Исследование аргументации в политическом дискурсе

дипломная работа

1.3 В лингвистике

ВЫХОД НА ТЕОРИЮ КОММУНИКАЦИИ

Теория коммуникации как научная субстанция формируется преимущественно на почве прикладных, ориентированных на практику исследований. В данном случае наука рождается не в виртуальной воображении, а на основе теоретического анализа и обобщения событий и явлений, которые уже состоялись или происходят и зафиксированные на вербальном канале коммуникации.

Слово коммуникация пришло к нам через английский язык (communication) от латинского communicare, что означает "находиться в связи, принимать участие, объединяться" [4, с.23]. Слова communicate, community, communication однокоренные. Украинскими соответствиями являются сочетаться, общаться, союз, сообщество, общение.Российскими, соответственно, общий, общество, общаться, общение, приобщить. Идея единства, объединения, связи с общественностью является определяющей для понятия коммуникации, или общения. Общаться - становиться членом сообщества, а это значит сопереживать, становиться духовно близким, придерживаться норм сожительства.Определяющим здесь является связь между членами сообщества, но бесспорно эта связь должна быть не так физическим, как духовным. Факт духовного единства и наличие общих форм духовной связи творят сообщество. Общение, или коммуникация, и означает установление такого единства с помощью соответствующих форм духовного единения (духовных связей). Духовное единение является ничем иным, как работой души и ума. Таким образом, понимание является важным фактором общения, поскольку только умственное единение может свидетельствовать о союзные единство, единство мысли и дела.

Итак, общение, если оно происходит, предусматривает следующие признаки:

1) коммуникаторов - тех, между кем происходит общение, в частности коммуниканта - того, кто инициирует процесс общения, выступает его адресантом, и коммуникат - того, на кого направлено общения и кто является его адресатом;

2) духовно-интеллектуальную единство тех, кто общается, - совместное сознание, общую культуру;

3) общую форму духовного бытия - язык;

4) при необходимости общепонятные знаковые системы, заменяющие речь в определенных ситуациях, - письмо, иностранные языки и др.. знаковые системы;

5) при потребности созданы сообществом средства общения - книги, газеты и т.д.;

6) социально-психологическую способность к общению - способность говорить, выражать мысли, чувства соответствии с выполняемой социальной функции и социальными предписаниями и способность слушать, воспринимать и понимать высказанное зависимости от социальной функции слушателя / читателя, а также социальных требований [13, с. 28].

Основными результатами успешного общения всегда есть взаимопонимание и согласие: согласие слушателя с говорящим, согласие поступать, как того требует собеседник и ситуация. Процесс общения может быть затруднено спорами, недоразумением, но общение всегда должно завершаться полным согласием. Согласие на 30% означает, что общение, увы, тоже произошло лишь на 30%. Поэтому важными при общении является умение и методы убеждения собеседника, чтобы обеспечить полное согласие и избежать конфликтности в коммуникативной ситуации. Эти умения входят в профессиограмму специалиста по вопросам общения, а методы убеждения являются основой его профессиональных знаний. Основной конфликт при общении - это конфликт между собеседниками при отсутствии согласия по недоразумению. Коммуникация всегда является длительным процессом, который находится на стадии поиска понимания и согласия. Коммуникация - это не результат, это процесс поиска результата.

Сейчас в науке существует сотня определений коммуникации. Еще в 70-х годах ХХ в. F.Dance в статье о понятии коммуникации зафиксировал 95 дефиниций и сгруппировал их в 15 категорий [50, с. 41]. Польская исследовательница H. Walinska de Hackbeil в 1975 году в своей докторской диссертации "Понятие коммуникация в американской теории массовой коммуникации" зафиксировала более 200 дефиниций, нашла в американской литературе, и выделила в них 18 семантических (смысловых) категорий. Польский комуниколог T. Goban-Klas в своем учебнике "Средства массовой коммуникации и массовая коммуникация" приводит семь типичных определений коммуникации [50, с. 42]: коммуникация как трансмиссия (трансляция, передача) информации, идей, эмоций, умений; коммуникация как понимание других, когда мы и сами хотим, чтобы нас поняли (коммуникация как понимание); коммуникация как воздействие посредством знаков и символов на людей; коммуникация как объединение (создание сообщества) с помощью языка или знаков; коммуникация как взаимодействие посредством символов; коммуникация как обмен значениями между людьми, которые имеют общее в восприятии, стремлениях и позициях; коммуникация как составляющая общественного процесса, который выражает групповые нормы, осуществляет общественный контроль, распределяет роли, достигает координации усилий подобное. Внимательно анализируя эти определения, можно прийти к выводу, что это не дефиниции, которые противоречат друг другу, они лишь дополняют друг друга; каждое из определений охватывает определенную сторону явления, давая более глубокое постижение коммуникации. Как отмечает украинский исследователь коммуникации Г. Г. Почепцов, не стоит волноваться, что есть сотни дефиниций [55, с. 27]. Даже тот факт, что под коммуникацией издавна понимают еще и средства транспорта, физической связи (почта, телефон, воз, кони, лодка, поезд, река, канал, море, канализация и т.д.), вовсе не означает, что физические и знаковые коммуникации - совершенно разные сроки. Идея связи в общении является доминирующей, и это дало основания так широко употреблять термин коммуникация - для обозначения средств связи вообще. Коммуникация (общение, рус. Общение, англ. Communication) - это обусловлено ситуацией и социально-психологическими особенностями коммуникаторов процесс установления и поддержания контактов между членами определенной социальной группы или общества в целом на основе духовного, профессионального или иного объединения участников коммуникации, который происходит в виде взаимосвязанных интеллектуально-мыслительных и эмоционально-волевых актов, опосредованных языком и дискретных во времени и пространстве, - то есть в виде актов вещания, актов паралингвистического характера и психофизиологического воздействия, актов восприятия и понимания и т.п., которые связаны с процессами сбора фактов, их хранения, анализа, переработки, оформления, выражения и при необходимости распространения, восприятия и понимания, происходящих с использованием или без него различных знаковых систем, изображений, звуков (письмо, жесты, мимика и др.)., средств коммуникации (газеты, журналы, аудиовизуальные программы и т. п.), средств связи (телефон, телеграф, транспорт и др.) и результатом которых является конкретная интеллектуально-мыслительная и эмоционально-волевое поведение собеседника, конкретные результаты его деятельности, принятые им решения, удовлетворяющих членов определенной социальной группы или общества в целом.

