Использование групповой формы работы на уроках иностранного языка

курсовая работа

1.4 Принципы формирования групп и их работы

Теоретические работы таких психолингвистов и социолингвистов как G. Kaspar, T.B. Carlson, K.L. Allwright, многих методистов, а также анализ практического опыта обучения позволили систематизировать способы и приемы обучения групповому общению на уроках иностранного языка.

Организацию группового общения необходимо начинать с формирования речевых групп. Как показали многочисленные исследования психологов, оптимальный состав группы - четыре - пять человек. В зависимости от характера задания состав речевой группы может меняться. В зависимости от целей формируется состав, он может быть однородным и разнородным. Состав групп должен быть разнородным, чтобы в каждой группе были свои консультанты, способные взять инициативу в речевом взаимодействии и оказать посильную помощь застенчивым или отстающим учащимся этой группы[22].

Е.С. Пассов пишет, что для успешной работы речевой группы прежде всего нужно подобрать ее состав по следующим критериям: уровень обученности, учебные интересы, внеучебные интересы, внеучебные занятия (общность контекста деятельности), личный опыт, коммуникабельность, число выборов (количество учащихся желающих общаться с данным учеником), умение выполнять соответствующее задание, работоспособность, эмоциональность[10,с.153].

По этим критериям создаются однородные и разнородные группы, в зависимости от задания и целей работы. Состав группы может быть непостоянным, и меняться даже на одном уроке для выполнения разных заданий.

Е.С. Пассов говорит что, когда учитель ставит цель помочь слабым учащимся, то он образует разнородные группы, в которые могут входит несколько слабых учеников, чтобы они меньше стеснялись своего незнания.

Возможно создание речевых групп на длительное время при условии их удачной работы, создание речевых групп из слабо подготовленных учащихся, чтобы они занимались по своему плану, постепенно выходили на класс с результатами своей работы и таким образом утверждали себя в классе и в собственных глазах.

Деятельность группы будет успешна только при оптимальном распределении функций, а это зависит от лидера и консультанта. Лидерство бывает инструментальным (лидер назначен) и экспрессивным. Группа максимально эффективна, когда обе лидерские роли реализуются одним человеком. При назначении лидера необходимо учитывать две функциональные структуры группы.

Речевая группа (как ее называл Е. С. Пассов) - это обязательное промежуточное звено между парным и коллективным общением. По сравнению с парным общением здесь требуется больше внимания, и учет стратегии не одного, а нескольких собеседников и учет отношений между ними[10,с.154].

Если учитель планирует организовать одну проблему для обсуждения для всех групп, цель задания можно сообщить после организации групп. Если планируется обсуждать разные проблемы, задания необходимо объявлять до организации групп. Тогда те учащиеся, которых интересует одна тема, будут иметь возможность объединиться.

Групповая деятельность учащихся на уроке состоит из следующих этапов:1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

В статье Н.М. Тупициной указаны основные 6 способов формирования групп на уроке: по выбору педагога (он сам распределяет учащихся в мини-группы), по желанию учащихся, по набору лидеров (лидеры выбирают состав своих групп), по определенному признаку, по стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер), случайным образом (жеребьевка).

Помимо распределения учеников по группам необходимо чтобы учитель чётко сформулировал задания для каждой группы, план и этапы работы. Атмосфера в группе должна быть положительной, не должно быть антипатии между участниками группы, групповая работа не должна занимать весь урок [29].

Групповая форма работы на уроке является эффективной, однако, ее необходимо разумно сочетать с индивидуальной и фронтальной формами работы для достижения желаемых результатов. Сочетание этих форм определяется учителем в зависимости от решаемых им задач.

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТА НА НАЧАЛЬНОМ И СТАРШЕМ ЭТАПЕ

2.1 Изложение опыта учителей по использованию групповой формы работы на младшем этапе

Игумнова О.В. учитель многопрофильной гимназии №59 в г. Новокузнецке разработала заключительный урок по теме “The English Year” в третьем классе. Она использует групповую форму организации урока на заключительном этапе для систематизации пройденного материала, выявления уровня владения страноведческой информацией, уровня сформированности навыков и умений у детей осуществлять иноязычную коммуникацию. Для достижения этих целей учитель использует интерес младших школьников к викторинам, соревнованиям, конкурсам. Занятие проводится в форме конкурсов между группами. Конкурсная программа подобрана таким образом, чтобы учащиеся продемонстрировали свои способности во всех видах речевой деятельности: умение воспринимать речь на слух, строить высказывание в форме монолога, составлять письменное высказывание в форме реферата. Учитель делит учащихся на группы, в каждой назначается капитан. На первом этапе ученикам задаются загадки, на втором ученики рассказывают стихотворения, которые учили во время изучения темы.

