Совершенствование грамматических навыков с использованием модуля

дипломная работа

1.2 Модульное обучение как средство формирования грамматических навыков на уроках английского языка

Обучение и воспитание - целенаправленное воздействие, обеспечивающее усвоение человеком общественного опыта, организатором усвоения которого выступает прежде всего учитель. Процесс обучения и воспитания можно представить как способ функционирования педагогических систем, содержанием которых является управление развитием человека. Активные позиции педагога и учащегося состоят в том, что каждый из них в большей или меньшей степени выступает как в качестве субъекта управления своей собственной деятельностью и поведением, так и поведением и деятельностью других.

Согласно точке зрения Ю.К. Бабанского, любая целенаправленная функциональная саморегулируемая педагогическая система стремится к оптимальным, наилучшим результатам учебно-воспитательного процесса на основе двух критериев: "достижение каждым учеником максимально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости" и "отсутствие факторов систематического превышения учениками и учителями норм времени" [1, с.32].

К основным способам оптимизации процесса преподавания относятся: комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития; конкретизация их с учетом особенностей учащихся; генерализация учебного материала и концентрация на нем внимания учащихся; выбор оптимальной последовательности этапов урока, обоснованный выбор методов, форм и средств обучения; дифференцированный подход к ученикам; определение оптимального объема и сложности домашнего задания, комплексный анализ результатов учебно-воспитательного процесса [2, с.42].

Статистические оценки школы, причин, вызывающих неудовлетворенность ею или ее наиболее привлекательных сторон, данные учителями, учащимися, родителями, свидетельствуют о том, что, прежде всего они не удовлетворены отсутствием специализации, низким профессиональным уровнем учителей, отсутствием кружков и факультативов, завышенным уровнем требований к поведению и своей успеваемости. С возрастом заметно увеличивается доля учащихся, неудовлетворенных собственнообразовательными аспектами, специализацией школы и профессиональным уровнем педагогического коллектива.

Современная организация учебного процесса не затрагивает реальных интересов учащегося. У значительной части школьников отмечается неуверенность в себе, страх неудачи, уныние. Это свидетельствует в целом об эмоциональном дискомфорте индивида на уроке.

Традиционная классно-урочная организация учебно-воспитательного процесса далека от оптимального варианта. По мнению М.Н. Скаткина, эта система "нивелирует способности и стрижет всех под одну гребенку, культивирует подражательную деятельность, не обеспечивает условия для формирования творческих способностей" [19, с.27].

В соответствии с технологическим подходом В.П. Беспалько педагогической системе должна быть задана новая технологическая направленность: предварительное проектирование процесса; центр внимания - учебно-познавательная деятельность самого учащегося, а не методические поурочные и тому подобные разработки; диагностичность целеобразования и объективного контроля результатов. Целеполагание лежит в основе педагогической системы в соответствии с тем, что сами учащиеся ставят проблему развития личности. Педагогическая технология в данном контексте гарантирует конкретные конечные результаты и позволяет избежать ремесленничества, учитывает зону ближайшего развития [11, с.46].

Так, по оценкам учителей, ключевым в совершенствовании современного образования являются его дифференциация и индивидуализация, что связывается, прежде всего, с профилированием учебных заведений и созданием разноуровневых учебных программ по предметам. Необходимость же разработки базового компонента содержания обучения не для всех учителей пока является значимой. Это указывает на неадекватность восприятия ими основных тенденций и процессов совершенствования.

В повседневной педагогической практике, по мнению П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского, отсутствует природосообразная связь всех видов и циклов деятельности учащихся. Хаотичность и неадекватность элементов структуры и процесса создают многократное превышение предельно допустимых норм относительно психологических и физиологических законов и закономерностей по механизмам работы памяти, внимания, мышления и деятельности. Следствием деформации технологии обеспечения являются неудовлетворительные конечные результаты. В настоящее время в организации работы зарубежной школы применение находят идеи дифференциации процесса обучения [25, c.127].

Внедряемые в практику новые педагогические технологии адаптивной системы обучения, разноуровневой дифференциации, коллективных способов обучения, модульной организации учебного процесса позволяют моделировать традиционные методы обучения.

В конце 80-начале 90-х годов ХХ века в педагогическую науку "врывается" новый термин из области технических наук, а именно "модуль". Слово "модуль" (от лат. modulus - мера) имеет три значения:

1) в точных науках - название, даваемое какому-либо особо важному коэффициенту или величине;

2) в математике применяется модуль системы логарифмов;

3) единица меры, например: в архитектуре - часть постройки, служащая единицей измерения для придания соразмерности зданию в целом и его частям [15, c.210].