Основным в этом определении есть понимание коммуникации как процесса, который выполняет объединительную функцию и не тождественно вещанию. Конечно, самым естественным операциям, в которых происходит общение, являются языковые операции, или голос. Общение и речь отождествлять нельзя. Речь - это форма общения, причем не единственное. Скажем, такие психофизиологические формы влияния на собеседника, как внушение, поведенческие акты (видимо демонстрации тела, использования жестов), которые могут сопровождаться и не сопровождаться речевыми актами, тоже являются формами коммуникации и направлены на привлечение участника коммуникации к своей группе, коллективу, к выполнению им определенных физических или интеллектуальных действий, необходимых тому, кто инициирует коммуникацию, или выражает интересы тех, кто заинтересован в этой коммуникации, то есть в подчинении лица своем сообществе. Кстати, не во всех коммуникативных ситуациях слово является действенным, иногда взгляд важнее, чем слово, и нужно уметь хорошо ориентироваться в ситуации и выбирать оптимальную форму общения.

Под массовой коммуникацией (массовым общением, mass communication) понимают организованное общение, что является видом общественно-культурной деятельности, которая происходит в виде взаимосвязанных интеллектуально-мыслительных и эмоционально-волевых действий, направленных на духовное, профессиональное или иное объединение массы людей (масс ) [58, с. 67].

Основным в этом определении есть понимание коммуникации как организованного общения, или деятельности, т.е. такой активности людей, которая имеет свои мотивы, свою структуру, которая состоит из действий - актов, подчиненных цели. Кстати, любая деятельность не существует сама собой, она всегда представлена конкретными действиями и в них реализуется. Самым естественным действиями, в которых происходит общение как деятельность, являются языковые действия, или речь.

То, что массовая коммуникация является организованным общением, имеет принципиальное значение для понимания формирования и развития массово-информационного процессов в обществе. Идея организованного общения может возникнуть только в ситуации ответственности говорящего (коммуниканта) за свою "словесную работу". Эта ответственность редко возникает при общении двух людей, ибо такое общение имеет уровень преимущественно бытовой межличностной коммуникации.

Массовость акта речи, когда на тебя смотрят сотни глаз, дает ощущение важности выполняемой дела, то есть акта вещания, и заставляет серьезно относиться к организации самого процесса общения. Кроме того, психологически общения с массами - это всегда выход за пределы своего привычного, незаметного для своей же сознания "я". Актуализация своего "я", то есть осознание того, что и как ты делаешь в данный момент, характерная для особых ситуаций, в которые попадает человек. К таким ситуациям относится и коммуникативная ситуация, в которой приходится держать слово перед массой людей. Осознание же своих поступков, действий, операций, целей, мотивов и т.п., а через осознание и управление ими лежит в основе профессионализма, т.е. мастерства. А это в свою очередь ведет к профессионализации действий, возникновения соответствующей профессии и подготовки соответствующих специалистов. Таким образом, организованное общение, которым является массовая коммуникация, давным-давно приобрело признаки профессиональной деятельности и поставлено в производственные условия наряду с развитием средств массовой коммуникации, без которых эффективная связь с массами невозможен, то есть наряду с возникновением индустрии масс-медиа. Итак, профессиональная массовая коммуникация - это искусно организованное общение в виде общественно-культурной деятельности, участниками которого являются, с одной стороны, профессиональные вещатели (коммуникаторы, или коммуниканты), оказывающих согласно общественно-этическими нормами, законами государства, требованиями технологии организации вещания и общение, и, с другой стороны, масса людей (массы, коммуникат), на которую оказывают влияние профессиональные вещатели через средства массовой коммуникации, что является продуктом профессиональной массово-информационного деятельности в сфере информационной индустрии как "институционализированные формы производства и распространения общедоступных (публичных) сообщений , которые распространяются в большом масштабе, включая значительное разделение труда в их производственном процессе и функционировании через сложное посредничество печати, фильма, фотографии и звукозаписи "[47, с. 22].

Делись добром ;)