М.В. Ломоносов (1711-1765). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил начало русской риторике, написав «Краткое руководство к красноречию». В этой книге, не потерявшей своей актуальности и сегодня, была заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства. Теория ораторского искусства рассматривается М.В. Ломоносовым в трудах «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» и «Российская грамматика». Он дает яркое и образное определение красноречия, перечисляет условия успеха публичного выступления.

Другая замечательная работа, оказавшая влияние на развитие теории красноречия не только в России, но и в других славянских странах, - это «Правила высшего красноречия», написанные М. М. Сперанским (1772-1839). В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели. Сперанский считал, что «основание красноречия суть страсти», т.е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому, - это «склонить ум, тронуть сердце».

Среди других теоретических работ следует назвать "Краткую риторику" А.Ф. Мерзлякова, учебник риторики Н.Ф. Кошанского, статьи об ораторском искусстве М.В. Буташевича-Петрашевского и В.Г. Белинского. Как уже говорилось, университетское (академическое) красноречие было уже в XVII в., а также в более поздний период наиболее передовым жанром русского ораторского искусства.

Но во второй половине XIX века начинается постепенный упадок риторики как науки. В системе образования появляется новый предмет - теория словесности. Под этим названием выходили школьные нормативные руководства с 70-х годов XIХ века до 20-х годов XХ века. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе все больше ориентируется на изучение фольклора и художественной литературы.

Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 г. в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели: С.М. Бонди, В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект - культура речи и стилистика.

И лишь в 70-е - 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (таких, как П. Сопер, Д. Карнеги, П. Мицич, О. Эрнст) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто хочет овладеть мастерством оратора.

Возрождение риторики было связано с социальным заказом - необходимостью повышения устной агитации и пропаганды, особенно лекционной, - и появлением новых учебных дисциплин - лингвистики текста, прагматики и др.

В последние годы риторики начали обучать в вузах, в отдельных школах, лицеях, гимназиях в рамках факультативных и элективных курсов. Появились авторские программы.

Однако единого подхода к определению предмета и содержания современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета в настоящее время не существует.

Заключение

Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом. Речь, не содержащая в себе новых мыслей, новых соотношений между старыми мыслями, наполнена уже известными сентенциями, а нередко не содержит в себе никаких мыслей как таковых. А как часто именно такую речь мы слышим в институте, по телевизору, на улице.

Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Именно этому и может научить предмет риторики.

Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что если все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры в России поднялся бы, как минимум на порядок за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного вопроса, даже общий кругозор говорящего.

Конкретно владение риторикой необходимо каждому человеку: нанимаясь на работу, надо уметь рассказать о себе, чтобы начальнику захотелось принять говорящего в число своих сотрудников; в новом коллективе заявить о себе как о человеке, с которым приятно и интересно говорить; отчитаться о проделанной работе так, чтобы открылись дальнейшие перспективы карьерного и материального роста.

Тот, кто обладает риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в процессе социального, бытового, делового и профессионального общения. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.

Список использованной литературы

1. Александров Д.Н. «Риторика», М., «ЮНИТИ», 1999

2. Апресян Г.З. «Ораторское искусство», М., МГУ, 1986

3. Гаудина Л.К., Ширяев Е.И. «Культура русской речи», М., 1988

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Деловая риторика», Ростов н/Д, «МарТ», 2001

Делись добром ;)