На третьем этапе ученикам раздают карточки с началом и концом предложений, задача учеников соединить части с помощью разноцветных карандашей (каждый цвет соответствует определенному времени года) и составить предложения. Участники команд читают предложения и аргументируют свой выбор. На четвертом этапе ученики отвечают на вопросы. Пятый этап представляет собой защиту письменных проектов по теме времена года. Защита и обсуждение проектов проводится на русском языке. По завершении соревнования подсчитываются баллы, объявляется победитель. С целью снятия усталости ученики поют песню. Данный урок способствует развитию всех видов речевой деятельности, является эффективным средством контроля усвоения лексики и грамматики, мотивирует интерес учащихся[4,с.38].

На начальном этапе возможно также применение проектов, оно способствует развитию мотивации к изучению иностранного языка, творческих способностей учащихся.

Учитель английского языка А.А. Павлин разработала проект с использованием групповой работы в начальной школе

Для участия в проекте приглашаются ученики с 1 по 4 классы. Сначала учитель проводит тестирование ребят для определения их уровня знаний. Для этого она использует сайт anketer.ru. Затем ученики делятся на группы: одна группа собирает копилку обучающих игр английского языка, вторая группа монтирует кино, третья группа собирает дидактический материал. Затем учитель вместе с ребятами использует их на уроке английского языка и анализирует эффективность игр. Для подведения итогов учитель использует тестирование с сайта anketir.ru и анализирует конечные результаты. Такая деятельность является увлекательной для младших школьников, они занимаются тем, что им интересно в рамках иностранного языка, что способствует мотивации к его изучению. Ребята учатся работать в группах, сотрудничать, распределять роли между собой [25].

Следующий проект, предложенный Н.М. Коптенюг в статье «Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся», используется в начальной школе на основе учебника авторов И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной “English” 3 класс. Проект проводится по теме “Food” и получил название “Its delicious!”. Ученики при участии учителя обсуждают цели, содержание и характер проекта. Целью проекта является создание меню для кафе и инсценировка на тему "Посещение кафе". Таким образом, содержание проектной работы основано на логическом продолжении содержания учебника по теме “Food”.

На начальном этапе работы над проектом ученики осваивают лексический материал по теме.

Затем в группах по 2-3 человека учащиеся составляют диалоги по теме.

Для составления проектов образуются 2 группы. Каждая группа должна придумать название для их детского кафе и придумать меню. Каждый ученик группы составляет рецепт блюда, эти рецепты объединяются в меню. В меню дети включают рисунки и аппликации.

Каждая команда составляет диалог «Посещение кафе», используя составленные ими меню.

Такая организация урока способствует расширению словарного запаса, развитию навыков написания сочинений и составления диалогов, развитию грамматических навыков. В результате ребенок осознает, как много он знает и что он уже может рассказать на английском языке[5,с.44-47].

Групповая форма работы на начальном этапе способствует мотивации учеников, повышает интерес к предмету, делает учебный процесс более увлекательным и занимательным. Усвоение материала проходит в игровой форме, легко и непринужденно, что способствует повышению эффективности работы.

2.2 Использование групповой формы работы на уроках английского языка на старшем этапе

А.Л. Павлова использует групповую форму работы при организации урока-соревнования в форме марафона. Данная форма организации урока был выбрана учителем для повышения мотивации изучения иностранного языка, проверки уровня знаний учащихся по теме Present Indefinite and Present Continuous, совершенствования навыка аудирования и навыка понимания и озвучивания видеосюжета. Вначале участников класса разделили на 6 групп. Группы готовят названия, эмблемы, распределяют обязанности. Урок соревнование проводится в течение двух уроков и состоит из трех этапов. Задания составлены таким образом, что каждый ученик имеет возможность выполнить одно задание самостоятельно. Каждый правильный ответ приносит один балл.