В педагогической науке модуль рассматривается как важная часть системы, без знания которой дидактическая система не срабатывает. По своему содержанию - это полный, логически завершенный блок.

Модульное обучение, частично применяемое в школах Англии и Швеции, строится по правилам модульности, когда конструкция учебного материала обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, имеет законченность материала в модуле. Модульное обучение отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к учению. Гибкость его связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей, индивидуального темпа учебной деятельности обучаемого [22, c.136].

"Модульное обучение" заключается в разбивке учебного материала на отдельные взаимосвязанные учебные элементы, каждый из которых представляет собой специально разработанный и соответственно оформленный учебный вопрос", - такое определение дает В.В. Валетов. Эта система позволяет индивидуализировать учебный процесс, учитывая степень подготовленности, интересы и способности учащихся. Немаловажно и то, что модульное обучение дополняет традиционные формы подготовки и может быть использовано как самостоятельно, так и в сочетании с ними.

В соответствии с технологическим подходом В.П. Беспалько педагогической системе должна быть задана новая технологическая направленность: предварительное проектирование процесса; центр внимания - учебно-познавательная деятельность самого учащегося, а не методические поурочные и тому подобные разработки; диагностичность целеобразования и объективного контроля результатов. Целеполагание лежит в основе педагогической системы в соответствии с тем, что сами учащиеся ставят проблему развития личности. Педагогическая технология в данном контексте гарантирует конкретные конечные результаты и позволяет избежать ремесленничества, учитывает зону ближайшего развития [11, с.73].

Так, по оценкам учителей, ключевым в совершенствовании современного образования являются его дифференциация и индивидуализация, что связывается, прежде всего, с профилированием учебных заведений и созданием разноуровневых учебных программ по предметам. Необходимость же разработки базового компонента содержания обучения не для всех учителей пока является значимой. Это указывает на неадекватность восприятия ими основных тенденций и процессов совершенствования.

В повседневной педагогической практике, по мнению П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского, отсутствует природосообразная связь всех видов и циклов деятельности учащихся. Хаотичность и неадекватность элементов структуры и процесса создают многократное превышение предельно допустимых норм относительно психологических и физиологических законов и закономерностей по механизмам работы памяти, внимания, мышления и деятельности. Следствием деформации технологии обеспечения являются неудовлетворительные конечные результаты. В настоящее время в организации работы зарубежной школы применение находят идеи дифференциации процесса обучения [17, с.148].

При обучении с использованием традиционных частных методик отрицательное влияние на формирование мировоззрения и категориального строя мышления учащихся, на развитие интереса к учению у них вызывает и перегрузка излишними, малозначительными подробностями.

Модульная система организации учебно-воспитательного процесса посредством укрепления блоков теоретического материала, и его опережающего изучения и значительной экономии времени предполагает движение учащегося по схеме "всеобщее-общеединичное" с постепенным погружением в детали и переводом циклов познания в другие циклы взаимосвязанной деятельности [24, c.9]. Взаимосвязанные, они обеспечивают переход от знаний к умениям.

Многократная повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик играет роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Создание природосообразной структуры деятельности является промежуточной задачей в формировании общей системы общеучебных умений и навыков, служащих развитию ребенка.

Модульная система организации учебно-воспитательного процесса предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. В основе такого обучения лежат субъект-субъектные отношения между учителем и учеником. Обеспечивается самостоятельное, осознанное достижение определенного уровня в учении. Наблюдается высокая степень адаптивности элементов к условиям педагогического процесса [6, с.59].

Модульное обучение (по Т.И. Шамовой) - это один из путей реализации личностно-ориентированного педагогического процесса. Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда [15, c.211].

К ведущим принципам модульного обучения относятся следующие:

ь модульность;

ь структуризация содержания обучения на обособленные элементы;

ь динамичность;

ь действенность;

ь гибкость;

ь осознанная перспектива;

ь разносторонность методического консультирования и паритетность.

Данные принципы и их содержание представлены в таблице 1.1:

Таблица 1.1 Принципы модульного обучения

ПРИНЦИП

СОДЕРЖАНИЕ

1) модульность

Обучение строится по отдельным функциональным узлам-модулям, предназначенным для достижения конкретной цели. Каждый модуль должен быть представлен законченным блоком, интегрирующим различные виды и формы обучения. Впоследствии из них возможно формирование единого содержания обучения. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.

