Языки древних цивилизаций

курсовая работа

1.2. Образование индоевропейской семьи языков

Важным компонентом языковой истории является возникновение и распространение индоевропейских языков. Этот процесс начался в глубокой древности, происходит он и сейчас, в виде распространения уже существующих языков - английского, русского, испанского и некоторых других.

В период палеолита далекие предки индоевропейцев обитали между Волгой и Дунаем. Об этом говорит тот факт, что индо-европейскими названиями являются Ра (так называлась Волга), Дон, Буг, Дунай, Балканы, Карпаты, Черное море), а также береза - единственное индоевропейское название дерева. Слова зима и снег являются общеиндоевропейскими; во многих индоевропейских языках встречаются общие названия животных (овца, бык, олень, заяц, еж. выдра, волк), птиц (гусь, утка, орел, журавль), насекомых (муха, овод, оса. пчела, вошь, блоха).

В первой половине каменного века, до IV-III тысячелетий до н. э., образовались три зоны индоевропейских языков: 1) южная, 2) центральная, 3) северная.

Южную зону составляли: этрусский язык древней Италии (вытесненный к началу новой эры полностью латинским языком), ликийский, лидийский, лувииский, хеттский языки Малой Азии. Хеттское клинописное письмо, относящееся к XVIII-XIII вв. до н. э.,- самые древние письменные памятники на индоевропей-ском языке; хеттское иероглифическое письмо относится к XIV-X1I1 вв. до н. э.

Центральная зона подверглась более значительному делению на ветви: с одной стороны, обособляются италийская (роман-ская) и германская ветви, а с другой - иллирийско- фракийская (она сейчас представлена албанским языком), греческая и индо-иранская, которая, в свою очередь, делится на иранскую и индийскую ветви индоевропейских языков.

Германская, романская и славянская (последняя выделилась из северной зоны) ветви образуют группы близкородственных языков.

Рассмотрим образование трех групп славянских языков - западнославянских, южнославянских и восточнославянских.

Общеславянский (праславянский) язык сос-тоял из близкородственных диалектов и диалектных зон, рас-положенных южнее реки Принять, между рекой Западный Буг и средним течением Днепра. Западнее и севернее славян обитали балтийцы, восточное и севернее финно-угорские племена, на юге - иранские.

Общеславянский язык существовал много столетий: со второй половины I тысячелетия до н. э. до VI-VII вв. н. э. Индоевропей-ское наследство не только сохранялось, но и видоизменялось. Непрекращающееся общение поддерживало общие черты. Но вот в VI-VII вв. славянские племена расселились на огромных пространствах от Ильменя на севере до Греции на юге, от Оки на востоке до Эльбы на западе.

Расселение славян по огромной территории привело к образованию трех групп славянских языков, отличающихся разным проявлением общеславянских звуковых законов и правил словоизменения, а также появлением новых слов и корней, фонетических и грамматических закономерностей. Например, имя Карла Великого (франкского короля, с 800 г.- императора) как титул получает различное фонетическое оформление в славянских языках: др.-луж. krol, польск. krol, словац. kral, чеш. kral, словен kralj, сербскохорв. краль, болг. крал, др.-русск. король, русск. король, укр. король, бел; кароль. Типичными особенностями являются структура открытого слога, присущая славянским язы-кам, и полногласие восточнославянских языков.

Расселение славян на Балканах привело в итоге к образованию южнославянских языков (болгарского, македонского, сербско-го, словенского) и балканского языкового союза. Родственные языки сохраняют исконные общие особенности. Общие особенности языкового союза возникают вследствие длительного контакта языков.

Балканский языковой союз охватывает индоевропейские языки, относящиеся к разным ветвям этой семьи,- албанский, болгарский, македонский, новогреческий, румынский (последний сложился на основе народной латыни, на которой говорили колонисты в Дакии и на Балканском полуострове). Грамматическими особенностями балканского языкового союза являются: постпозитивный артикль, образование будущего времени с помощью вспомогательного глагола хотеть, замена ва аналитической формой, аналитизм в склонении тельных.

Примеры артикля: рум. omul -человек (из homo ille), fratele - брат (из frater ille); болг. човекът - человек, момъците - парни, момата - девушка, момчета - мальчик, момичето - девочка. Примеры будущего времени: рум. voi cinta или cinta voi - буду петь {voi из voiu < voleo-хочу); болг. ш,е пея - буду петь, ще пеешь - будешь петь (частица ще есть застывшая форма 3-го л. ед. ч. глагола ща - хотеть).

Не только история индоевропейских языков, но и история других семей языков показывает, что образование родственных языков проходило поэтапно и тесно связано с историей народов - носителей этих языков. Возникновение племенных диалектов и на их основе родственных семей и групп языков - важный факт в истории человечества, как и происхождение человеческой речи.

2. ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ И НАРОДНОСТЕЙ

Важным этапом в развитии форм существования языка является образование языков народностей, а затем и наций. В Европе этот процесс начался с IX-X вв. и продолжается до сих пор. В этот период происходит как образование новых родственных языков (например, французского, английского русского, украинского и белорусского), так и использование уже существующего языка как языка новой народности или нации.

Делись добром ;)