Первый этап представляет собой выполнение грамматических заданий. Второй - прослушивание аудиотекста с последующими ответами на вопросы. Третий - просмотр видеосюжета, после которого ученики выполняют задание.

В данном уроке групповая форма работы представлена в виде урока-соревнования, что способствует мотивации учащихся, вовлекает их в учебный процесс, повышает эффективность работы. В рамках групповой работы реализуется контроль усвоения учащимися грамматической темы, совершенствуются аудитивные навыки, реализуется умение работать сообща[9,с.56].

Лучик Т.С. организовала в 10 классе дебаты на зачетном занятии по теме “Modern Technology Can Cause Destruction of the Civilization”. Дебаты состоят из выступлений спикеров и раундов перекрестных вопросов. Существует определенный регламент и правила игры. Группа разделилась на две команды, выступавшие «за» и «против» при помощи жеребьевки. Группы получили задание собрать информацию по данной теме. Учащимся были предложены основные вопросы по теме, которые помогают построить полноценное доказательство. Учащимся также была дана лексика, необходимая для выступления. Участники групп распределили обязанности, выбрали спикеров, судей, таймкипера, который следит за соблюдением регламента и правил, предупреждает спикера об окончании времени выступления. Судья оценивает речь спикеров, снимая баллы за ошибки. После окончания дебатов коллегия судей выбирает команду победителя. Данный тип организации учебной деятельности является весьма сложным, проводить его целесообразно и возможно только на старшем этапе, языковой уровень учеников должен быть высоким. Образовательная технология «Дебаты», сочетающая в себе групповую форму работы, способствует развитию навыков устной речи, умения вести беседу, приводить аргументы, убеждать оппонента, аргументировать свою точку зрения[8,с.21].

Учитель Е.А. Степанова в 10-11 классах проводит игру “Tourist Agency”. Учащиеся делятся на 2 группы - операторы туристического агентства и туристы. Каждая группа получает рекламный проспект об одной из стран для ознакомления. Затем одна группа задает вопросы, а другая отвечает. Учитель следит за грамотностью и логичностью вопросов, фиксирует их количество. Затем команды меняются местами. Побеждает та группа, которая задала больше вопросов, правильно и логически выстроенных. Такой тип организации весьма полезен, поскольку он знакомит детей с новой информацией в интересной и увлекательной форме, а также дети сами задают друг другу вопросы, что увеличивает количество их устной практики на уроке.

Эффективным способом построения урока в старших классах является метод проектов. Учитель Е.А. Степанова организует проект по теме «Проблемы молодежи за рубежом и в нашей стране». Избирается оргкомитет, разрабатывается план, определяются группы по интересам. Учащиеся самостоятельно ищут интересующую их информацию, дополнительный материал, пользуются Интернетом, составляют сжатые сообщения по теме. Учитель вдохновляет и направляет учеников. Учащиеся защищают проекты по теме. При защите проекта ребята располагаются таким образом, чтобы члены группы могли видеть друг друга, они сидят за специальным столом. Благодаря такому расположению учащихся совершенствуется обращенность речи, толерантное отношение при обмене мнениями. У детей углубляются знания по теме проблем молодежи, они узнают о тех трудностях, с которыми сталкиваются молодые люди за рубежом. Метод проектов является эффективным, поскольку он способствует развитию у детей самостоятельности, развивает навыки устный речи, способность работать в группе, распределять обязанности между собой[16,с.66].

В своей практике учитель Е.А. Степанова проводит пресс-конференции. Даная конференция была проведена в старших классах. Были соединены две темы «Роль иностранных языков в жизни людей» и «Моя будущая профессия». Учащиеся опрашивают как можно больше участников конференции, выясняют их мнение, записывают ответы на поставленные вопросы. Затем в небольших группах пытаются найти общее решение, которое обосновывают в итоговой общей дискуссии. Такая организация деятельности стимулирует мотивацию к изучению иностранного языка, увеличивает количество устной практики, способствует развитию умения работать в группах. Во время живого общения дети задают вопросы, обмениваются мнениями[16,с.67].

На старшем этапе наиболее продуктивными формами групповой работы можно назвать дискуссии, дебаты, конференции, викторины, метод проектов.

возрастной групповой учебный педагог

Делись добром ;)