2) структуризация содержания обучения на обособленные элементы

Учебный материал должен быть представлен в рамках одного модуля как единое целое, направленное на решение интегрированной цели.

3) динамичность

Содержание модуля может изменяться в зависимости от социального заказа. Он помогает разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала.

4) действенность и оперативность знаний в их системе

Цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности и способов действий. Кроме того, обучение должно строиться на основе проблемного подхода к усвоению системе знаний.

5) гибкость

Структура модулей должна быть такой, при которой обеспечивается легкое приспособление содержания обучения и возможность его применения к индивидуальным особенностям обучаемых. При реализации данного принципа необходима индивидуализация технологии обучения, которой должна предшествовать исходная диагностика знаний и анализ потребности обучения со стороны обучаемого, его психомоторных характеристик.

6)осознанной перспективы

Для глубокого понимания учащимися стимулов на всех этапах обучения в каждой индивидуальной программе указывается комплексная дидактическая цель, осознаваемая как лично значимый ожидаемый результат.

7) разносторонность методического консультирования и паритетность

Предполагаются паритетные отношения между учителем и учащимися. Основная функция учителя в модульном обучении, основывающаяся на индивидуальном подходе к каждому ученику, консультационно-координирующая.

Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у учащегося навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные знания и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления [15, c.213].

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входят: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения.

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения становятся паритетными, равными между учителем и учеником.

В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке [24, c.13].

В поле современной деятельности по управлению модульным учебно-воспитательным процессом вполне реальна с позиции синергетического подхода замена сложившегося авторитарного стиля на ценностно-ориентированное.

Системный и синергетические подходы предполагают деятельностный принцип, необходимость которого обусловлена учетом структуры деятельности в процессе управления развитием личности ученика на модульных уроках. С позиции такого подхода управление модульным учебным занятием как социально-педагогической системой рассматривается в качестве мотивированной, обладающей определенной целью, направленной на определенный объект (субъект), осуществляемой с помощью совокупности определенных способов (методов), средств и воздействий деятельности педагогов, приводящей к запланированному результату.

Управление субъектом в процессе учебной работы, согласно точке зрения А.Н. Леоньтьева, становится возможным лишь тогда, когда актуально осознается "предмет того или иного осуществляющего ее действия", когда реализуется вся структура деятельности; функциональные единицы ее - это действия, побуждаемые мотивами, связанными с потребностями, и операции, зависящие от условий достижения конкретных целей. Учебная деятельность при модульном обучении структурируется на учебные ситуации или задачи, учебные действия, контроль и оценку. Многочисленные и медленно ликвидируемые ошибки, низкий уровень общения и осознания изученного, слабые или отсутствующие связи с другим учебным материалом - все это следствие отсутствия в обучении учебных ситуаций, что в соответствии с исследованием В.В. Давыдова "приводит к стихийному нащупыванию общего способа действия при длительном решении отдельных конкретных задач".

Процесс усвоения, построенный целиком на деятельности учащихся, при модульной организации обеспечивает глубину и прочность усвоения за счет раскрытия существенных сторон нового материала и различных форм материализации новых знаний [10, с.85].

Поэтому важно строить процесс обучения в согласии с процессом усвоения: на этапе объяснения проецировать новые знания на определенные виды познавательной деятельности, показывать использование знаний при решении задач, соответствующих целям обучения; формируемые знания, умения проводить через основные качественные состояния, последовательность которых и составляет этапы усвоения. Знания и умения в процессе их усвоения меняются по форме, по общественности и самостоятельности.

При построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний. В.А. Онищук указывает на следующие особенности [19, c.57]:

ь Восприятие определяется как реакция "схватывания" объекта изучения; выделяют первичное восприятие, которое ограничивается только уровнем узнавания предмета изучения, и вторичное, оно рассматривается как реакция детального видения объекта изучения.

ь Осмысление знаний происходит в процессе аналитико-синтетической деятельности: анализа, синтеза, обобщения. Здесь важно вычленение главного с целью установления сущностных признаков изучаемого объекта и установления связей между ними.

ь Запоминание - это запечатление знаний в памяти; выделяются три вида запоминания: первичное (имеет большое значение в обучении для безошибочного понимания и применения знаний, сохраняется в памяти длительное время); текущее, или непроизвольное (осуществляется само собой в процессе операций с предметом усвоения); закрепление, или произвольное запоминание (формируете: в специально организованных условиях).

Делись добром ;)