1.7 Пути и способы образования сленга
Пути и способы образования сленга весьма разнообразны, но все они сводятся к тому, чтобы приспособить английское слово к нашей действительности и сделать его пригодным для постоянного использования. Ниже приведены основные методы образования сленга, которые, по нашему мнению, охватывают преобладающее большинство ныне существующей сленговой лексики.
З.Г. Прошина в своей монографии «Английский язык и культура народов Восточной Азии» приводит следующую классификацию заимствований. «По своей форме заимствования делятся на прямые и кальки. Прямые (формальные) заимствования (неточно иногда называемые фонетическими) воспроизводят графическую или звуковую форму иноязычного слова средствами языка-рецептора. Воспроизведение графической формы слова называется транслитерацией, а воспроизведение в языке-рецепторе звуковой формы исходного слова называется практической (переводческой) транскрипцией (например, session - сейшн).
Кальки могут быть структурными (словообразовательными), когда происходит перевод каждого элемента структуры заимствуемого слова или выражения (например, live journal - ЖЖ), и семантическими, когда в заимствующем языке у слова появляется новое значение под влиянием языка-источника» [Прошина З.Г. 2001: 187]. Энциклопедия «Кругосвет» приводит следующее определение термина «калька». Калька - «это единица, созданная путем заимствования структуры элемента чужого языка (слова или словосочетания) с заменой его материального воплощения средствами родного языка; процесс создания кальки называется калькированием» [Зализняк А. 2008].
При заимствовании слово подвергается фонетической и орфографической адаптации. Происходит замена английских звуков на близкие русские. Фонетической адаптацией можно назвать употребление звуковых последовательностей принимающего языка для имитации иностранных звуковых последовательностей и их фиксацию буквами принимающего языка. Также слово обязательно изменяет свой графический облик - написание меняется с латиницы на кириллицу [Прошина З.Г. 2001: 197].
Англицизмы, входя в состав русского языка, начинают подчиняться его морфологическим закономерностям. Попадая в русский язык, англоязычные существительные сразу же приобретают категорию рода, например, борда от англ. board. Множественное число также образуется согласно грамматической системе русского языка, например, девайс - девайсы от англ. device. Как правило, от английского корня начинают образовываться новые слова путем аффиксации (бан - забанивать, пост - запостить), однако есть примеры, когда слово закрепилось только в одной грамматической категории. Большинство англоязычных заимствований также изменяются по падежам.
Интересной особенностью является избирательность значения. Например, в английском языке слово было одновременно и глаголом, и существительным, а в русский язык была заимствована лишь одна из грамматических категорий (feature - фича (черта, свойство)).
Чан Хоанг Май Ань в своей работе «Особенности функционирования англоязычных заимствованных экономических терминов в русском языке на фоне вьетнамских аналогов» [Чан Хоанг Май Ань 2007] отмечает следующую характеристику заимствований: «словообразовательная активность проявляется через появление у заимствованного слова дериватов, образованных по словообразовательной модели заимствующего языка». Далее, он пишет: «к числу полностью освоенных терминов отнесены пришедшие в русский язык англоязычные термины, и создавшие в нем обильные производные слова и терминологические сочетания. А к числу частично освоенных терминов относятся англоязычные термины, не создавшие в принимающем русском языке производных слов».
Отдельное внимание хочется уделить ассимиляции заимствований в языке. Проводилось множество исследований, но критерии ассимиляции до сих пор не были выявлены. Тем не менее, большинство исследователей согласны, что степень ассимиляции можно оценить на синхронном срезе. При этом релевантными будут считаться следующие факторы [Прошина З.Г. 2001: 197]:
1) формальное уподобление звуковой и морфологической системе заимствующего языка;
2) комбинаторная активность слова, его сочетаемость с другими словами заимствующего языка;
3) широта и интенсивность употребления в разных стилях речи, в разных жанрах, у разных авторов и т.п.;
4) появление производных от данной заимствуемой основы, подчинение заимствования словообразовательным законам принявшего языка;
5) вхождение слова в лексико-семантическую систему принимающего языка, синонимическая дифференциация с исконными словами, устранение смысловой дублетности;
6) использование для толкования значения другого слова.
Подводя итоги, можно отметить, что среди российских и зарубежных ученых в настоящее время не имеется единого мнения в отношении самого термина "сленг". Его границы достаточно размыты. Сленг как средство обособления социальной группы безусловно следует отнести к социальным явлениям в языке. Сленгизмы имеют явно выраженную эмоциональную окраску. Сленг является одним из наиболее продвижных пластов лексики, что сильно затрудняет его фиксацию в словарях. Большинство сленгизмов приходят из английского языка, так как англоязычная культура, американский образ жизни и технический прогресс оказывают значительное влияние на современную российскую молодежь.
англоязычный сленг лингвистический экология
- Введение
- Глава 1. Основные тенденции в исследовании молодежного сленга англоязычного происхождения в современном русском языке
- 1.1 Понятие "сленг" в современном языкознании
- 1.2 Источники пополнения сленга
- 1.3 Основные сферы заимствования
- 1.4 Причины иноязычных заимствований
- 1.5 Лингвистическая экология
- 1.6 Тематические группы
- 1.7 Пути и способы образования сленга
- Глава 2. Структура и функционирование молодежного сленга англоязычного происхождения в системе русского языка
- Заключение
- Значение компьютерного сленга для русского языка
- Варианты вопросов к коллоквиуму по теме «Динамические процессы в лексике современного русского языка»
- Проблемы заимствования в лексике. Заимствования в лексике русского языка в его истории и на современном этапе.
- 2.2.4 Формальная организация англоязычных рэп-текстов
- 2) За процессом образования от этих терминов молодежного сленга.
- 2.1 Проблема поиска эквивалентов в русско- и англоязычных словарях
- Терминообразование англоязычной юридической лексики
- 3. Термины жаргон, арго и сленг в англо- и франкоязычной лингвистике